Внеклассное занятие Тема_ «Храните Родину мою, Берёз её не забывайте!».
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Анпилогова Любовь Николаевна

.  В данной разработке речь пойдёт о русской берёзке.

 В различных формах бесед,  чтением стихов , просмотров  картины о русской красавице рощ и лесов, парков и скверов белоствольной берёзке. Берёзу в народе называют  светлым символом России. Почему?

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Анпилогова Любовь Николаевна

   МКОУ « Лозовская  НОШ- ДС Верхнемамонского муниципального  района  Воронежской области»

 Учитель начальных  классов

 Внеклассное занятие

Тема :  « Храните Родину мою,

                 Берёз её не забывайте!».

 Цели: выяснить через произведения поэтов и русских художников роль берёзы в жизни людей издревле; взаимосвязь образа берёзы с Родиной; показать красоту русской берёзы; воспитывать бережное отношение к природе, к берёзке; расширять читательский кругозор детей, развивать речь, мышление; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, своему народу через образ русской берёзы.

Оборудование: выставка книг, репродукция картин русских художников, презентация « Берёза, моя, берёзонька», ноутбуки, музыкальные фонограммы.

                                                     Ход занятия.

 1.Учитель. Мы сегодня будем стихи читать, картины рассматривать, презентацию смотреть. Выводы делать, рассуждать. На ноутбуках работать.

Слайд  1. « В белом сарафане  встала на поляне,

                      Летели синицы  сели на косицы».

Учитель. Отгадка нам подскажет  тему нашего занятия.

 Слайд 2. « Храните Родину мою,

                      Берёз её  не забывайте!»

Учитель. Верно. Речь пойдёт о русской берёзке. Сегодня мы с вами побеседуем, прочтём стихи, рассмотрим картины о русской красавице рощ и лесов, парков и скверов белоствольной берёзке. Берёзу в народе называют  светлым символом России. Почему?

 Слайд 3. « Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, клёном, радующим своим ярким убранством осенней порой. Дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же… хрупкой, изящной, светлой, как слеза, красавицей – берёзкой.  

1- й ученик . Деревьев родных не сочтёшь. Их много. Одно другого краше, но где ты дерево найдёшь родней берёзки краше?

 Слайд 4.  Учитель. Как верны эти слова. Берёзку можно увидеть около каждого дома, в парке, около школы, на аллее, на опушках леса, а берёзовые рощи. Как они светлы и прекрасны! Готовясь к этому занятию, каждый из вас провёл исследовательскую работу по литературным источникам. Что же вам удалось выяснить о связи образа берёзки с жизнью народа, с Родиной?

2- й ученик. Жизнь и судьба русского человека связана с берёзой. В глубокой древности она пришла в жилище людей, была источником света и тепла. Древние славяне почитали берёзу священным деревом. Берёза – это свет, чистота, женственность. На праздник Троицы девушки находили в лесу нарядную берёзку завязывали на её ветвях бантики, кланялись и просили выполнить их желания. Водили около берёзки хороводы и пели песни.

3-й ученик. Нынче праздник Троицы. Стройная берёза пусть дождём умоется. Пусть прольются грозы. Коль на ветку тонкую ленту повязать, то берёза ломкая счастье может дать. Была примета: увянут ветки - не будет счастья, если же останутся зелёными – щедрым урожаем одарит хлебная нива крестьян.

4-й ученик . К нам праздник пришёл,  пришла Троица.

                  Травой – муравой земля покроется

                   Цветочками приукрасится,

                   Красны девушки придут ко берёзоньке,

                   Хоровод заведут  с песней звонкою!

( Выходят девочки в русских народных сарафанах, с атласными лентами в косах. Водят хоровод и  поют песню « Во поле берёза стояла».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы доказали, что  берёза была почитаема со времён Древней Руси, но берёза не только участвовала в праздниках. Наши далёкие предки, крестьяне – земледельцы, связывали с образом берёзы немало примет. Эти приметы нам напечатали на ноутбуках  наши юные журналисты.( Группа ребят работают на ноутбуках ).Давайте прочитаем их.

1.Лопаются серёжки у берёзы весной – время сеять хлеб, т. е. пшеницу, рожь.

2. Берёза распускает листочки – надо сеять овёс.

3. Если весной с берёзы течёт сок – к дождливому лету.

5-й ученик. Есть старинная поэтическая загадка: « Стоит цветом дерево зелено; в этом дереве четыре угодья: больным – здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье –пеленанье, а четвёртое – жаждущим – родник. Что это за дерево? Дети .( хором) – берёза. Первое угодье – русский народ парится в бане , применяют берёзовые веники. Второе угодье – это лучина. Её использовали для освещения жилища. Третье угодье – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, крынки. Четвёртое угодье – сладковатый берёзовый сок, утоляющий жажду.

Слайд 4. Учитель . А сейчас послушаем загадки. Из чего в старину делали кузовки, короба, лапти?

 Ученик. Всё это делали из бересты.

 Учитель. Что называли в иноземных краях русским папирусом?

6-й ученик. Русским папирусом называли бересту. В Новгородском  историко – архитектурном музее собрана уникальная берестяная  библиотека. Добрую службу сослужила береста партизанам в годы ВОв. В лесной типографии не хватало бумаги и « Партизанскую правду" выпускали на бересте.

Учитель. Но не только берестой славилась берёз, как мы уже говорили,  она могла утолить  в жару жажду. Прослушивание песни на слова М. Матусовского   « Лишь только подснежник распустится в срок».

Учитель.  Какое чувство вызвала у вас песня?

7-й ученик. Трепет в душе, волнение. Берёзовый сок очень полезный. Но его нужно собирать не во вред деревьям. Не руби берёзы белой,

                                                                Не губи души лесной,

                                                                Не руби и зла не делай,

                                                                 А особенно весной.

                                                                Не губи, не тронь берёзы,

                                                               Обойдись с ней по–людски,

А иначе брызнут слёзы,

Сам засохнешь от тоски .

Пусть берёза, как невеста,

Бережёт свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу.

                                           В.Боков

Учитель .О чём заставляет задуматься это стихотворение? ( Ответы детей)

8-й ученик. Белая берёза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам…

Ты – в судьбе России и в моей судьбе.

Белая берёза – русская земля,

И печаль , и радость, и любовь моя.

                                                П. Кудрявцев.

Учитель. Ребята, какие слова мы запишем в блокнот « Юного журналиста»?

Дети печатают на ноутбуках :«Белая берёза – русская земля. И печаль, и радость, и любовь моя».

Учитель .Почему вы выбрали эти слова?

Ученик. Эти слова доказывают, что берёза любимое дерево русского народа. Лётчик – космонавт Герман Титов пишет о ней с большой любовью   «В любом наряде прекрасны берёзки. Они стоят притихшие и застенчиво шепчутся, как девочки-подростки… А налетит внезапно озорник-ветер, разметает по сторонам их зелёные волосы-и обнажатся  белые шеи берёзок». Слайд 5. Со времён глубокой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Берёза и в песнях, и в загадках, и в стихах, в картинах русских художников . Всем известны и любимы картины: И Грабарь «Февральская лазурь»,К. Юон « Мартовское солнце», И. Левитан « Берёзовая роща» и другие. ( Дома нарисуйте свою берёзку).

 Слайд 6.Учитель. В истории нашей Родины немало трагических страниц.

Русь защищалась от нашествия половцев и печенегов. Давала отпор монгола -татарам. Многочисленным завоевателям из Европы. Не сломило Россию наполеоновское войско в 1812 году.  Выдержала наша страна огонь пожарищ революции и Гражданской войны в начале ХХ столетия. Одержала победу над  фашистской Германией в  ВОв в 1941-1945 гг. И в эти периоды истории  белоствольная берёза давала силы нашим защитникам Родины , она своим образом напоминала им любимых жён, невест, матерей, детей, близких и родных. Воины отдали свою жизнь в бою за Родину, за них, и за … русскую берёзу.

1- й ученик ( в форме солдата).

Я помню, ранило берёзку

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзку под Москвой…

Учитель. Берёзка издревле образ светлой памяти. Она символ памяти погибших героев. К столетию Бородинского сражения близ деревни Шевардино были посажены в форме гигантского креста сотни берёз. В сибирском городе Ялуторовское есть берёзовая роща имени погибших солдат.  Всему миру известна белорусская Хатынь. 22 марта 1943 года отряд карателей согнал жителей в один дом, и всех сожгли живыми. Только одному человеку удалось выбраться из руин пожара. Теперь в центре мемориала Хатыни три берёзки, символизирующие жизнь, четвёртое дерево – узкое белое пламя Вечного огня о погибших.Четвёртая часть населения Белоруссии была уничтожена фашистами. Белорусский поэт М. Танк посвятил этому событию стихотворение.

2-й ученик. У Хатыни, где камни

Поседели от горя,

Срубы хат домовинами братскими стали,

Где смерч огненный

Выпил всю воду в колодцах,

Где из аистников  аисты безвозвратно

В тёплый край улетели,-

Три берёзы шумят

Под ветвями, дождями

Три берёзы четвёртую  вспоминают…

Три берёзы шумят

Под зарёю румяной,

Три берёзы четвёртую вспоминают.

Учитель. Растут светлые красавицы берёзки и на белорусской земле. Несут светлую память о погибших солдатах, о народе, истреблённом фашистами.

Послушаем стихотворение ещё одного белорусского поэта А. Кулешова.

3-й ученик. Стоит она возле ограды одна на погосте.

                      Осколки фашистских снарядов

                      Оставили след на бересте.

                      Стрелял чужеземец, но чудом она уцелела,

                     Стоит она, словно дивчина, на месте расстрела.

                     Не плачь же, утри свои слёзы,

                     Берёзка! Над светлой рекой заплети свои косы,

                     Берёзка! Тебя не убили, тебя не угнали в неволю,

                     Расти же на радость и людям, и тихому полю.

Учитель. Алтайское село Ключи не слышало раскатов минувшей войны, но… В мемориальном парке села четыреста пятьдесят одна бёрёза. Столько воинов не вернулось с войны. В честь наших односельчан, погибших в годы ВОВ ,посажены берёзки на выезде из села и около мемориала. Их более семисот. Образ берёзы вдохновлял солдат на борьбу с врагом. Недаром русский народ  сложил поговорку: « Для врага и берёза  - угроза».(Выходят трое ребят в форме солдат военной поры).

1-й ученик. Среди полей на перекрёстке

                      Взлетел крылатый столб огня,

                      Снаряд ударил в ствол берёзки,

                      А показалось, что в меня.

2-й ученик. В июльский полдень, под обстрелом

                     Я вспомнил детство, отчий дом,

                     Берёзку, что легко шумела

                    Своей листвою под окном.

3-й ученик. Вспомнил, как она собою

                      Нам украшала бедный сад,

                      Сквозная, чистая -  весною

                      И золотая – в листопад.

1-й ученик. Пусть пулемёты снова брызнут

                        Смертельным яростным огнём!

                        Идём за милый край отцовский,

                         И  если сгинем мы в боях,

                        То пусть товарищи берёзку

                        У нас посадят в головах.

2-й ученик. Идёт огонь  на нас  стихией,

                       Летит трассирующих нить…

                      Берёзка, солнце и Россия

                      Живут, и вечно будут жить.

Учитель .Какие слова напечатаем в блокноте « Юного журналиста»?

Ученики печатают на ноутбуках слова:

« Берёзка, солнце и Россия

Живут, и вечно будут жить».

(Дети прочитывают слова хором).

Учитель. Образ русской берёзки на просторах нашей  страны наводил на фашистов страх. Они понимали, что чистота и свет этого дерева едины с мужеством русских солдат.

Берёзы, берёзы России –

Вы всё вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

 Какое впечатление произвели на вас это строки?

Ученик. Да, берёза – вдохновенное и вдохновляющее дерево. Берёза издревле – образ светлой памяти. Она символ памяти  о погибших героях, которые защищали нашу Родину.

… Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Прослушивание песни группы « Любэ» « Берёзы».

 Учитель. Пройдут десятки, сотни лет , но  образ берёзы не потеряет своей значимости : как и в былые времена, она будет символизировать нашу могучую, славную Родину, будет дарит нам свой свет и  красоту.

Итог мероприятия. Что мы с вами можем  сделать, чтобы символ светлой берёзы был сохранён?

Ответы детей. Каждую весну высаживать саженцы берёзки около мемориала погибшим воинам, около школы, рядом с домом. Работать над проектом «Без берёзы не мыслю России».

                        Использованная литература

Свет – берёза. Воронеж, Центрально – чернозёмное книжное издательство, 1984;  О.Е.Жеренко, Л.А. Обухова. Праздник – ожидаемое чудо! Великий день Победы. М., « ВАКО»,2006 ; О.Петрова. Энциклопедия праздников для детей. М., « Махаон», 2011. ; И. Пахомов. Раздумий россыпь. Стихи и поэмы, Воронеж, 1984.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие. Тема: « Моя родина - поселка Ленинский».

    Я являюсь классным руководителем 4Б класса. В классе обучается 10 человек. Внеклассные занятия на тему « Родина», провожу в системе, начиная с первого класса. К каждому заня...

Внеклассное занятие " Моя малая Родина"

Цели: ¨Расширить знания и представления учащихся об истории родного города;¨Совершенствовать формы краеведческой работы с младшими школьниками;¨Понимание неповторимости и богатства культурных тра...

Конспект внеклассного занятия "Моя малая родина"

Занятие проходило в рамках месячника по патриотическому воспитанию школьников.В данном занятии освещены вопросы " Моей малой родины".Дети рассказывали каждый о своем населенном пункте где проживают. Т...

Внеклассное занятие "Моя малая Родина"

Цель: Привитие любви к своей малой Родине.Задачи: Углубить представления детей о республике Хакасия;Познакомить детей символикой республики Хакасия;Развивать речевую активность, память, внимание ...

Внеклассное занятие:"Что такое Родина"

Это внеклассное занятие на тему: "Что такое Родина" может быть использовано в группе продленного дня для детей 8-10 лет....

Внеклассное занятие «Моя малая родина»

Занятие разработано для учащихся 1 класса....

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...