Конспект классного часа "Признательность и благодарность" 4 класс
план-конспект на тему

Представляю вашему вниманию конспект классного часа на тему "Признательность и благодарность". Надеюсь. что данный материал окажется вам полезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Признательность и благодарность»

Цели: 

1.Формирование нравственных ценностей личности.  

2. Ознакомление учащихся с ценностями «признательность» и «благодарность»;

3. Формирование мотивации  достижения взаимного согласия с людьми, стремления помогать им,  стимулировать потребность быть признательными и благодарными своим родителям, близким и родным, Родине.

Личностные:

  1. Помочь учащимся понять, что такое признательность, благодарность.
  2. Объяснить ученикам, почему важно благодарить.

Предметные:         

  1. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Оборудование: проектор, презентация, карточки, ромашки.

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте,  ребята, сегодня мы проведем у вас классный час. Сейчас сядут те ребята, у кого хорошее настроение, кто готов активно работать и внимательно слушать. А сейчас сядут остальные ребята.

Приветствие учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Мотивационный

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: отгадывание загадок

3 мин

Ребята, кто знает какой праздник, был вчера?(27.11.) Верно, вчера был День Матери, что вы можете рассказать нам об этом чудесном празднике?

Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — один из главных в нашей жизни. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Каждый человек испытывает какие-то чувства, связанные с его матерью. Какие чувства испытываете вы к своей маме? ( благодарность, признательность). А за что мы можем поблагодарить наших любимых мам? (ответы детей) Самое важное, за что мы должны быть благодарны нашим мамам – подаренная нам жизнь.

А за что за что мы можем быть благодарны сегодняшнему дню? Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас, не задумываясь. (Ответы детей).
Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и обучаться.
Давайте поблагодарим своих родителей  за еще один прекрасный день нашей жизни! Мысленно пообещаем себе прожить этот день достойно.

Сегодня, когда мы с вами встретились, какое слово первым делом сказали друг – другу? Верно, мы сказали «Здравствуйте». Обратите, пожалуйста, внимание на это слово. Посмотрите, оно имеет корень «здрав». Этот корень обозначает здравие, здоровье. Следовательно, когда мы говорим другому человеку «Здравствуйте», мы желаем ему здравия, здоровья. В ответ мы слышим тоже самое слово. Тем самым к нам в ответ возвращается пожелание здравия и здоровья.
А сейчас мы познакомим Вас  с одной очень интересной историей, которую мы узнали,  путешествуя по стране «Самопознания». Называется эта история «Оплачено стаканом молока». Устройтесь поудобнее, послушайте историю внимательно и будьте готовы ответить на несколько вопросов.
«Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Дверь открыла молодая обаятельная женщина. Он совсем растерялся. Он решился попросить у нее стакан воды.

Она поняла, что он был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я Вам должен?»

«Вы ничего мне не должны», – ответила девушка. – Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».

«В таком случае – сердечно благодарю», – ответил он. Когда Ховард Келли вышел из дома, он чувствовал себя не только физически крепче, но и морально, поверив в доброту Бога и людей.

Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов, они решили послать ее в большой город на обследование специалистов. Доктора Ховарда Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошел в ее палату. Врач вошел в палату в своем белом халате и сейчас же узнал ее. После обследования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать все возможное, чтобы спасти ее. С этого дня он уделял ей особое внимание.


После долгой и упорной борьбы доктор Келли одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил бухгалтерию подготовить ему счет за лечение.

Когда ему принесли счет, врач посмотрел на него, что-то написал внизу и попросил отнести счет в ее комнату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что ей придется платить по нему всю оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись с краю:
«Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Келли».
Слезы радости навернулись на ее глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью.»

  • О чем этот рассказ?
  • Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда выпил стакан молока, принесенный ему девушкой?(благодарность)
  • Что чувствовала женщина, когда прочитала надпись на счете: «Полностью оплачено стаканом молока?(радость, благодарность)
  • О каких духовных ценностях идет речь в этой истории? (о признательности и благодарности)

Принимают установку учителя

Слушают сказку

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

5 мин

А теперь, давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего классного часа «Признательность и благодарность.»

А какие  цели мы можем поставить на  сегодняшнем уроке?

 (Цели на Слайде)

Сегодня мы с вами будем  учиться благодарить окружающих нас людей за добрые поступки.

Будем говорить об особых, волшебных словах: благодарность и признательность

Определение темы классного часа

Постановка учебных задач

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

7 мин

Работа со словарем

- А что же такое благодарность? От каких двух слов произошло слово благодарность? (благо и дарить)

В словаре Ожегова говорится о том, что Благодарность – это чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий.

Благодарность - признательность за доброе отношение, помощь.
В прекрасном русском слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частицу своей души.

Ребята, а кто знает, что такое признательность? Давайте обратимся к словарю:

Признательность – это чувство удовлетворения и благодарности человека к другому человеку за услугу, внимание, помощь, добро.

Беседуют с учителем

Отвечают на вопросы учителя

П: осознанное построение речевого высказывания

К: построение речевого высказывания.

П: анализ, синтез

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практич.: анализ ситуаций.

Физ минутка

Практический: выполняют упражнения

Первичное закрепление материала

Словесн.: беседа

7 мин

3 мин

10 мин

- Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Ответы детей).

Правильно, ребята, словом «спасибо» мы выражаем свою признательность и благодарность.

В слове «спасибо», ставшем формулой человеческих взаимоотношений, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.

Что же мы имеем ввиду, когда говорим спасибо?(ответы детей)

 Говоря, друг другу слова «Спасибо»  мы выражаем свое отношение к величайшей ценности – человеку (маме, бабушке, учителю, другу).

 Мы показываем своё отношение к сделанному для нас добру, выражаем наше пожелание, чтобы этому человеку сопутствовало добро.

 Наши бабушки учили наших мам, наши мамы учат нас, что «спасибо» и «пожалуйста» - это главные слова, которыми человек выражает свою благодарность, вежливость и хорошее воспитание.

- Почему так важно говорить «спасибо»?

 Слово «спасибо», по уверению психологов, действительно является волшебным.  Слыша его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове.

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны) 
Правой левую достанем 
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой) 
А потом наоборот. 
Будет вправо поворот. 
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой) 
Раз – хлопок, два – хлопок. 
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя) 
Раз- два-три-четыре, 
Плечи выше, руки шире! 
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны) 
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись! 

А сейчас мы с вами поработаем над пословицами в группах. Ваша задача – внимательно прочесть  пословицу,  обсудить её с группой и рассказать нам всем о чем же она.

«Каждый день будь благодарен за то, что имеешь, и за то, что ты есть».

Спасибо тому, кто кормит и поит, вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Запомните эти пословицы. Они вам очень пригодится в жизни.

А сейчас мы раздадим вам ромашки, а вы должны написать на их лепестках имена людей, которым вы благодарны, и мысленно сказать каждому из них спасибо.

Каждый из нас был кому – нибудь благодарен, хотя бы раз в жизни. Как вы думаете, что испытывали люди, которых вы благодарили? (им было очень приятно и тепло на душе)

 А сейчас мы поработаем в парах. Возьмите своего соседа за руку и поблагодарите его за что – нибудь, что он для вас сделал.

Если у кого – нибудь есть желание повторить свои благодарности для класса, мы вас обязательно выслушаем.

Посмотрите, как от ваших теплых слов стало светло и солнечно. Говорите чаще слова благодарности окружающим. Ведь добрые слова всегда приятно слышать и именно они делают людей добрее, но только тогда, когда Вы говорите их искренне.

Ребята, а знаете ли вы, что одна из главных причин, вызывающая недовольство друг с другом в семье, школе, на улице— это неблагодарность. Как вы думаете, что такое неблагодарность. Приведите примеры неблагодарности из жизни.

НАДО ЗАГОТОВИТЬ ТАКИЕ ПРИМЕРЫ

Неблагодарность-Отсутствие признательности, глухота. Когда забываешь сказать спасибо, забываешь своего учителя или того, кто в трудную минуту стал тебе опорой, кто приютил, согрел, поддержал, сотворил добро.

-Что порождает  неблагодарность? (эгоизм, зло, безразличие)

Рассмотрим причины проявления неблагодарности:

1)  одна из главных причин проявления неблагодарности – неправильное понимание долга.  формула: «Ты должен... Она должна...»

Работа с классом:

Ситуация 1. Вы просыпаетесь утром и с ужасом обнаруживаете, что уже через пять минут начнется первый урок. Вы вскакиваете в недоумении. Почему мама не разбудила вас? Почему нет завтрака на столе? А ваша мама просто закружилась вчера в домашних хлопотах, забыла завести будильник. Она каждое утро до сих пор вам готовит завтрак, будит вас, не потому что должна это делать, а потому что любит вас. А проспали вы по своей вине – пора бы вам уже давно просыпаться самостоятельно! Да и завтрак готовить тоже. Как вы думаете, кто виноват в этой ситуации? А как вы думаете, как было правильней поступить в этой ситауции?

Ситуация 2. Сын  открыл свой шкаф для одежды, а там беспорядок. Только собрался возмутиться – вовремя вспомнил: «А в чем дело? Кто виноват?»

Ребята, как вы думаете, а кто виноват в этой ситуации? Почему? Что надо сделать, чтобы такого больше не было?

Сейчас обсудив 2 ситуации и найдя выход из них, какой вывод мы можем сделать на нашем уроке?

Вывод: «Не нравится – убери сам!»"Не нравится — не ругайся, а помоги".

Действительно, редко какой человек делает что-то плохо преднамеренно. Чаще есть другая причина: или усталость, или неумение. Так какой смысл ругаться? Лучше помоги, научи, подскажи.

Й

К: допускать возможность различных точек зрения

П: осознанное построение речевого высказывания; анализ.

Р: обоснования своего суждения

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

К: строить монологическое высказывание

П: осознанное построение речевого высказывания;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

П: осознанное построение речевого высказывания

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Р: обоснования своего суждения

Вторичное закрепление

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

7 мин

Как вы относитесь к неблагодарным людям?

Какой стала бы наша жизнь, если бы все люди были неблагодарными?

Групповая работа:

Составьте ситуации проявления неблагодарности:

1 подгруппа: В семье

2 подгруппа: В классе на уроке

3 подгруппа: В автобусе во время экскурсии класса в музей  

 

Слушают учителя

Выполняют задание учителя

Аргументируют свой выбор

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Заключение

Словесн.: слово учителя.

5 мин

Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о благодарности и признательности.

Давайте будем помнить о том, что доброта спасет мир, улыбайтесь и дарите слова благодарности любимым людям, родственникам, друзьям и окружающим Вас людям. А самое главное, искренне  дарите всегда свое «спасибо»

Слушают учителя

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Рефлексия

3 мин

Задание 1.

- Как вы думаете нужно ли благодарить друг друга?

нужно ли благодарить родителей?

нужно ли благодарить учителя?

нужно ли благодарить окружающих тебя людей?

 Задание2.  

 Я благодарю:

 а) всегда;  

  б) иногда забываю о  благодарности;

 в)  благодарю  только по настроению

Выполняют задание учителя

Р: анализировать собственную и нашу работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для 1 класса " Здравствуйте, птицы!"

Конспект классного часа1  класс Здравствуйте, птицы! Цели и задачи: уточнить представление о птицах; расширить знания об особенностях пернатых; развивать умение наблюдать; воспитывать б...

конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила"

Конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила" в форме игры "Звёздный час"...

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Конспект классного часа для 1 класса "Знание - сила"

Выполняя различные увлекательные задания, дети помогают Буратино понять необходимость учиться, быть любознательным и усидчивым....

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения"

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения" со следующими целями:        1) формирование представления младших шко...

Конспект классного часа "Наш дружный класс" (1 класс)

Цель деятельности: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:-Развитие нравственных качеств учащихся;-Обучение навыкам группового взаимодействия...