Особые дети в большом мире.
статья

Овчинникова Татьяна Васильевна

 В статье приводится разъяснение природы и проявления умственной отсталости и возможности умственно отсталых детей обучению и развитию, которое имеет важное теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение определяется в основном тем, что информация о когнитивных характеристиках этих детей поможет создать адекватные стратегии для их подготовки. В то же время знания их физического, интеллектуального и личностного потенциала будут способствовать процессу интеграции, социализации и возможностей оптимизации обучения во вспомогательных школах.

Ключевые слова: умственная отсталость, интеграция, социализация, оптимизация, ресурсные центры, вспомогательные школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobye_deti_statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особые дети в большом мире.

Дети с умственной отсталостью, их в более ранних публикациях называли слабоумными, а с нечёткой терминологией нынешней — детьми со сниженным интеллектом, с особыми нуждами, с трудностями в обучении и т. п. это одна из многочисленных категорий детей, у которых есть отклонение в развитии от нормы. По данным статистики ВОЗ, распространенность врожденной умственной отсталости (олигофрении) ныне колеблется в пределах 1-3% от населения планеты. [3].

Понятие «умственно отсталый ребёнок», по мнению Л.С. Выготского, охватывает разнообразную по составу группу детей, и объединяет их наличие органическое повреждение коры головного мозга, который имеет диффузный характер. Морфологические изменения захватывают участки коры головного мозга ребёнка, нарушает их функции и строение. Но не исключены случаи, когда поражение коры головного мозга сочетается с некоторыми локальными, местными нарушениями, включающие и подкорковые системы, поэтому происходит возникновение различных, по разному выраженных отклонений, которые обнаруживаются во всей психической деятельности, очень резко — в познавательной деятельности.

К числу олигофренов не относятся дети, страдающие текущими заболеваниями, которые обусловлены наследственными нарушениями обмена веществ. Таки дети постепенно деградируют. Умственная отсталость у  них с каждым годом становится всё сильнее, если не оказывать вовремя необходимую медицинскую помощь[1].

Классификация, предложенная Э. Крепелиным сохраняется и в наше время с одним отличием – не используются слова «Дебильность», «Имбицильность», «Идиотия», вместо них применяется название легкой, средней или глубокой умственной отсталости соответственно[4].

По данным Международной классификации болезней  (МКБ-10) дети с умственной отсталостью делятся на несколько групп:

По данным Международной классификации болезней  (МКБ-10) дети с умственной отсталостью делятся на несколько групп, они представлены в Прложении 1.

При развитии умственно отсталых детей в результате создания оптимальной системы обучения (с ее содержательными и методическими составными) на первый план выходит одна очень сложная, но одновременно одна неотложная задача – выявить и развить умения и навыки детей, имеющих нарушение умственной деятельности.

В последние годы обучения в специальных учебных заведениях отмечается тенденция ориентировки подачи все более объемной информации, которую умственно отсталые дети не могут заполнить, и не могут использовать на практике.

В нашей школе учатся слабослышащие и позднооглохшие детей с интеллектуальными нарушениями.

Нашей целью является формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает его включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении учебных и повседневных жизненных задач.

Наши основные задачи воспитания и обучения:

•        Создать оптимальные условия для социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития ребёнка с учетом его образовательных потребностей.

•        Осуществлять обучение с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка.

•        Развивать способность осмысленного восприятия материала на основе использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; всех видов речевой коммуникации (как вербальной, так и не вербальной); применения специальных приемов запоминания, многократного повторения и заучивания, доступного для ученика.

•        Включать во все уроки и занятия задания по развитию памяти, внимания и мышления.

•        Целенаправленно и планомерно формировать у обучающегося речь (словесную в устной, в устно-дактильной и письменной формах; жестовую), речевое поведение в условиях специально педагогически созданной в классе слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, социальной адаптации и интеграции ребенка в обществе.

•        Формировать у обучающегося практические учебные действия в доступных пределах для ребенка и формах.

•        Развивать у обучающихся речевой слух, слухо-зрительное   восприятие устной речи, ее произносительной стороны; восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого и общего развития, достижения в доступных пределах результатов общего образования, социальной адаптации и интеграции в обществе.

•        Воспитывать желание учиться, прививать любовь к чтению, письму и счёту.

Формами обучения и общения являются все виды коммуникации: словесная (устная, устно-дактильной, письменная), жестовая речь, знаковая с использованием наглядного материала, табличек, пиктограмм.

Сегодня, когда все большее место в развитии образования уделяется образовательной политике в школах, объединяя детей, независимо от их индивидуальных различий, уже не целесообразно говорить о различных категориях или типах учеников. Необходимо знать, что у каждого ученика существует ряд своих образовательных потребностей, многие из которых являются общими, а другие – индивидуальными

Дети со специальными образовательными потребностями встречают большие трудности в обучении в сравнении со своими сверстниками. Они не могут справиться с программируемым для усвоения в массовых учебных заведениях образовательным минимумом и причиной этого являются некоторые из следующих состояний: сенсорное, физическое, множественное повреждение, интеллектуальная недостаточность и речевые и языковые нарушения. Эти дети имеют право участвовать в образовательном процессе, как и все остальные их сверстники, развивать и усовершенствовать свой потенциал, овладевать умениями и способностями, которые им дадут возможность активно участвовать в жизни общества.

Оптимизировать процесс обучения учащихся с особыми образовательными потребностями можно соблюдая ряд условий:

1. Создание оптимальных предпосылок интеллектуального и социального развития умственно отсталого ученика в рамках образовательного процесса.

В России все еще не хватает преобладающего мнения о наиболее подходящей модели интегрированного обучения детей с умственной отсталостью. Причина, вероятно, в малом числе исследований в сфере этой проблематики из-за краткого периода времени осуществления массовой интеграции умственно отсталых детей и из-за трудностей, которые встречают эти дети в процессе интегрированного обучения.

2. Необходимость реформирования специального образования таким способом, что в центре всей учебно-воспитательной деятельности стоит конкретный ученик с умственной отсталостью, как и способы и формы организации школьной жизни (в специальных учебных заведениях или в интегрированной среде) в максимальной степени помогают развитию личности.

Акцентирование внимания на этой главной цели требует коренной перестройки основных образовательных компонентов специальных или общеобразовательных школ, в которых обучаются дети со специальными образовательными потребностями – роль, функция, учебное содержание, формы и методы обучения, функции учителей и учеников. Считаю, что новая культура обучения умственно отсталого ребенка должна быть направлена на формирование умений полноценного сожительства и разбирательства с другими – важный момент в его целостной адаптации в мире норм.

3. Создание адекватной образовательной среды (независимо от вида институции – массовая школа, специальная школа), которая поможет полноценному интеллектуальному и социальному развитию учеников с умственной отсталостью, соответствующей уровню его когнитивного развития.

4. Изменение содержания учебно-воспитательного процесса, включающего преимущественно академичную, абстрактную информацию с научно-практическими знаниями, необходимыми умственно отсталым детям для повышения качества их жизни и более полной их социально-трудовой реализации.

Первостепенное значение образования в системе социальных ценностей базируется на понимании того, что оно является средством достижения главной цели – равноправного старта для всех детей общества. Более высокое качество образования, конкретно для детей с нарушениями - это предпосылка более адекватной профилактики и лечебной деятельности, а в целом и гарантия успешной социокультурной интеграции, которая, по мнению Всемирной организации здоровья - это важный момент при преодолении возникновения болезней, нарушений и инвалидности.

Приложении 1.

Название

Уровень IQ

Краткая характеристика

F70. Умственная отсталость легкой степени

50-69 условных единиц

Сниженная особенность эмоционально-волевой сферы таких детей не позволяет им овладеть программой ДОУ и обычной школы. Это больше обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции нервной деятельности, а так же нарушением фонетико-фонематического анализа.

F71. Умственная отсталость умеренная

От 35 до 49 условных единиц

Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки.

F72. Умственная отсталость тяжелая

От 20 до 34 условных единиц

Вероятна необходимость постоянной поддержки. Такие дети обладают некоторыми возможностями в управлении речью, а также могут усвоить небольшие трудовые навыки.

F73. Умственная отсталость глубокая

Менее 20 условных  единиц

Таким детям недоступно всё окружающее, речь развивается ограниченно и очень медленно, бывает, что некоторые речевые звуки не развиваются. Они имеют большие нарушения ориентировки в пространстве, координации всех движений, а также моторики

Список литературы

  1. Виноградова А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 2015. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2013. - 654 с
  3. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5/ Л.С. Выготский - М., 1983.
  4. Лубовский В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский – М. : Академия, 2007. – 464 с.
  5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых дошкольников. Учебное пособие. Издательство: Академия. 2015 – 160с.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые дети - особое общение.

Взаимодействие учителя и ребёнка-логопата,использование вербальных и невербальных средств общения...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Презентация "Особые дети. СДВГ"

Гиперактивность – (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы; слово «активный» означает «действенный», «деятельный»).В психологическом словаре внешними проявлениями гиперак...

Дорога особых детей в страну знаний

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является адекватным для ребен...

Презентация "Особые дети"

Работа с родителями "особых детей"...

Советы родителям особых детей.

Данная статья в первую очередь адресована родителям детей с ОВЗ. Также она будет интересна социальным педагогам, психологам, воспитателям и классным руководителям у которых обучаются и воспитываются д...

Программы по предметам для особых детей

Рабочие программы ОВЗ УО. 2 класс...