Экологический проект "Экологический суд"
проект (2, 3, 4 класс) на тему

Орехова Оксана Валериевна

Данная разработка представлена в виде ролевого проекта, участники которого ученики 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vneklassnoe.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий 1

Дорогие друзья!

 Сегодня в наш безумный век,

Хотим к тебе мы обратиться, человек,

Позволь нам у тебя спросить:

 «Умеешь ты по-настоящему любить?

 Любить природу, родину любить —                

То, без чего нам невозможно жить?»            

Ведущий 2

Деревья, травы, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете человек останется один.

 Секретарь

В городской суд поступила жалоба, следующего содержания:

«Я, планета Земля, подаю жалобу на человека – хозяина Вселенной, который своими необдуманными действиями, открытиями, наносит глубокую рану природе.

Секретарь

Встать! Суд идет!

Судья

Слушается дело по обвинению человека в варварском отношении к природе. Предоставляется слово прокурору.

Прокурор

Наша планета серьезно заболела. Природа в опасности!

 Весна! Ручьи не умолкают:

 Потоки в буйстве - там и тут.

 И в наше озеро стекают

 И удобренья и мазут.

 Весь берег стал похож на свалку -

 Чего, чего тут только нет:

 Объедки, старые мочалки,

 Обрывки книжек и газет:

 Растут те свалки год от года

 По берегам озёр и рек,

 И сокрушается Природа:

 - Зачем всё это Человек?!

 Иду таёжною долиной:

 И снова - горькие слова:

 У сосен высохли вершины,

 С берёз осыпалась листва,

 На травах - чёрные болячки -

 Беда, куда ни погляди:

 И разъяснил мне егерь мрачно:

 - А что? Кислотные дожди:

 ..Лес плакал точно в непогоду

 Скрипучей жалобой калек,

 И я услышал стон Природы:

 -Что натворил ты, Человек?!

 Раз в туристическом вояже

 Я искупаться захотел.

 Но прогулялся возле пляжа

 И, верь, раздеться не посмел.

 Тянуло от воды отравой -

 Шибали запахи волной.

 Не море - сточная канава

 Плескалась тихо предо мной.

 Дымили в вдалеке заводы,

 Шумел космический наш век.

 Но грустным был венец Природы -

 Её созданье - Человек.

 Наш разум стал Природе игом!

 А не случится ли вдруг так,

 Что нам самим до Красной книги

 Останется всего лишь шаг?

 От термоядерных реакций

 И от химических новаций

 Не раз рвалась потомства нить.

 Волна чудовищных мутаций.

 Грозит планету затопить.

 Всё может быть, всё может статься:

 Вопрос ребром: быть иль не быть?

 Никто за нас того вопроса

 И не подумает решить.

 А между тем всё час за часом

 Мы продолжаем зло вершить.

 И вот уж нет лесных запасов, у

 же в реке нельзя попить:

Судья

Вызывается свидетель обвинения  ПОЧВА.

Почва

Я,  кормилица почва, очень уязвима. Меня легко сделать непригодной для выращивания полноценной продукции. Человек разрушает верхний плодородный слой земли, чтобы получить богатый урожай, чрезмерно удобряют ее химическими удобрениями. Это наносит вред земле-кормилице и здоровью людей.

Земля вам не жалеет ничего

Даря свои бесценные дары,

А требует в  замен лишь одного:

Чтоб люди тоже были к ней добры.

Будь благодарен каждому клочку земли,

Куда ступал  ты на веку
Земля  тебе,  дарует благодать,

Дает тебе все  то,  что может дать.

Судья: Адвокат, что вы можете сказать в свою защиту своего подопечного?

Адвокат: Я прошу пригласить первого свидетеля защиты.

Судья

Вызывается первый свидетель защиты.

Первый свидетель защиты

Очистка почвы от загрязнений с использованием физико-химических и химических методов, которые используются для очистки сточных вод и воздуха, практически невозможна. Поэтому главным способом охраны почв от загрязнений является предотвращение их попадания в почву.

Это комплекс следующих предупредительных мероприятий:

- грамотное применение химикатов, исключающее загрязнение почвы: правильный выбор дозы, сроков и способов внесения, использование новых, более безвредных и эффективных пестицидов;

- снижение количества вредных веществ, особенно токсичных пестицидов, попадающих в почву при их транспортировке, хранении, применении;

- обезвреживание сбросов и отходов, загрязненных патогенными микробами;

- контроль уровня загрязнений почвы и продуктов, производимых на ней.

В России прекращено производство и запрещено применение ряда весьма ядовитых веществ и препаратов. Запрещается: применение всех пестицидов на расстоянии менее 300 м от акватории водоемов, а для склонов – менее 500 м; авиахимическое распыление пестицидов на участках, расположенных ближе 1 км от населенных пунктов, полей, лугов для выпаса скота и заготовки кормов.

Судья

Вызывается свидетель обвинения ЛЕС.

Лес

  Лес - огромное богатство нашей Земли, лес называют лёгкими планеты. Растения очищают воздух, радуют нас своей красотой. Это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Лес кормит нас ягодами и грибами.  Из деревьев человек делает мебель, бумагу, строит дома.

Все так изранено в лесу

Как после дней войны

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой - то живоглот.

Мне кажется из - под коры

Моя слеза течет

От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне, кажется, горит не он

А дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Судья

Вызывается второй свидетель защиты.

Второй свидетель защиты.

Поскольку деревья играют большую роль в природе и влияют на экологическую ситуацию, они требуют бережного отношения и защиты. В России для их охраны изданы федеральные законы, которые регламентируют порядок использования лесных массивов, а также меры по их охране и восстановлению. Согласно «Закону об охране окружающей среды», Конституции РФ, Лесному Кодексу, Гражданскому Кодексу, Декларации ООН и другим нормативным актам, охрана и защита леса осуществляются при помощи мониторинга, создания и ведения лесного кадастра, развития лесных хозяйств. Все эти меры, их правильная организация позволяют более рационально использовать природные ресурсы. Наибольшее значение среди них набирают лесные хозяйства – с их помощью решается множество вопросов, связанных с защитой деревьев и других зеленых насаждений.

Судья

Вызывается свидетель обвинения ВОДА

Вода

Все вы знаете, как нужна на Земле вода, не зря нашу планету называют голубой   за цвет водоемов – две трети ее поверхности покрыто водами океанов и морей, рек и озер.  

Ни умыться, ни напиться Без воды.                                                                            

Листику не распуститься без воды.                                                                                                      

 Без воды прожить не могут                                                                                            

Птица, зверь и человек,                                                                                                                      

И поэтому всегда                                                                                                              

 Всем везде нужна вода!                                                                                                        

Как жаль, что это богатство люди не берегут, в реки и ручьи часто бросают мусор и бутылки, в моря и океаны вытекают тонны нефти и топлива. Грустная картина.   Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В большинстве рек Европы нельзя купаться.  

Но чистой воды стало меньше, так как реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами.

На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти. Гибнет рыба. Природа не успевает очищать воду от загрязнений.

Судья

Вызывается третий  свидетель защиты.

Третий  свидетель защиты

В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Основная задача, стоящая перед Россией сохранить и преумножить - природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

В России разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года . Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водной сфере. Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования.

Судья. Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте. Признаки глобальной беды уже налицо. Высокая концентрация в атмосфере радиоактивных веществ, уменьшение озонового слоя, разрушение почв, сокращение площадей леса,  наступление пустынь, загрязнение водоемов, истощение водных запасов, истребление животных.

Судья

Предоставляется слово адвокату.

Адвокат

Да, наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут  иссякнуть.

Но люди всего  мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы .

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники, заказники.

Судья:

Спасибо. Высокий суд выслушал обе стороны: обвинение и адвоката человека. По закону обвиняемому полагается последнее слово.

Человек

Я слушал аргументы «за» и «против» себя и своей деятельности  на Земле. Все, что я сделал, все перед вами – хорошее и плохое! Я не буду оправдываться. Я прошу прощения у природы за огромный ущерб, иногда невосполнимый. Я признаю, что мало делаю по охране окружающей среды.

 

Судья: Какое решение нам принять?  

                        Прошу внимания!

 Изучив материалы дела, установили, что из-за необдуманных поступков человека:

  • каждый день фауна земного шара становится беднее,
  • каждую неделю мы навсегда теряем 1 вид растения,
  • каждую минуту  вырубается 20 га тропических лесов
  • каждому пятому виду зверей, птиц, каждому четвертому виду рыб грозит опасность,
  • каждый третий гектар пашни подвержен эрозии,
  • безжалостно вырубаются леса, обеднели ягодники, исчезают грибы, сокращается поголовье животных в лесу, в реке.

Итак, наше судебное разбирательство закончилось. Приговор наш таков: Человек должен исправить все, что можно исправить, иначе без чистого воздуха, чистой воды, полноценной флоры и фауны он сам не сможет выжить. Человек приговаривается к исправительным работам на срок всей его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...