Авторская программа «Я изучаю свой край»
материал (2 класс) на тему

Можно использовать во внеурочных занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей им.А.М.Булатовап.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Авторская программа

«Я  изучаю свой край»

Из опыта работы

 учителя начальных классов

 высшей квалификационной категории

ГалимуллинойМухтарамыМиннешакировны

п.г.т.Кукмор

2017 год

Краеведение – средство развития младшего школьника.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. Здесь появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания». Он задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству).В последнее время нередко говорят о том, что школа дает много ненужных знаний. В качестве предмета, вызывающего споры, называется краеведение. Но это ошибка. Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление учащегося как личности, человека и гражданина.

В требованиях к результатам образования определено, что выпускник начальной школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну.

Поэтому краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы учащиеся понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому предмету они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много дает также для морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Развивающий потенциал краеведения очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. И незаметно в ходе обучения учащиеся становятся гражданами, т.е. приобретают национальную гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой на благо Родины.

Школьное краеведение — это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края.

Таким образом, основная цель краеведения — способствовать духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.

Программа  курса «Я изучаю свой край»

Пояснительная записка.

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника являетсяэкскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое,трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности,способствуют воспитанию патриотических чувств.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

Практика работы в начальной школе свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классах проводится в  рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ общеобразовательных программ, различных УМК, интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы факультативного курса «Я изучаю свой край»

Программа направлена на:

        создание условий для развития личности ребёнка;

        развитие мотивации к познанию и творчеству;

        приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

        создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

        взаимодействие с семьёй.

Главной целью данного курса является расширение и углубление знаний учащихся, знакомство с выдающимися людьми родного края, с памятниками истории, культуры и архитектуры, привитие чувства ответственности и заботы за их судьбу,дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего посёлка, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кукморского района и Республики Татарстан, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Задачи программы:

        расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;

        содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

        формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

        формирование гуманного отношения к окружающей среде, воспитание патриотизма и любви к родному краю.

        формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Ожидаемый образовательный результат:

        устойчивый интерес к истории своей Родины;

        знания по истории и культуре родного края;

        способность творчески мыслить и рассуждать;

        умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

        способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах;

        способность рефлексировать свою учебно-познавательную  деятельность.

Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю),содержит четыре  раздела: « Я и моя семья», «Школа», «Микрорайон», «Природа и мы»”. Каждый раздел поделен на темы, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Республики Татарстан и контурные карты.

Тематическое планирование

Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Обучающиеся углубляют свои знания о собаках разных пород, сравнивают особенности их внешнего вида. Они узнают, в какого рода деятельности в служебных целях человек может использовать собак разной породы: охотничьих, сторожевых и др.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных  курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.

2 КЛАСС

(34 часа)

Я И МОЯ СЕМЬЯ

тема

Содержание

Количество часов

Я И МОЯ СЕМЬЯ

1

С кем я живу

Моя семья. Состав семьи.

2

Я. Моё имя, его значение .

Что означают наши имена?  Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Использование игр с именами.

1

3

В этом доме я живу.

Понятие «дом»: дом – жилище.  Работа с мультимедийной презентацией, знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства, машинами, помогающими в строительстве дома, строительными профессиями.

Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.

1

4

Моя улица.

Как называется улица, на которой ты живёшь? Откуда пошло это название?

Практическая работа. Рисование на тему: «Моя улица». Оформление стенгазеты, рассказывающей о улицах микрорайона.

1

5

Фамилии, имена, отчества членов семьи, даты рождения.

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Что такое фамилия и отчество? Дни рождения родных.

1

6

Наши дороги в школу, на работу, в магазин.

Обсуждение безопасного пути  домой, из чего он складывается.

Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома.

1

7

Моя семья в часы отдыха.

 Семейные вечера и праздники. Эта тема очень богата для подготовки уроков русского языка, литературы.

Практическая работа. Составление  рассказа о своей семье с использованием фотографий.

1

8

Место работы, учёбы членов семьи.

Учебные заведения моего посёлка. Места учёбы моих родственников. Практическая работа. Написание сочинений.

1

9

Игры бабушек,  дедушек.

Знакомство с забавами наших предков.

Практическая работа.  Чтение стихов, отрывков из рассказов, просмотр видеозаписей.

1

10

Что делает моя мама, мой папа в свободное время.

Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья». (сценарий на усмотрение учителя).

1

ШКОЛА

11

Адрес школы. Лучшая в мире дорога в школу.

Практическая работа. Составить план – схему «Дорога от дома до школы».

1

12

Моя школа.

Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений).

1

13

Школьный двор.

Знакомство  с объектами, расположенными вокруг школы (Спортивная площадка)

1

14

Традиции школы.

Знакомство с традициями школы.

1

15

Как школа о нас заботится.

Беседа с директором школы.  Практическая работа. Взять интервью у обучающихся, с целью выяснения ответа на вопрос «Как школа о нас заботится».

1

16

Школьная библиотека.

Посещение школьной библиотеки. Беседа с библиотекарем. Практическая работа. Выставка рисунков.

1

17

Дневник прочитанных книг.

Выяснение тематики прочитанных книг. Любимые авторы обучающихся.

1

18

Школьный музей.

Посещение школьного музея. Работа с руководителем музея. Практическая работа.Организация своего временного классного музея.

1

МИКРОРАЙОН

19

Это моя школа. А что вокруг?

Знакомство с растениями, растущими на клумбе около школы. Дома ,улицы. Что такое улица? Для чего она нужна? Какие бывают улицы?

1

20

В этих домах живут мои друзья-одноклассники.

Выяснить на каких улицах проживают одноклассники.

1

21

Предприятия и учреждения микрорайона, интересные дома.

Знакомство с историей промышленности посёлка. Лёгкая промышленность в 20-30 годы и в годы войны, промышленность  в послевоенные годы

1

22

Памятные места микрорайона.

Работа с экскурсоводом. Первоначальные сведения о посёлке.

Практическая работа. Написание сочинений.

1

23

Самая красивая улица микрорайона.

Выяснить самую красивую улицу микрорайона. Практическая работа. Взять интервью у жителей этой улицы.

1

ПРИРОДА И МЫ

24

Отработка основных правил поведения на природе.

Правила поведения на природе. Составление своих правил поведения. Практическая работа. Выставка рисунков.

1

25

Сбор лекарственных растений, поспевающих осенью.

Лекарственные растения. От каких болезней они помогают. Правила сбора. Практическая работа.Собрать лекарственные растения.

1

26

Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

Дикорастущие растения моего поселка. Для чего они нужны природе? Птицы моего района. Практическая работа. Собрать семена дикорастущих растений.

1

27

Прогулка «В гости к осени».

Организация прогулки на природу. Кормушки для  птиц.

1

28

Выбор ёлочки для зимней прогулки «Ёлочка для зверей и птиц».

Наблюдение за елками. Выбор елочки для наблюдений. Практическая работа. Выставка рисунков !Моя елочка». Выяснить высоту елочки.

1

29

Деревья и растения зимой.

Растения и деревья моего поселка. Как они зимуют.

1

30

Прогулка «Ёлочка для зверюшек и птиц».

Наша елочка зимой. Что изменилось. Как служит елочка для птиц и зверей.

1

31

Прогулка «Мороз и солнце».

Организовать прогулку. Практическая работа. Выставка рисунков, сочинений.

1

32

Прогулка «В лес за здоровьем».

Зимняя прогулка на лыжах в лес. Наблюдение за изменениями зимой.

1

33

Комнатные растения.

Изучить комнатные цветы своего класса. Практическая работа. Вырастить один комнатный цветок. Наблюдать за его ростом.

1

34

Домашние животные.

Домашние животные, живущие рядом с человеком. Собаки и кошки разных пород. Качества домашних животных.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг», составление рассказов, сочинение стихов.

1

3 класс

ТЕМА

Содержание

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Я И МОЯ СЕМЬЯ

1

Содержание работы членов семьи.

Выяснить чем занимаются члены семьи на своей работе. Практическая работа. Посетить место работы.

1

2

Как мы проводим выходные дни.

Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно). Использование семейных фотографий.

1

3

Песни родителей, бабушек, дедушек.

Прослушивание  любимых песен  своих родителей, бабушек и дедушек. Тематика песен. Выучить понравившуюся песню.

1

4

Мой лучший друг, напишу о нём рассказ с рисунками.

Мой самый лучший друг. Какой он?  Почему я выбрал его в друзья? Практическая работа. Конкурс сочинений.

1

5

Мамина лучшая подруга..

Выяснить лучшую подругу моей мамы. Как они дружат. Расспрошу маму и напишу рассказ; может быть, с рисунками

1

6

Папа, у тебя есть хороший друг? Расскажи мне про него. Я нарисую нашу дружбу и рассказ напишу.

Выяснить лучшего друга отца. Как они дружат. Мужская дружба. Чем отличается от женской дружбы.

1

7

Лучшие друзья бабушек и дедушек.

Друзья моих бабушек и дедушек. Как они  дружат.

1

8

«Плакат и Книга Памяти»

Знакомство с «Книгой Памяти». Работа с книгой. Практическая работа.Выяснить нет ли знакомых среди погибших.

1

ШКОЛА

9

Наша школа

Знакомство с историей школ посёлка. История моей школы.

Практическая работа.  Акция «Подари экспонат музею».

1

10

Школа – нам, мы – школе.

Беседа с директором школы. Известные люди моей школы.

1

11

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа с «Дневником прочитанных книг». Мои любимые книги.

1

12

Школьный музей.

История возникновения школьного музея. Школьный музей. Экспозиция «История школы».

1

13

Наши дела на радость школе.

Кем и чем гордиться наша школа? Наши дела, которыми гордиться школа.

1

МИКРОРАЙОН

14

Изучаем свой микрорайон.

Ознакомительная экскурсия по посёлку. Современные и старинные здания. Элементы украшения зданий.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Мой посёлок». Сочинения, рисунки, отчеты.

1

15

Символика моего посёлка.

Знакомство с символиками нашего поселка. Практическая работа. Выставка рисунков. Подготовить сообщение.

16

Памятные (исторические) места микрорайона, посёлка.

Знакомство с посёлком, как средой обитания. Взаимосвязь посёлка и человека. Обогащение современного понятия «посёлок» историко-культурным и историческим содержанием. Практическая работа. Подготовка выставки «Кукмор сегодня».

1

17-19

Посещение зрелищных учреждений – кино, театров, выставок.

Организация походов в кинотеатр, в театр. Посещение выставок поселка.

3

20

Прогулка – экскурсия в магазины микрорайона.

Выяснить какими бывают магазины. Посещение самых известных магазинов поселка. Практическая работа. Сочинение «Мой поход в магазин».

1

21

Экскурсия на почту.

Организация экскурсии на почту. Практическая работа. Сочинение.

1

22

Экскурсия на стройку.

Организация экскурсии на стройку. Практическая работа. Конкурс рисунков, сочинений.

1

ПРИРОДА И МЫ

23

Экскурсии и прогулки по программе «Природоведение» с распределением должностных обязанностей знатоков.

Знакомство с тематикой прогулок. Беседа по правилам поведения во время прогулок. Должностные обязанности каждого во время прогулок.

1

24

Прогулка в лес «Как ты жила, ёлочка?» Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

Организация прогулки на природу, к «своей» ёлочке. Что изменилось за это время? Сбор семян дикорастущих растений.

1

25

Лекарственные растения и съедобные растения осенью.

Изучение лекарственных растений. Какие съедобные растения можно встретить осенью в моем поселке.

1

26

Природа и наше здоровье.

Закаливание организма в разное время года.

1

27

Личное участие в охране природы.

Я берегу природу. Мой посильный вклад по охране природы.

1

28

Прогулка «Ёлочка для птиц и зверей».

Ёлочка. Изменения. Наблюдение за елочкой.

1

29

Прогулка «Зима недаром злиться».

Правила поведения во время зимнего похода. Форма одежды. Практическая работа. Конкурс сочинений.

1

30

Прогулка «Весна идёт».

Организация прогулки на природу весной. Правила поведения .Практическая работа. Выставка рисунков.

1

31

Прогулка «В лес за здоровьем

Лес-наше здоровье. Правила поведения  в лесу. Практическая работа. Выставка рисунков, сочинений.

1

32

Туристический поход.

Туристские навыки. Подготовка путешествия: разработка маршрута, распределение обязанностей в группе, составление сметы и плана путешествия, оформление путевых документов. Групповое и личное снаряжение туриста, подготовка снаряжения, укладка рюкзака. Значение физической подготовки. Личная гигиена туриста, необходимость предпоходного врачебного осмотра. Доврачебная медицинская помощь в путешествии при кровотечениях, ушибе, вывихе, переломе, ожоге, обморожении, при тепловом или солнечном ударах, принесчастном случае на воде, отравлениях. Состав походной аптечки.

3

4 класс

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Я И МОЯ СЕМЬЯ

1

Профессии членов семьи.

Разнообразие профессий в мире.

Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей

1

2

Мамины руки не знают скуки.

Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала.

Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы. Нарисовать мамины руки.

1

3

У бабушек, дедушек – золотые руки.

Встреча с бабушками и дедушками обучающихся.Практическая работа. Выставка поделок.

1

4

Этому я научился у своих родных.

Мои родные. Что они умеют? Чему я научился у них. Практическая работа. Организация выставки.

1

5

Детство моих родителей, бабушек, дедушек.

Условия жизни моих родных в детстве. Что интересного было в те годы. Игры моих родителей.

1

6

Почему мне дома хорошо.

Мой дом-моя крепость. Почему мне дома хорошо. Рассказ обучающихся.

1

7

Семейные девизы, пословицы, поговорки, любимые изречения, любимые поэты, писатели.

Встреча с семьями. Проведение праздника семьи.

1

8

Семейный бюджет.

Составление семейного бюджета. Где можно сделать экономию .

1

9

Семейные реликвии войны, труда, учёбы и другой деятельности.

Утренник или встреча с ветеранами ВОВ. Практическая работа. Оформление временного музейного уголка.

1

10

Самые интересные и смешные моменты из жизни моей семьи: рисую, подписываю, получается целый сериал.

Составление «кинофильма» по рисункам о своей семье.

1

11

 Моя родословная.

Дать понятие «родословная». Примеры родословных.  Практическая работа. Составить свою родословную.

1

ШКОЛА

12

Учителя нашей школы.

Работа со стендом. Беседа с учителями-предметниками. Практическая работа. Взять интервью у любого учителя.

1

13

Школьные кабинеты.

Экскурсия по кабинетам. Практическая работа. Конкурс рисунков, сочинений.

1

14

Бюджет школы.

Изучить бюджет школы.

1

15

Библиотеки: школьная, районная.

Посещение школьной и районной библиотеки. Сравнение в масштабах. Отличие и сходства библиотек. Практическая работа. Выставка рисунков.

1

16

Музеи: школьная, районная, государственные разных профилей.

Посещение школьного музея. Встреча с работниками районного музея. Мультимедийная экскурсия по музеям г.Казани. Практическая работа.Выставка рисунков.

1

МИКРОРАЙОН

17

Кто живет в моём доме.

Мой дом. Кто живет? Опрос жителей.

1

18

Мы хозяева своего микрорайона.

Мой микрорайон.

1

19

Самая грязная улица.

Наблюдение улиц. Выяснить самую грязную улицу своего микрорайона, посёлка. Фотовыставка.

1

20

Исторические места микрорайона, посёлка.

Мультимедийная презентация «Путешествие по Кукмору».

1

21

Самая зелёная улица микрорайона, посёлка.

Наблюдение  улиц. Выяснить самую зелёную улицу своего микрорайона, посёлка. Практическая работа. Выставка фотографий.

1

22

Мы дети разных народов, Родина у нас одна.

Выяснить какие народности живут в нашем районе. Их быт, традиции. Практическая работа. Стихи, танцы, песни других национальностей.

1

23

Городской транспорт.

Знакомство с видами транспорта. Маршруты посёлка. Их пути следования. Практическая работа. Конкурс рисунков.

1

ПРИРОДА И МЫ

24

Прогулка «Как ты жила, ёлочка?»

«Встреча» с ёлкой. Выяснить какие изменения произошли  за год.

1

25

Экскурсии

1

26

Природа родного края и других регионов.

Сравнение природы родного края и других регионов.

1

27

Осенние прогулки.

Приметы осени. Загадки, поговорки . Изменения в природе.

1

28

Пропаганда правил охраны природы.

Правила охраны природы. Организации по охране природы.

1

29

Местные полезные ископаемые.

Повторить знания о полезных ископаемых. Выяснить какие полезные ископаемые добывают в Кукморском районе, в Республике Татарстан.

1

30

Овощные и злаковые культуры края.

Овощные злаковые  культуры нашего района. Встреча с работниками .Практическая работа. Выставка рисунков. Мультимедийная презентация.

1

31

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.

Изучение разновидность  растений и животных, обитающих в Кукморском районе.

1

32

Что такое Красная книга?

Знакомство с Красной книгой Республики Татарстан. Практическая работа. Подготовить сообщение по Красной книге с презентацией.

1

33

Прогулки на природу.

Повторение правил поведения на природе.

1

34

Выпуск газеты.

Выпуск газеты по итогам изучения курса.

1

К концу года обучающийся 2 класса

знает:

  • свой домашний адрес,
  • место работы членов семьи,
  • о необходимости вести домашнее хозяйство экономно,
  • о необходимости соблюдать чистоту во дворе, на улице;
  • адрес школы;
  • дорогу из дома до школы, из школы домой;
  • название прилегающих к школе улиц;
  • основные памятные места микрорайона;
  • 2-3 лекарственных растения;
  • 2-3 ядовитых растения;
  • 2-3 дикорастущих съедобных растения;
  • Несколько комнатных растений;
  • домашних животных края;
  • животных и растения, знатоком которых он был во время прогулок;

умеет:

  • нарисовать свой дом, квартиру,
  • вести разговор с членами семьи на заданную тему,
  • вести рассказ по своему рисунку;
  • обратиться в школьную библиотеку за нужной книгой;
  • правильно вести себя в музее, библиотеке;
  • нарисовать элементарный план школьного двора;
  • выполнять девиз юного книголюба «Прочту и расскажу другу, родным»;
  • нарисовать дорогу от школы до заданного учителем ближайшего пункта;
  • нарисовать дорогу от пункта движения группы во главе с учителем;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • убирать место привала в лесу;
  • закалять ноги на природе;
  • чувствовать потребность помогать всему живому, трудиться на благо природы;

К концу года обучающийся 3 класса

знает:

  • о месте и содержании работы родителей;
  • об участии своих родственников в Отечественной войне;
  • о вкладе членов семьи в трудовые дела предприятий, учреждений;
  • как создаются личные библиотеки;
  • для чего существуют музеи;
  • правила поведения в зрелищных учреждениях;
  • названия основных улиц микрорайона;
  • основные предприятия и учреждения микрорайона;
  • правила сбора лекарственных растений;
  • рецепты использования известных ему лекарственных трав;
  • рецепты использования ему дикорастущих съедобных растений;
  • распространённые в крае ядовитые растения «в лицо лицо»;

умеет:

  • составить  и решить простейшие задачи на тему работы членов семьи;
  • вести диалог с членами семьи на заданную тему;
  • починить книгу;
  • самостоятельно выбрать себе книгу нужного автора или по интересующей теме;
  • самостоятельно записать краткие сведения о прочитанной книге в «Дневник прочитанных книг»;
  • выполнять девиз юного книголюба «Прочту и расскажу другу»;
  • замечать неполадки в микрорайоне и сообщить о них взрослым;
  • вести рассказ об изученных объектах микрорайона;
  • собирать с соблюдением правил лекарственные растения;
  • убирать место привала на природе;
  • соблюдать правила поведения в лесу в разное время года;

К концу года  обучающийся 4 класса

знает:

  • профессии членов своей семьи;
  • учебные заведения, где получены эти профессии;
  • вклад старших родственников или земляков в дело Победы;
  • о необходимости беречь школу;
  • какие предприятия и учреждения находятся в микрорайоне;
  • маршруты городского транспорта;
  • что такое цитата;
  • основные правила охраны природы от пожара;
  • правила соблюдения техники безопасности при приготовлении пищи.

умеет:

  • вести  разговор с родственниками на заданную тему;
  • рассказать о детстве своих старших родственников;
  • изготовить образец поделки, созданию которой он научился у родных;
  • вести разговор о прочитанной книге;
  • нарисовать иллюстрации к прочитанной книге;
  • записать в дневнике свои впечатления о прочитанной книге;
  • найти статью, заметку в местной газете о родном крае, предприятиях и учреждениях своего микрорайона, родной природе;
  • правильно сделать вырезку  из газеты;
  • выписать цитату из газеты, журнала, книги;
  • составит маленькую экологическую карту, отметив на ней загрязненные участки;
  • выбрать место для костра;
  • разжечь костер;
  • убрать место костра;
  • объяснить малышам, друзьям и родным известные ему правила охраны природы.

Литература.

1.   Акиньшин А., Ласунский О., Записки старого пешехода. Воронеж, 2002.

2.Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.,1997.

3.Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических,     организационно-практических материалов по проблемам воспитания (под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней), Москва, 2003 г.

4.Елецких В. Ю. От великого до смешного. – Воронеж, 2007.

5.Князев А.М. Гражданственность личности. Москва. 2003 г.

6.Комаровский Б.Б. Задачи краеведческой работы в школе / Б.Б. Комаровский // Советская педагогика. – 1946. - №3.

7.Краеведческая работа в начальной школе. – М.: Просвещение, 1977.

8.Краеведение / под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987.

9.Кулагина Г. А. Сто игр по истории. – М., 1983.

10.Методические рекомендациидля учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. (Составители Л. А. Обухова, Н. С. Махина). – Воронеж, 2006.

11.Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» ( под ред. Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой). -  Москва. 2004

12.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. 11. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 1986.

13.Скривел В. И. нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. - №5. – с. 22-25.

14.Тонков В. О. Никитин и народное творчество. – Воронеж, 1949.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Люби ,цени и изучай родной край"

Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования Цель программы:формирование у младших школьников черты гражданственнос...

Авторская программа культура родного края

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...

Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"

Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях ...

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....

Отчёт о внеурочной деятельности по программе «Знай свой край родной» 2 «б» класс

Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развит...