Внеклассное мероприятие, проводимое в ГПД. Тема: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью».
план-конспект на тему

Цель занятия: формировать представления о солнце, звёздах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

 

Представлено лабораторное исследование с использованием современного технического средства — презентации.

Презентация включена в ход занятия с целью повышения уровня восприятия представленного материала, позволяет дополнить работу с практическими материалами. Поддерживать интерес воспитанников к изучаемой проблеме. Способствует организации рациональной познавательной деятельности воспитанников.

В ходе занятия использованы инновационные технологии: создание проблемной ситуации, элементы эвристической беседы, технология педагогической поддержки, технология критического  мышления, элементы игровой ситуации, здоровьесберегающая технология, что способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий: готовности говорить и озвучивать собственную позицию, готовности слушать выступающего, умению коллективно решать поставленные задачи.

Проводимые в ходе занятия опыты способствовали наглядному иллюстрированию заявленной проблемной ситуации.

Были использованы фронтальная и групповая формы работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, проводимое в ГПД.

Тема: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью».

Цель занятия: формировать представления о солнце, звёздах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.


Планируемые личностные результаты:

  • овладение умением пополнять свой запас знаний о солнце, звёздах, созвездиях, используя дополнительные источники;
  • способствовать формированию самооценки на основе критерия успешности;
  • научиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цельна занятии при помощи взрослого;
  • проговаривать последовательность своих действий;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказать своё предположение.

Коммуникативные УУД

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД

  • умение ориентироваться в системе своих знаний;
  • отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Планируемые предметные результаты:

  • знать и обосновывать причины  почему солнце светит днём, а звёзды ночью.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитателем организуется игра «Испорченный телефон». Группам воспитанников предлагаются слова: космос, планета, Земля.

Вывод после выполнения задания: - Чтобы быть понятым и услышанным, нужно внимательно слушать и правильно, чётко говорить.

2. Введение в тему.

Воспитатель: - Отгадайте загадки.

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит …. (солнце)

Коль ночь ясна — прозрачен воздух,

Тогда мы небо видим в … (в звёздах)

Воспитатель: - Когда мы можем увидеть Солнце и звёзды?

                        - На какие два вопроса мы должны сегодня ответить?

(Почему солнце светит днём. Почему звёзды светят ночью.)

3. Раскрытие темы занятия.

Воспитатель: - А знаете ли вы, что такое Солнце? (ответы воспитанников)

Солнце — самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь.

- Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в группах)

мяч              апельсин           яблоко

круг             круг                   круг

тарелка       крышка             блюдце

Воспитатель: - Солнце, как и наша планета Земля, имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.

- Почему нам днём светло? (освещает солнце)

- Как это происходит?

Опыт 1. Смена дня и ночи.

Описание опыта: Один воспитанник в роли — Солнца. Другой — в роли планеты Земля. У «Солнца» - светильник. Воспитанники с помощью воспитателя демонстрируют, как происходит смена дня и ночи.

Воспитатель: - Наша планета расположена настолько близко к Солнцу, что его лучи хорошо достигают её поверхности.

_ Какой вывод можно сделать?

(Солнце само создаёт день, т.к. близко расположено к планете).

- На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему Солнце светит днём).

- Когда же у нас наступит ночь? (Когда планета повернётся обратной стороной к Солнцу).

- Что же мы увидим на ночном небе? (звёзды)

- Хотели бы вы совершить полёт к звёздам? (ответы воспитанников)

- На чём совершим полёт?

Воспитатель: - Сесть поудобнее.

Воспитанники: - Есть, сесть поудобнее.

Воспитатель: -Пристегнуть ремни.

Воспитанники: - Есть, пристегнуть ремни.

Воспитатель: - Ключ на старт.

Воспитанники: Есть, ключ на старт.

Воспитатель: - Контакт.

Воспитанники: - есть, контакт.

Воспитатель: - Пуск.

Воспитанники: - 1,2,3,4,5, поехали.

3. Работа в группах.

Воспитатель: - Из цветной бумаги, что у вас на столах, вырежьте цвет которой подходит к предложенному образцу.

1 группа (красный цвет)              2 группа (синий цвет)             3 группа (белый цвет)

Альдебаран                                    Сириус                                     Регул

Воспитатель: - Прошу экипажи поделиться впечатлениями об увиденном

- Расскажите, на каких звёздах вы побывали, а я расположу ваши образцы на звёздном небе.

1 экипаж: Альдебара́н — ярчайшая звездав созвездии Тельца и во всём Зодиакеодна из ярчайших звёзд на ночном небе. Название произошло от арабского слова, означающего «последователь»: звезда на ночном небе совершает свой путь вслед за Плеядами. Из-за расположения в голове Тельца именовалась «Глаз Тельца». Также известны названия Палилий и Лампарус. 

2 экипаж: Си́риус  — ярчайшая звезда ночного неба. Хотя её светимость и превышает в 25 раз светимость Солнца, она отнюдь не является рекордной в мире звёзд — высокий видимый блеск Сириуса обусловлен его относительной близостью. Сириус можно наблюдать из любого региона Земли, за исключением самых северных её областей. Сириус удалён на 8,6 св. года от Солнечной системы и является одной из ближайших к нам звёзд 

3 экипаж: Ре́гул (— ярчайшая звезда в созвездии Льва и одна из ярчайших звёзд на ночном небе. Регул находится на расстоянии около 77,5 светового года от Солнечной системыС латыни название переводится как «принц». Регул считается последним в списке звёзд первой величины, поскольку следующая за ним по яркости звезда Адара .  Солнце наиболее близко подходит к нему в районе 23 августа каждого года. Этот факт также означает, что Регул время от времени покрывается Луной.

Воспитатель: - Что вы можете сказать об этих звёздах, сравнив их. (они отличаются цветом и размером).

Воспитатель: - Мы улетели так далеко, что Солнце кажется горошиной, расположим Солнце на нашем макете звёздного неба.

 Физкультминутка.

Воспитатель: - Чтобы продолжать продуктивно хорошо работать, нужно немного отдохнуть

Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.  (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.  (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.  (Хлопать в ладоши. Улыбаться) 

Опыт 2: (проводит воспитатель) Фонарик — звезда, свет пропускаем через мутную плёнку.

Вывод: - Так устроен наш глаз, далёкий свет звезды, пройдя через слои газов и атмосферы, расплывается, и звёзды нам кажутся мерцающими.

4. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: - заканчивается ночь и звёзды выключают свет, ложатся спать. Так ли это? (предположения воспитанников)

Опыт 3: (воспитатель готовит заранее)

Для опыта понадобится картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги. Небольшая настольная лампа. В боковой стенке картонного ящика пробивают несколько отверстий, а снаружи наклеивают лист белой бумаги. Ящик помещают в тёмную комнату и освещают его изнутри. На пробитой стенке тогда явственно выступают освещённые изнутри отверстия — это звёзды на ночном небе. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу, и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это «дневной свет»гасит «звёзды».

Вывод: - Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.

Воспитатель: - На какой вопрос мы сейчас ответили? ( Почему звёзды видны ночью?)

5. Закрепление.

Воспитатель: - Звёздное небо очень красиво. Люди издавна любовались им. Астрономия — наука о Вселенной. Астроном изучает небесные тела: звёзды, планеты, их спутники и кометы. Телескоп - астрономический инструмент для изучения небесных светил

- Что он рассматривает?

- Мысленно он соединял линией звёзды и воображал какого-либо персонажа и предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появились созвездия. Примером может служить созвездие Льва.

6. Итог занятия.

Воспитатель: - На какие два вопроса мы сегодня ответили?

                         - Что наиболее запомнилось?

                         - Что вы можете рассказать своим близким и друзьям после нашего занятия?

7. Рефлексия.

Воспитатель: - Иногда наше настроение зависит от того. Солнечный день сегодня или пасмурный. Какое у вас настроение после нашего занятия я пойму по вашим солнышкам. Если на занятии вам было интересно и всё понятно нарисуйте весёлое солнышко, а если на занятии вам было неинтересно и скучно, нарисуйте грустное солнышко.

Лучами Земля опоясана,

Цветами Земля опоясана.

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами!

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть, хоть однажды,

Звезду человечности в каждом.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью

Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?" Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?"  Школа России...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»

Формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях....

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...