Рабочая программа кружка "Умняшки"
рабочая программа на тему
Мной разработана рабочая программа кружка для учащихся 1 - 4 классов по предметам математика (1полугодие) и русский язык (2 полугоди) по 1 часу в неделю всего 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Умняшки" для учащихся начальных классов | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Умняшки» на 2017 - 2018 учебный год
Автор: учитель начальных классов Семенова Людмила Васильевна.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше.
Количество часов: 1 час в неделю.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Результаты освоения кружка"Умняшки":
В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Работать по предложенному учителем плану.
- Отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма организации занятия | Виды деятельности |
1 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика) ( 17 часов) | |||||
1. | Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | 1 | Вводное занятие | Решение нестандартных задач. | |
2. | Развитие внимания, памяти. Игра "Гимнастика для ума". Продолжи числовой ряд. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
3. | Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
4. | Суждения и умозаключения. Магические квадраты. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
5. | Суждения и умозаключения Математические кроссворды. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение заданий на смекалку | |
6. | Суждения и умозаключения. Числовые горизонтали. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение логических задач | |
7. | Суждения и умозаключения. Хитрые подсчёты. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
8. | Суждения и умозаключения. Головоломки с неповторяющимися цифрами. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
9. | Суждения и умозаключения. Игра "Весёлый эрудит". | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
10. | Симметрия на клетчатой бумаге. | 1 | Комбинированная/ игровая | Графические построения на клетчатой бумаге | |
11. | Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток» | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение заданий на смекалку | |
12. | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение геометрических задач | |
13. | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
14. | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение заданий на смекалку | |
15. | Волшебная линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
16. | Решение логических задач. Шифрование текста. | 1 | Комбинированная/ игровая | Решение нестандартных задач | |
17. | Турнир "Смекалочка" | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение заданий на смекалку | |
2 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (17 часов) | |||||
18. | К тайнам волшебных слов. (Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
19. | Чудесные превращения слов. (Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
20. | Встреча с Радугой. (Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
21. | В Королевстве Ошибок. (Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня»). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
22. | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
23. | Развитие внимания, памяти. Игра "Гимнастика для ума". Найди лишнее слово. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
24. | Ребусы и шарады со словами. | 1 | Комбинированная/ игровая | Составление ребусов и шарад. | |
25. | Волшебница анаграмма. Словарные цепочки. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
26. | Откуда пришли слова? | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
27. | Секреты родственных слов. (Игры «Замечательный сад», «Третий лишний», Игра «Домино»). | 1 | Комбинированная/ игровая | Упражнения на подбор родственных слов, использование зарифмованного материала. Работа со словообразовательным словарём. | |
28. | Слова-спорщики. (Сказка про антонимы «Людоед и принцесса, или всё наоборот». Отгадывание загадок. Игра с мячом «Все наоборот». Игра «Найди пару»). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
29. | Слова-друзья. (Стихотворение про синонимы «Про опрятного неряху». Отгадывание загадок. Задание с перфокартой «Найди пару».). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
30. | Из глубины веков. Архаизмы. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
31. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | ||
32. | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | ||
33. | Поиграем в слова (мегаграммы, логогрифы, перевёртыши). | 1 | Комбинированная/ игровая | Выполнение нестандартных заданий. | |
34. | Итоговое занятие. Презентация собственных проектов. | 1 | Комбинированная/ игровая |
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Методическое обеспечение:
1. О. А. Холодов «Умники и Умницы» Рабочая тетрадь 1,2,3,4 классы М. : РОСТ, 2014г.
2. Т. Н. Соколова «Развитие речи» Рабочая тетрадь, 1,2,3,4 класс М. : Росткнига, 2014г.
3. О. А. Холодов методическое пособие «Умники и Умницы», 1,2,3,4 класс, М. : РОСТ, 2014г.
РОСТ, 2014г.
4. Т. Н. Соколова методическое пособие «Развитие речи», 1,2,3,4 класс, М. : Росткнига, 2014г.
5. Г. Г. Левитас «Нестандартные задачи», 1 - 4 классы, М: Росткнига, 2008г.
6. Русский язык: диктанты и изложения по русскому языку / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, - М. : АСТ Астрель, 2013г.
7. Интернет ресурсы: http://www. proshkolu. ru, https://my. 1september. ru.
8. Сообщества: «Начальная инновационная школа», «Готовлю к олимпиаде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...