Программа воспитательной работы.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Салова Елена Ивановна

Программа воспитательной работы с кадетами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kadetov_salovoy2017-2021g.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа кадетского образования  для 1-4 классов разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»; постановлением Правительства РФ от 15.11.1997г № 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе»; приказом Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства Образования и Науки Российской Федерации от  24.02.2010г №134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»; уставом МБОУ СОШ №5, положением о кадетских классах муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №5.

        Патриотическое воспитание направлено на формирование  и дальнейшее развитие личности гражданина,  патриота Отечества, наделенного  самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами: чувством гражданского долга, проявлением  чувства любви к Родине, родному городу, школе, семье, языку, толерантным отношением к другим  народам и культурам, чувством гордости за своё Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства. Система воспитательной работы в кадетском классе реализуется через предметы дополнительного образования, участие в классном и школьном самоуправлении, через взаимодействие с социумом.

В 2005 году в школе была разработана программа по патриотическому воспитанию «Сыны Отечества». Основной целью программы являлось создание условий для воспитания у учащихся инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности, для формирования активной гражданской позиции, патриотизма, любви к Родине и открытости в реальных жизненных ситуациях.   В процессе реализации программы и участия в ней кадетов была проведена поисково-исследовательская работа. Кадеты приняли участие в проектах: «Мой папа в армии», «Письмо в армию выпускнику школы». Проведены встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с воинами- интернационалистами. В школьном музее состоялись «Уроки Мужества»,  «Геральдика государства Российского», экскурсии на  патриотическую тематику.    Таким образом, цели и задачи,  поставленные в программе «Сыны Отечества»  достигнуты.

         Программа «Система военно-патриотического воспитания кадет» разработана в соответствии с  Законом «Об образовании».

Актуальность программы определяется результатами проведенного анализа, вниманием государства и общества к формированию патриотических чувств, культурно-правовых основ мышления, общения и поведения нового поколения России.

        Системность программы обеспечивается полнотой компонентов, из которых будет состоять воспитательный процесс в будущем и скоордионированность связей между ними.

Цель программы:

Социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Задачи:

  1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самознания, образа жизни, миропонимания  и судьбы россиян.        

2.        Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.

3.        Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

4.        Формирование личностной культуры кадета, приобщение к искусству и раскрытие творческого потенциала.

5.        Воспитание чувства собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к достижению поставленных целей и непрерывному самосовершенствованию.

6.        Формирование бережного отношение к окружающему миру.

Этапы реализации программы.

1 этап- подготовительный  (2017-2018 учебный год, 1 класс)

Данный этап  предусматривает:

  • аналитико-диагностическую деятельность;
  • поиск и коррекцию инновационных технологий;
  • форм, методов и способов воспитания с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап- практический   (2018-2020 учебный год, 2-3 класс)

Второй этап предполагает:

  • апробацию и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий и методик воспитательной работы, приемов, методов воспитания, социальной  и психолого-педагогической поддержки личности каждого воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;
  • осуществление опытно-педагогической деятельности по построению воспитательной системы в кадетском классе;
  • усовершенствование модели ученического самоуправления.

3 этап- обобщающий   (2020-2021  учебный год, 4 класс)

Третий этап предусматривает:

  • проведение мониторинга по реализации программы;
  • соотношение результатов с поставленными целями и задачами;
  • определение дальнейших перспектив развития.  

Основные направления  реализации программы.

       Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, культурно-исторического, психолого-педагогического, гражданско-патриотического характеров, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов школы, города, округа, страны, по сохранению национально-культурных традиций.

             Обновление содержания и форм патриотического воспитания предполагается достичь путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

•        Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

-формирование нравственной устойчивой личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважения к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

-воспитание уважения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации;

-использование возможных религиозных конфессий, исповедующих развитие в обществе нравственных идеалов, рассматривающих служение Родине как высший служебный долг и предназначение человека.

•        Культурно- историческое направление, предполагающее:

-воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих в целом Россию и ХМАО в частности;

-формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

-вовлечение кадетов в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

-воспитание любви к малой Родине, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, городу Пыть-Ях;

-формирование бережного отношения к природе своей страны, округа, города.

•        Гражданско-правовое направление, ориентировано на:

-изучение государственной системы Российской Федерации, знание Конституции, гимна, государственной символики и атрибутики ХМАО-Югры, Пыть-Яха;

-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

-воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности, учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;

-развитие правового обучения и воспитания кадет, изучение правовой системы Российской Федерации и Ханты-мансийского автономного округа-Югры; формирование культуры правовых отношений,  стремление к соблюдению законодательных норм;

-усвоение кадетами своих гражданских прав и свободы личности, человеческого достоинства; изучение Декларации о правах человека;

-развитие демократической культуры в деятельности молодежных организаций, создание условий для участия кадет в общественно-политической жизни;

-развитие реально-действующего кадетского самоуправления.

•        Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны и Ханты-мансийского автономного округа-Югры  в годы Великой Отечественной войны;

-сохранение воинских традиций, связей поколений защитников Родины, организация встреч кадет с ветеранами войны и труда, участниками локальных войн;

-формирование позитивного образа Вооруженных сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;

-воспитание уважения к военному прошлому России.

Содержание программы

Основа и необходимое условие воспитания личности - правильная организация процесса воспитания. Работа по содержанию системы патриотического воспитания включает в себя следующие блоки:

Направления работы с учащимися:

•        диагностика уровня воспитанности (ценностные ориентиры, уровень коммуникативной культуры, направленность личности на себя, на общение, на дело, организаторские умения)

•        диагностика уровня гражданственности и патриотизма;

•        анализ результатов диагностики, построение воспитательной траектории

•        психологические тренинги, коррекция, принятие внутригрупповых решений;

•        отношение к символам.

 Среди форм и методов социализации личности особое место занимает  ученическое самоуправление. Главным его содержанием является организация общности детей для удовлетворения потребности каждой личности в саморазвитии. В условиях общеобразовательной школы в кадетском классе созданы все условия:

  • для развития творчества, уважения личности ребенка, его прав, интересов через реализацию  его права на выбор, свободу действий и возможность их защищать через развитие института социальной ответственности на основе права и морали в реализации ученического самоуправления;
  • для формирования правового пространства, через соучастие в самоуправлении каждого участника школьной жизни, развитие правового социума.

       Исходя из этого,  строится  система ученического самоуправления с обязательным участием в ней учащихся кадетских классов.

Работа с родителями

Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается от «близкого к далекому»: от любви к родителям,  к дому, к школе, к городу,  к родной стране. В семье дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родине. В семье ребенок получает первый социальный опыт. Содержание и характер  этого опыта зависит от моральных и жизненных ценностей всех членов семьи. Взаимодействие с родителями  способствует воспитанию бережного отношения к традициям и сохранению  семейных связей.

  Формы работы с родителями: организация семейных  клубов, дни открытых дверей, организация выставок, экскурсий, совместные мероприятия и праздники с детьми. (Диагностические  исследования  по изучению родительской позиции  и уровня педагогических знаний планируется проводить на основе опросника АСВ - анализ семейного воспитания - и  методики «Моя семья»)

Направления работы с родителями:

•        диагностика родительской позиции;

•        проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам патриотического воспитания детей;

•        семинары-тренинги;

•        проведение родительских собраний и концертов;

•        проведение совместных мероприятий с родителями физкультурно-оздоровительного направления;

•        создание школьного проекта «Я хочу быть, как папа».

Отслеживание программы:

•        педагогические наблюдения

•        психодиагностика

•        отчеты о результатах тематического периода.

Критерии оценки результативности программы

  1. Качество образования.
  2. Достойное выступление кадет на городских мероприятиях (парад, посвященный Дню Победы, слёты, фестивали, спортивные соревнования, военно-полевые сборы, а также участие в научно-практических конференциях, олимпиадах)        
  3. Разностороннее развитие личности кадета (широкий диапазон занятости кружковой работой, участие кадетов в различных творческих конкурсах)
  4. Учебная дисциплина в классе
  5. Высокие морально-этические качества:ответственность обязательность, исполнительность, честь и достоинство, коллективизм, патриотизм
  6. Социальная активность (участие в школьной жизни, городских мероприятиях)
  7. Отсутствие правонарушений
  8. Высокие показатели физического развития детей. (Отсутствие роста динамики заболеваний, а также хорошие показатели физического развития, подтверждённые данными мониторинга)
  9. Положительные отзывы родителей.
  10. Информационное сопровождение программы положительные отзывы на форуме школьного сайта.

Ожидаемые результаты

Всестороннее развитие личности, сформированность общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания полного общего образования. Получение условий для приобретения начальных знаний и умений, необходимых для осознанного выбора будущей профессии. Сформированность у кадетов высоких волевых и духовно-нравственных качеств:дисциплинированности, чувства патриотизма, чувства верности конституционному и военному долгу, социальной активности. Подготовка физически здоровых юношей и девушек, способных к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.

Промежуточный результат

      Учебный план дополнительного образования состоит из 3-х блоков:

1.        военно-теоретического,

2.         военно-прикладного,

3.        культурно-эстетического.

 В рамках первого этапа проводится:

  • практическая реализация основных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, разработка и издание методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, формирующего гражданское и патриотическое воспитание;
  • проведение мониторинга по выявлению педагогической эффективности  и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопления педагогического опыта.

      В рамках второго этапа планируется провести дополнительный мониторинг воспитательной   деятельности с выделением 4-х блоков:

  • учебного блока (уровень обученности, показатели качества обучения);
  • воспитательного  блока (уровень воспитанности, сформированности гражданской позиции);
  • психологического блока (психологическое сопровождение направлено на успешное обучение и  развитие учащихся);
  • здоровьесберегающего блока (отслеживание динамики состояния здоровья и уровня физической подготовленности).

     В рамках учебного блока регулярно проводится текущий анализ качества образования кадет.  

     В рамках воспитательного блока проводится текущий анализ диагностик по уровню гражданского и патриотического воспитания кадет.

     В рамках психологического блока  проводится мониторинг по уровню тревожности.

     В рамках здоровьесберегающего блока проводится работа в учебные и каникулярные дни по повышению двигательной активности учащихся. Это способствует формированию  у ребят положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом и  позволяет получить положительный результат в сохранении физического здоровья.

План  реализации программы

Мероприятие

Сроки

Ожидаемые результаты

Обновление содержания и форм патриотического воспитания.

Проведение тематических классных часов по патриотическому и гражданскому воспитанию

1 раз в четверть

-формирование нравственно устойчивойличности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважения к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

Беседы врачей и специалистов центра «Надежда», «Гера». «Вредные привычки и их последствия для здоровья растущего организма»

Ежегодно

Октябрь март

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации; воспитания толерантности, профилактики экстремизма;

- профилактики наркомании и алкоголизма.

Акция «Посади дерево»

Апрель-май

-воспитание уважения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

Акция «Памяти павших - будем достойны» - уборка памятника к памятным датам.

Февраль, май

-вовлечение кадетов в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;

Тематический классный час «Традиции и обычаи  народов России»

Декабрь

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

«Героическая судьба земляков» -классный час ко Дню города

 Сбор кадетских классов

Сентябрь

-формирование бережного отношения к природе своей страны, округа, города.

-воспитание любви к малой Родине- ХМАО-Югре, городу Пыть-Ях, гордости за их историю и достижения настоящего времени;

Уроки геральдики в школьном музее

Октябрь

-изучение государственной системы Российской Федерации, знание Конституции, гимна, государственной символики и атрибутики ХМАО-Югры, Пыть-Яха;

Встреча с инспектором ОДН

Ноябрь

-развитие правового обучения и воспитания кадет, изучение правовой системы РФ и ХМАО-Югры; формирование культуры правовых отношений,  стремление к соблюдению законодательных норм;

 Практическое занятие «Права и свободы граждан»

Апрель

-усвоение кадетами своих гражданских прав и свободы личности, человеческого достоинства; изучение Декларации о правах человека;

 Встреча  кадет с ветеранами войны и труда, участниками локальных воин;

Участие в параде, посвященному Дню Победы

Февраль,

Май

9 мая

-сохранение воинских традиций, связей поколений защитников Родины,

-формирование позитивного образа Вооруженных сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;

Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе

 Мероприятие

«Посвящение в кадеты»

Поздравление военнослужащих

Месячник оборонно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы

Февраль

(ежегодно)

По совместному плану с ГОВД

23 января-

23 февраля

Военно-профессиональная ориентация кадет и их подготовка к военной службе,

-встречи кадет с офицерами военкоматов, представителями ГОВД по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и  деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих;

-получение начальных знаний по основам военной службы;

Участие кадетов в военно-спортивных играх,  школьных соревнованиях

Согласно годовому плану

-практическая подготовка военной, военно-технической и военно-спортивной направленности

Участие в спортивных соревнованиях, посвященных Дню милиции

По совместному плану с ГОВД

-формирование у кадетов готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера;

Участие в параде, посвященному Дню победы

Май

-получение начальных знаний и практических навыков по основам военной службы;

Работа с учащимися

Разработка критериев оценки и проведение мониторинга:

-уровня обученности

-уровня воспитанности учащихся,

-уровня гражданственности и патриотизма

ежегодно

каждую четверь

май

Получение статистических и аналитических данных об уровне воспитательной работы в классе, воспитанности детей, о влиянии социума на воспитание личности.

Круглый стол «Символы государства»

Январь

Формирование отношения к государственной символике, гербу, гимну, флагу.

Работа с родителями

Диагностические исследования на основе опросника АСВ- анализ семейного воспитания и  методики «Моя семья»

Ноябрь

-формирование родительской позиции  и уровня педагогических знаний

«День открытых дверей»

-привлечение родителей к совместной деятельности для повышения эффективности воспитательного процесса

Совместные мероприятия с родителями «Моя профессия», «Традиции семьи», «Мама-муза моя», «Бал кадет», сбор кадетских классов

Весь период

-формирование моральных и жизненных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям и сохранению  семейных связей, повышение социального статуса и качества семейного воспитания.

Исследовательская работа: «Летопись выпускников школы, отслуживших в рядах вооруженных сил»

 Проект «Мой папа в армии» и Создание живой книги памяти «Я хочу быть, как папа».

Весь период

-формирование моральных и жизненных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям и сохранению  семейных связей, повышение социального статуса и качества семейного воспитания.

Работа с внешкольными организациями

Посещение секций, кружков и клубов по интересам

Весь период

-формирование здорового образа жизни, развитие творческих способностей

Поисково-исследовательская работа

Ноябрь-март

-формирование уважительного отношения к героическим подвигам героев

«Клуб выходного дня» - посещение аквацентра «Дельфин», горнолыжной базы «Северное сияние»,   музея «Эхо  Югры», кинотеатра

В течение года

-воспитание нравственности, чувства гражданского долга, уважения к другим народам

Сотрудничество

Встречи с кадетами

пгт Пойковский, г.Нефтеюганск

Работа по сотрудничеству в рамках совместного плана с ГОВД.Совместный проект «Хор ветеранов + хор кадет»

Сентябрь, февраль ежегодно

По совместному плану

Февраль

-воспитание нравственности, чувства гражданского долга, налаживание дружеских контактов, -формирование профессиональной ориентации, уважение к профессии полицейского

-получение начальных знаний по основам военной службы; -формирование уважительного отношения к героическим подвигам героев

-воспитание нравственности, чувства гражданского долга, уважения к другим народам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...