«Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

«Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspechatat.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

         В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября школьники последовательно участвуют в школьном, затем муниципальном и региональных этапах олимпиад.

Значение предметных олимпиад возросло в связи с введением ЕГЭ и новых правил поступления в ВУЗы.

Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения.

В отличие от проводимых нами контрольных, зачётных, самостоятельных работ олимпиады охватывают более широкий круг знаний:

-  требуют от обучащихся работы на высоком интеллектуальном уровне,

 -  предполагают применения знаний в нестандартной ситуации,

- владения в совершенстве навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системой знаний по предмету.

Успешное участие в олимпиадах намного сложнее, чем подготовка к ЕГЭ, поскольку это кропотливая работа исключительно на профильном предметном уровне.

 Следовательно, просто знаний, данных на уроке ученику в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно.

Процесс подготовки включает следующие этапы:

1.Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета. Делать это нужно как можно раньше,

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать, находить
оригинальные решения, то формирование личности будет проходить
на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому
мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.
Роберт Стернберг (род. 1949) — американский психолог, профессор психологии 

!!! Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний.

2.Создание для обучающихся развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых консультаций, использование ЭОР

3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.

Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.

4.Активная работа по опережающему обучению.

Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на уроках, вовлекаю детей в систему внеурочных занятий, где применяю метод работы в разновозрастных группах (9,10,11 классы; 7-8 классы).

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.

6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.

7. Принцип «активность знаний».

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний.

 Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход.

Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт, а так же лабораторные экспонаты, муляжи, коллекции, гербарии и другие средства наглядности.

9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования при подготовке в определённое учебное заведение, развитие интереса к будущей профессии.

10.Использование принципа «От простого к сложному».

Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.

Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников.

Задание  по группам «Реализация возможностей  подготовки к олимпиадам в школе»

        Каждая команда должна продумать и предоставить защиту своих взглядов, аргументов и идей по 3 пунктам, которые помогут в результате осознать важность олимпиадной деятельности, необходимости  системы развития олимпиады  и инициировать   идеи для развития олимпиадной подготовки.

команды: Учитель, Родитель, Ребенок

(не забудьте работать в команде с позиции, которая  выполняет команда)

Вам предстоить проработать 3 пункта:

  1. Положительные результаты и эффекты олимпиадной подготовки

«Мне нужно участвовать в подготовке олимпиады в школе, пото му что….

  1. Пути развития олимпиадной подготовки в школе

«Я могу участвовать в процессе олимпиадной подготовки  ( ответить на вопрос «КАК?»)

3.Создать модель олимпиадного движения в школе

-конкретизировать форму

- наполнить содержанием

- разработать идею итогового мероприятия

- придумать процесс взаимодействия с другими представителями образовательного процесса  и социума в целом

Вам дается 10 минут.

( Подведение итогов команд)

- Вы видите насколько разные вы представили взгляды. аргументы и идеи, благодаря взгляду на проблему с разных  позиций.

- Я думаю каждый из вас согласится с тем фактом, что олимпиадное движение представляеит широкое поле  для реализации своих возможностей и педагогам , и ученикам.

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

Учитель

Родители

Ребенок

1.Положительные результаты и эффекты олимпиадной подготовки

«Мне нужно участвовать в подготовке олимпиады в школе, потому что….

2.Пути развития олимпиадной подготовки в школе

«Я могу участвовать в процессе олимпиадной подготовки  ( ответить на вопрос «КАК?»)

3.Создать модель олимпиадного движения в школе

-конкретизировать форму

- наполнить содержанием

- разработать идею итогового мероприятия

- придумать процесс взаимодействия с другими представителями образовательного процесса  и социума в целом

!!!не забудьте работать в команде с позиции, которая  выполняет команда. Вам предстоить проработать 3 пункта:

1.Положительные результаты и эффекты олимпиадной подготовки

«Мне нужно участвовать в подготовке олимпиады в школе, потому что….

2.Пути развития олимпиадной подготовки в школе

«Я могу участвовать в процессе олимпиадной подготовки  ( ответить на вопрос «КАК?»)

3.Создать модель олимпиадного движения в школе

-конкретизировать форму

- наполнить содержанием

- разработать идею итогового мероприятия

- придумать процесс взаимодействия с другими представителями образовательного процесса  и социума в целом

!!!не забудьте работать в команде с позиции, которая  выполняет команда. Вам предстоить проработать 3 пункта:

Этапы подготовки к олимпиадам

1.Определение контингента обучающихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.

2.Создание для обучающихся развивающей среды.

3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.

4.Активная работа по опережающему обучению.

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы обучащихся.

  6. Принцип индивидуального подхода .

7. Принцип «активность знаний».

8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход.

9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы обучающихся.

10.Использование принципа «От простого к сложному».

Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников.

Этапы подготовки к олимпиадам

1.Определение контингента обучающихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.

2.Создание для обучающихся развивающей среды.

3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.

4.Активная работа по опережающему обучению.

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы обучащихся.

  6. Принцип индивидуального подхода .

7. Принцип «активность знаний».

8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход.

9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы обучающихся.

10.Использование принципа «От простого к сложному».

Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников

   

 2 часть

Талант, одаренность, задатки, способности… Подберите нужное понятие к следующим определениям:

– анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться (задатки);

– индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности (способности);

– сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода (талант);

– состояние и степень выраженности способностей детей и подростков(одаренность).

Сократ – величайший философ древности

         Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Система работы с одаренными детьми

Творческий учитель должен не только заниматься «посадкой семян», но и бережно выращивать в каждом ребёнке  способность мыслить, чувствовать, любить....

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....