Кружок « Мастерская добрых дел» (Духовно-нравственное направление)
рабочая программа (4 класс) на тему

Гришина Елена Адольфовна

       Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мастерская добрых дел»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_dobryh_del.doc54.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан

МО «Алданский район»

«Рассмотрено»                                                 «Утверждаю»

на заседании педагогического совета №1                 _________О.И. Оглоблина

от 29 августа 2017 г.                                            директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей                         г. Алдан

программы по внеурочной

деятельности                                                           приказ №_________от_____

в    4 А   классе

Рабочая программа

начального общего образования

          кружка « Мастерская добрых дел»

 (Духовно-нравственное направление)

для 4 «А» класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель: ГришинаЕ,А.,

                                           учитель  высшей категории

г. Алдан

                                                                2017 г.


Пояснительная записка

Место внеурочного учебного предмета  в учебном плане

        Программа внеурочного учебного предмета «Мастерская добрых дел»        входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению  «Социальное». В соответствии с учебным планом школы в 4 классе на занятия по внеурочной деятельности   «Мастерская добрых дел»   отводится 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели).

Количество часов в неделю по программе                                         1

Количество часов в неделю по учебному плану                                1

Количество часов в год                                                                       34

       Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мастерская добрых дел»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мастерская добрых дел»  для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  № 2;

Учебный план и календарно-учебный график МБОУ СОШ  № 2 на 2017-2018 учебный год;

Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ  № 2

Цели:

- раскрытие творческого потенциала ребенка

- способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;

- социализировать личность младшего школьника через  выполнение   общественно - полезной деятельности и  участие в коллективных творческих делах; 

- реализация общественно – значимых инициатив.

Основные задачи:

- привлечь  детей к активному участию в делах  класса;

- учить детей навыкам  общественной  работы;

- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

- развивать организационные и коммуникативные компетенции;

- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

- обучение  умению работать индивидуально и в группе;

- формирование умения  планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- развитие природных  задатков  и способностей детей;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;

- развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса

В результате реализации программы учащиеся должны знать:

  • правила дежурных по классу, в столовой
  • несколько видов комнатных растений;
  • пословицы о труде
  • особенности труда обслуживающего персонала школы
  • способы ухода за комнатными  растениями;
  • правила бережного отношения к книгам
  •  правила личной гигиены
  • правила полива, очистки листьев;
  • как выполнять мелкий ремонт книг и тетрадей
  • как выполнять творческие работы с использованием различных материалов.

Личностные:

принимать и выполнять правила школьной жизни;

соблюдать  основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

проявлять познавательный интерес к трудовому  процессу;

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

знать о факторах, наносящих вред здоровью.

Метапредметные:

  Регулятивные:

  • принимать  учебную задачу под руководством учителя;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  •  принимать  элементарный  план действий при работе в группе;
  • определять последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
  • составлять элементарный  план действий при работе в группе;
  • переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
  • вносить коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  • оценивать свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывать рабочее место;
  • эмоционально рефлексировать свои действия;
  • готовить необходимые инструменты для занятия; удерживать организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  • отличать новое от уже известного под руководством учителя;
  • устанавливать очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
  • владеть элементарными навыками чтения информации;
  • сравнивать и группировать предметы и их образы, классифицировать по  заданным признакам, выделять признаки, обобщать под руководством учителя;
  • выполнять работу практического действия под руководством учителя;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе владеть действием моделирования;
  • уметь выделять существенные признаки;
  • действовать по аналогии;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • вступать в диалог; уметь слушать  и понимать других;
  • соблюдать  нормы речевого этикета;
  • оказывать  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимать  правила работы в паре;
  • быть готовым договариваться и приходить к общему мнению (под руководством  учителя);
  • умееть задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
  • понимать, что у других людей есть своя точка зрения;
  • уметь выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

Формы  организации внеурочной деятельности

Наиболее естественным видом деятельности для детей школьного возраста является игра. Также для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод учебного проекта.

Основные формы занятий:

беседа;

игра;

творческая мастерская;

экскурсия;

проект;

наблюдение;

исследование

  Тематическое  планирование

Раздел

Количество часов

1

«Принесем в наш класс уют!»

15

2

«Мастера на все руки»

10

3

«Подготовка к праздникам»

9

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

№№ п/п

Тема занятия

Дата

Планируемые результаты

План  

Факт

1

Повторение общих правил поведения на занятиях, во время посещения театра, проведения экскурсий.

7.09.17

7.09.17

принимать и выполнять правила школьной жизни;

соблюдать  основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

2

Составление режима дня школьника.

14.09.17

14.09.17

3

Организация дежурства в классе.

21.09.17

21.09.17

4

Уборка в классе.

28.09.17

28.09.17

выполнять правила дежурных по классу

5

Поддержание порядка на книжных полках.

5.10.17

5.10.17

принимать  элементарный  план действий при работе в группе;

выполнять правила бережного отношения к книгам

6

Прогулка. Сбор природного материала.

12.10.17

12.10.17

умения анализировать свои действия

7

Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень».

19.10.17

19.10.17

принимать  элементарный  план действий при работе в группе

8

Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень».

26.10.17

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

9

Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень».

2.11.17

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

10

Праздник День матери.

16.11.17

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

11

План работы по дому.

23.11.17

выполнять мелкие задания  дома

12

Открытка Деду Морозу.

30.11.17

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

13

Подготовка к Новому году. Изготовление ёлочных украшений.

7.12.17

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

14

Подготовка к Новому году. Изготовление ёлочных украшений.

14.12.17

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

15

Оформление класса, рекреации к новогоднему празднику.

21.12.17

16

Уборка в классе.

28.12.17

выполнять правила дежурных по классу

17

Мир профессий.

18.01.18

познакомиться с особенностями труда различных профессий.

18

Мир профессий.

25.01.18

познакомиться с особенностями труда различных профессий.

19

Мир профессий.

1.02.18

познакомиться с особенностями труда различных профессий.

20

«Кем я стану, когда вырасту?»

8.02.18

познакомиться с различными профессиями; подбирать материал по теме;   работать со справочным материалом; выполнять презентацию

21

Творческая работы «Закладка».

15.02.18

выполнять мелкий ремонт книг и тетрадей

22

Праздник 23 февраля. Участие в акции

22.02.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов

23

Подготовка к 8 марта . Подарок для мамы.

1.03.18

24

Коллаж «Будь осторожен на дороге!»

15.03.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

25

  Проект «Птицы вокруг нас»

Учимся планировать свою деятельность

22.03.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

26

Проект «Птицы вокруг нас»

Учимся планировать свою деятельность

5.04.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

27

Проект «Птицы вокруг нас»

Учимся планировать свою деятельность

12.04.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

28

Проект «Птицы вокруг нас»

Учимся планировать свою деятельность

19.04.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

29

Никто не забыт, ничто

не забыто.

К 9 Мая и проведение акции «Подарок ветерану».

26.04.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;   выполнять презентацию

30

Участие в субботнике к празднованию Дня Победы.

3.05.18

принимать  элементарный  план действий при работе в группе

31

Подготовка к выпускному начальной школы.

10.05.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

32

Подготовка к выпускному начальной школы.

17.05.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

33

Подготовка к выпускному начальной школы.

24.05.18

выполнять творческие работы с использованием различных материалов;

подбирать материал по теме

34

Праздник  «Прощай, начальная школа»

31.05.18

принимать  элементарный  план действий при работе в группе

Содержание программы

1. Добрые дела для моего  класса.                                                                                                                                                                                                                                                              - Самообслуживание — дежурство в классе, в столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей,  

- Сельскохозяйственный труд  -- уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями).

2. Наши руки не знают скуки.                                                                                                                                                                                                                                                                -  Разные трудовые операции - изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, бумагой и картоном. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему.                                                                                                                                                                                                                                3. Твори добро                                                                                                                                                                                                                                                                        - Оказание помощи— Забота о близких людях. Проведение акций.

Критерии показателей достижений ожидаемых результатов обучения по программе.  

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Теоретическая подготовка

1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы 

Соответствие теоретических знаний программным требованиям 

а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

3 балла

б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ 

2 балла

в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

1 балл

2. Практическая подготовка

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

3 балла

б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более½

2 балла

в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки

1 балл

2. Творческие навыки 

Креативность выполнения творческих заданий

а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно

3 балла

б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога

2 балла

в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями

1 балл

3. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-интеллектуальные умения

Умение сформулировать цель, задачу

Самостоятельная и правильная постановка задачи

а) высокий уровень – Постановка задачи без помощи учителя

3 балла

б) средний уровень – Постановка задачи с подсказкой учителя

2 балла

в) низкий уровень –  умение сформулировать задачу по образцу/ по шаблону

1 балл

Умение  воспринимать  информацию.

Умение самостоятельно осмысливать    материал и  выделять  в  нем  главное.

а) высокий уровень – самостоятельное осмысление материала и выделение в нем главного (без помощи учителя)

3 балла

б) средний уровень – осмысление материала и выделение в нем главного с помощью учителя  или товарища

2 балла

в) низкий уровень –  умение осмыслить

но затрудняется выделить главное

1 балл

3.2. Учебно-коммуникативные умения

1. Умение слушать и слышать педагога 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога 

а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других

3 балла

б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других

2 балла

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию

1 балл

2. Умение выступать перед аудиторией 

Свобода владения двигательными навыками

а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию

3 балла

б) средний уровень – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется

2 балла

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду

1 балл

3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств 

а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения

3 балла

б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства

2 балла

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога

1 балл

3.3.Учебно-организационные умения и навыки

1. Умение организовать свое рабочее место 

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

3 балла

б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога

2 балла

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога

1 балл

2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период

3 балла

б) средний уровень – допускает ошибки

2 балла

в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков

1 балл

3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время 

а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

3 балла

б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога

2 балла

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога

1 балл

3.4. Предметные достижения ребенка

Умение применять полученные знания в практической деятельности и в жизни

Способность на практике  (в повседневной жизни) применить полученные знания

а) высокий уровень – умение самостоятельно  применить знания.

3 балла

б) средний уровень – умение   применить полученные знания  при поддержке (подсказке) педагога

2 балла

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в применении полученных знаний на практике, нуждается в постоянной  помощи педагога

1 балл

18-13 высокий уровень 
12-7  средний уровень 
6-1    низкий уровень

Критерии показателя достижений ожидаемых результатов личностного развития детей в процессе освоения программы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Организационно-волевые качества

1. Терпение 

Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени

а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие

3 балла

б) средний уровень – на большую часть занятия

2 балла

в) низкий уровень – менее чем на половину занятия

1 балл

2. Воля 

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком

3 балла

б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога

2 балла

в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне

1 балл

3. Самоконтроль 

Умение контролировать свои поступки

а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам

3 балла

б) средний уровень – периодически контролирует себя сам

2 балла

в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно

1 балл

2. Ориентационные качества

1. Самооценка 

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

а) высокий уровень – адекватная самооценка

3 балла

б) средний уровень – заниженная самооценка

2 балла

в) низкий уровень – завышенная самооценка

1 балл

2. Интерес к занятиям в объединении 

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

3 балла

б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком

2 балла

в) низкий уровень – продиктован ребенку извне

1 балл

3. Поведенческие качества

1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

3 балла

б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

2 балла

в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты

1 балл

2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения) 

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

а) высокий уровень – инициативен в общих делах

3 балла

б) средний уровень – участвует при побуждении извне

2 балла

в) низкий уровень – избегает участия в общих делах

1 балл

9-7  высокий уровень 
6-4  средний уровень 
3-1  низкий уровень

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Дополнительная литература

Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования.  – М., Просвещение, 2014 год.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

Технические средства обучения

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

               MULTIMEDIA-поддержка курса:  

Материалы к внеурочным занятиям:

Поделки.  http://www.svoimi-rukamy.com/Sdelay/podelki/

Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog.html

Подготовка праздников в начальной школе.  http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/file/2082370/

Гигиена.  http://masterclassy.ru/pedagogam/nachalnaya-shkola/9559-poznavatelnyy-material-dlya-shkolnikov-pravila-lichnoy-gigieny.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...