Программа воспитательной работы
методическая разработка (2 класс)

Наливайко Марина Михайловна

Программа воспитательной работа 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_2_klass_nalivaykom.m.doc600 КБ

Предварительный просмотр:

                  Утверждаю

                                                                       Директор МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

                                                       _____________ / О.Ф.Дворко /

                                            «__ »__________ 2015  г.

                                                              Протокол №     от     августа 2015г.

                                 

 

                             

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Гальбштадтская СОШ»

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ

2014 – 2018 гг

                       Согласовано

                                                                   Заместитель директора

                                                                   МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

                                                                   ________ /Е.Н.Кожанова/

 

                        Марина Михайловна Наливайко

                     учитель начальных классов,

                     высшая категория.

СОДЕРЖАНИЕ:

      Пояснительная записка

  • Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся.

  • Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.

………………..2

………………..2

………………..3

  • Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся.

………………..6

  • Основные виды деятельности и формы организации работы с родителями.

………………..8

  • Мониторинг духовно-нравственного  воспитания и социализации учащихся.

………………..10

  • Календарный план реализации программы во 2 классе

………………..20

ПРОГРАММА

воспитания и социализации учащихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся МБОУ «Гальбштадтская СОШ» являются Закон
«Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2)., федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Устав МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Главная задача  учебно-воспитательного процесса  -  создать условия для  обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс  на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

ЦЕЛЬ И  ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Цель данной программы:

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из цели, определены следующие задачи воспитания и социализации  учащихся:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ь

Основное содержание воспитания

и социализации обучающихся.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

Направление воспитания и социализации обучающихся

Организация воспитания и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по четвертям, по следующим направлениям:

  1 ЧЕТВЕРТЬ 

Направление: «Я, моя семья, мои друзья»

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Работа с тетрадью «Книга моих размышлений»

Виды деятельности и формы занятий

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательные беседы и классные часы

  • «Какое слово самое крепкое?»
  •  «Что за прелесть эти сказки»
  • Книга – наш лучший друг
  • Этикет. В школе и вне школы.

  • Мой характер
  • Мир моих увлечений
  • Мои поступки
  • Дружба начинается с улыбки
  • Умники и умницы
  • Этикет. Вы поедете на бал?

.

Проектная деятельность

  • «Полезные привычки – наши друзья»

  • День именинника – подарок своими руками

  • Экология души в притчах
  • «Ожившие строки» Книжки – самоделки по сказкам А.С.Пушкина
  • Экология души в притчах

Туристко-краеведческая деятельность

  • Семейный туристический поход
  • Экскурсии на предприятия района

Творческая деятельность

  • Новогодние представления
  • Театрализованные сказки в конкурсе «Жар-птица»
  • Прощание с Азбукой
  • Поём и танцуем с учителями
  • Ярмарка талантов

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

  • Как поступить? Практикум
  •  «Моя семья – моя радость» Рисунки, пословицы, рассказы о своей семье
  •  «Слово будущим первоклассникам» Совместный праздник с дошкольниками.

2 ЧЕТВЕРТЬ 

Направление: «Голубая планета Земля»

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  • Работа с тетрадью «Книга моих размышлений»

Виды деятельности и формы занятий

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательные беседы и классные часы

  •  «Про леса и лесные чудеса»
  • День космонавтики

  • Мир природы
  • В клубе знатоков Красной книги

  • Экологическая этика
  • В мире интересного

  • Турнир знатоков природы
  • Музыка. Живопись. Архитектура.

Проектная деятельность

  • Поделки из природного материала
  • Книга наших сказок
  • История нашей школы.
  • Школа будущего

Туристко-краеведческая деятельность

  • Экскурсия в сельскую библиотеку. Книги о природе. Викторина.
  • Экскурсии в зоопарк с. Подсосново и зооферму с. Редкая Дубрава

Творческая деятельность

  • Конкурс на лучшего чтеца. Стихи о природе.
  • Масленица

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

  • Выставка «Это я сделал своими руками»
  • Операция «Книжная мастерская»
  • Листовки – призывы для односельчан «Сохраним красоту села»

3 ЧЕТВЕРТЬ

Направление: «Я - гражданин России»

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Работа с тетрадью «Книга моих размышлений»

Виды деятельности и формы занятий

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательные беседы и классные часы

  • «Культура моей страны и я»
  • Изучение российской символики
  • «Конституция – основной закон Р.Ф.»
  • Герои космоса

  • «Русские богатыри»
  • «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Сокровище нации. Игра интеллектуалов
  •  «Моя Россия» Игра – путешествие

Проектная деятельность

  • Профессия моих родителей
  • Люди разных профессий

  • Сундучок моей бабушки
  • Трудовые подвиги моего деда

Туристко-краеведческая деятельность

  • Поход в школьный музей и краеведческий музей с. Гальбштадт
  • Моё село. Экскурсии, конкурсы рисунков, коллаж.

Творческая деятельность

  • Игровые программы к 23 февраля
  • Игровые программы к 8 марта, Дню Матери

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

  •  «Пусть всегда будет солнце!» Рисунки на асфальте
  • Встреча с родителями разных профессий
  • Встреча с участниками ВОВ и локальных войн

4 ЧЕТВЕРТЬ 

       Направление: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Работа с тетрадью «Книга моих размышлений»

Виды деятельности и формы занятий

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательные беседы и классные часы

  • Мой распорядок дня
  • «Безопасный путь»

  • Правила дорожного движения
  • Игра «Здоровячок»

Проектная деятельность

  • Мой путь домой
  • Витамины с грядки
  • Спорт и я
  • Моя безопасность

Туристко-краеведческая деятельность

  • Участие в спортивных мероприятиях школы
  • Коллективные походы на природу

Творческая деятельность

  •  «Папа, мама, я – спортивная семья»

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

  • День здоровья
  • Учусь делать здоровый выбор
  • Субботник по уборке территории школы

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих  воспитательных  результатов по каждому из направлений воспитания :

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, ;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

        Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного  общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

        Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Нравственный портрет воспитанного младшего школьника

  • Добрый, не причиняющий зла живому
  • Честный и справедливый
  • Любящий и заботливый
  • Трудолюбивый и настойчивый
  • Творящий и оберегающий красоту мира
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
  • Смелый и решительный
  • Свободолюбивый и ответственный
  • Самостоятельный и законопослушный
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

5.1.        Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

 В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

В  системе повышения педагогической культуры родителей  используются разнообразные  формы работы:

  • Университет педагогических знаний. Данная форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.
  • Лекция. Данная форма подробно раскрывает сущность той или иной проблемы воспитания.  
  • Конференция. Предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
  • Родительские конференции. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
  • Практикум. Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
  • Открытые уроки. Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
  • Индивидуальные тематические консультации. Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
  • Посещение семьи. Индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
  • Родительское собрание. 
  • Родительские чтения. Форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Организация взаимодействие школы

с культурными и общественными организациями.

   Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

При этом планируется использовать различные формы взаимодействия:

•        участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • реализация педагогической работы музыкальной и художественной школ  с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

МОНИТОРИНГ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Мониторинг духовно – нравственного воспитания и социализации учащихся планируется и осуществляется в соответствии со школьной программой, основанной на комплекте «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» Автор комплекта для начальной школы кандидат психологических наук Анастасия Аркадьевна Логинова:

  1. Рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3, 4 классов «Книга моих размышлений»;

В «Книгу моих размышлений» входят упражнения, позволяющие оценить динамику нравственного развития и воспитания учащихся.

  1. Методические пособия для учителей

(1, 2, 3, 4 классы);

  1. Рабочий

блокнот

для педагога.

В соответствии с требованиями Стандарта оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе, является неотъемлемой и обязательной частью реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Предлагаемый мониторинг полностью соответствует требованиям к оценке результатов воспитательной деятельности в рамках реализации Программы.

Оценка личностных результатов 

Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоциональноположительном отношении обучающегося к Школе;
  • сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;
  • знания моральных норм и сформированности морально­этических суждений.

Этапы исследования:

  1. Контрольный этап исследования (начало учебного года, 1 четверть) –ориентирован на сбор данных на начале реализации Программы воспитания и социализации.
  2. Формирующий этап исследования (в течение учебного года) предполагает реализацию основных  направлений Программы; выполнение и корректировку плана воспитательной работы.
  3. Интерпретационный этап исследования (конец учебного года, 4 четверть) ориентирован на сбор данных исследования в конце  реализации Программы воспитания.

Направления мониторинга:

  • Исследование особенностей нравственного развития и воспитания обучающихся.
  • Исследование взаимодействия с семьями обучающихся в рамках реализации образовательной программы.

В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие обучающихся и характер взаимодействия школы с родителями обучающихся, выступает динамика  выделенных показателей по каждому из направлений мониторинга.

Возможные виды динамики.

  • Положительная динамика 
  • Отсутствие (инертность) 
  • Устойчивость (стабильность).

Методологический инструментарий исследования включает использование следующих методов: тестирование, опрос, проективные методы, психолого-педагогическое проектирование.

1 класс /2014-2015 учебный год/

Индикаторы эффективности программы

Показатель

Метод

Периодичность

Форма представления результата

Блок №1

Исследование социального развития младшего школьника

Знание основных символов государства

Методика «Государственные символы»

Методика «Знание государственной символики»

Автор методик Попова Т.А.

Контрольный этап исследования: сентябрь

Интерпретационный этап исследования: январь

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №1

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №7

Блок №2

Исследование нравственной сферы младшего школьника

Знание моральных норм и нравственных качеств личности

Методика «Нравственные качества»

Методика «Наши поступки»

Автор методик Логинова А.А.

Контрольный этап исследования: сентябрь

Интерпретационный этап исследования: февраль

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №2

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №8

Исследование нравственной сферы младшего школьника

Сформированность нравственных привычек

Методика «Как поступить?»

Методика «Нравственные привычки»

Автор методик Логинова А.А.

Контрольный этап исследования: октябрь

Интерпретационный этап исследования: февраль

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №3

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №9

Блок №3

Исследование отношения младших школьников к труду

Внутренней позиции младшего школьника

Методика «Я и школа»

Методика «Я - школьник»

Автор методик Логинова А.А.

Контрольный этап исследования: ноябрь

Интерпретационный этап исследования: март

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №4

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №10

Блок №4

Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде

Методика «Я и природа»

Методика «Забота о природе»

Автор методик Попова Т.А.

Контрольный этап исследования: декабрь

Интерпретационный этап исследования: апрель

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №5

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №11

Блок №5

Исследование эстетического развития младших школьников

Сформированность эстетических интересов

Методика «Мне нравится»

Методика «Я хотел бы…»

Автор методик Логинова А.А.

Контрольный этап исследования: январь

Интерпретационный этап исследования: май

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №6

Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений»

Упражнение №12

  1. Программа исследования учащихся во 2 классе

Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный  этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников

Параметр 1.

Знание основных понятий, символов государства

Упражнение №1

«Символы нашей Родины»

Упражнение №11

«Что я знаю о государственных символах?»

Параметр 2.

Сформированность преставлений о поведении в коллективе

Упражнение №2

«Дела класса, жизнь в школе»

Упражнение №12

«Мои обязанности и дела в коллективе»

Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников

Параметр 1.

Эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам

Упражнение№3

«Чувства и поступки»

Упражнение №13

«Чувства и поступки»

Параметр 2.

Альтруистическая направленность учащихся

Упражнение №4

«Я и другие»

Упражнение №14

«Что я могу? Что я хочу?»

Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Параметр 1.

Участие школьников в домашнем труде

Упражнение №5

«Домашние дела»

Упражнение №15

«Мои домашние обязанности»

Параметр 2.

Эмоциональное отношение школьников к обучению (общий интерес к учению)

Упражнение №6

«Интерес к учению»

Упражнение №16

«Интерес к учению»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Параметр 1.

Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде

Упражнение №7

«Окружающий мир»

Упражнение №17

«Я и окружающий мир»

Параметр 2.

Ценностное отношение к природе

Упражнение №8

«Красота природы»

Упражнение №18

«Береги красоту природы»

Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников

Параметр 1.

Знание этических норм поведения

Упражнение №9

«Правила поведения»

Упражнение №19

«Правила этикета»

Параметр 2.

Включённость ребёнка в культурную среду

Упражнение №10

«Мои увлечения»

Упражнение №20

«Мое свободное время»

  1.  Программа исследования учащихся в 3 классе

Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный  этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников

Параметр 1.

Знание основных понятий, символов государства

Упражнение №1

«Символы России»

Упражнение №11

«О символах моей страны»

Параметр 2.

Сформированность преставлений о поведении в коллективе

Упражнение №2

«Я мой класс»

Упражнение №12

«Наш класс»

Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников

Параметр 1.

Знание результатов своих нравственных и безнравственных поступков

Упражнение№3

«Чувства окружающих людей»

Упражнение №13

«Мои поступки и чувства родителей»

Параметр 2.

Сформированность представлений о правах и достоинствах человека

Упражнение №4

«Мои права и достоинства»

Упражнение №14

«Знаю ли я свои права?»

Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Параметр 1.

Произвольность регуляции учебной деятельности

Упражнение №5

«Мои учебные обязанности»

Упражнение №15

«Ответственный ли я ученик»

Параметр 2.

Отношение к труду и интеллектуальные чувства младших школьников

Упражнение №6

«Труд в жизни человека»

Упражнение №16

«Труд в моей жизни»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Параметр 1.

Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде

Упражнение №7

«Правила поведения на природе»

Упражнение №17

«Защищаю ли я природу?»

Параметр 2.

Ценностное отношение к природе

Упражнение №8

«Природа – источник красоты»

Упражнение №18

«Природа и искусство»

Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников

Параметр 1.

Сформированность первичных представлений об эстетическом познании мира

Упражнение №9

«Мир, в котором я живу»

Упражнение №19

«Познания мира»

Параметр 2.

Сформированность первичных представлений о творческой деятельности

Упражнение №10

«Творчество»

Упражнение №20

«Творчество в нашей жизни»

  1. Программа исследования учащихся в 4 классе

Блоки исследования

Параметры исследования

Контрольный этап исследования

Интерпретационный этап исследования

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников

Параметр 1.

Знание основных понятий, символов государства

Упражнение №1

«Символы России»

Упражнение №11

«Моё  знание символов государства»

Параметр 2.

Сформированность преставлений о поведении в коллективе

Упражнение №2

«Мой класс»

Упражнение №12

«Как я участвую в жизни класса»

Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников

Параметр 1.

Мотивы нравственного поведения

Упражнение№3

«Почему я так поступаю?»

Упражнение №13

«Ради чего я смогу отказаться от своего любимого занятия?»

Параметр 2.

Сформированность нравственной самооценки

Упражнение №4

«Что я знаю о себе?»

Упражнение №14

«Мой портрет»

Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду

Параметр 1.

Мотивы учебной деятельности

Упражнение №5

«Нравится ли мне учиться?»

Упражнение №15

«Моё отношение к учению»

Параметр 2.

Навыки самостоятельной организации своей трудовой деятельности

Упражнение №6

«Моё свободное время»

Упражнение №16

«Самостоятельность и ответственность»

Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде

Параметр 1.

Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде

Упражнение №7

«Человек и природа»

Упражнение №17

«Защита природы»

Параметр 2.

Ценностное отношение к природе

Упражнение №8

«Мои питомцы»

Упражнение №18

«Домашний питомец»

Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников

Параметр 1.

Сформированность первичных представлений о красоте

Упражнение №9

«Красота в жизни»

Упражнение №19

«Что такое красота?»

Параметр 2.

Сформированность первичных представлений о культурном человеке

Упражнение №10

«Я культурный человек?»

Упражнение №20

«О культуре»

Материалы мониторинга позволяют сделать исследование

частью воспитательного процесса:

  • наличие большого количества иллюстративного материала для детей;
  • вопросы для размышления учащихся;
  • развернутые формулировки заданий, построенные в виде размышлений, на основе которых можно организовать тематическую беседу в классе;
  • богатый методический материал и рекомендации для организаторов исследования
  • и многое другое.

 Разработанный комплексный подход к исследованию (совмещение развивающей и исследовательской деятельности) младших школьников, позволяет обогатить воспитательную программу и использовать материалы мониторинга в качестве основы воспитательной работы в классе, а также создаёт условия для вовлечения родителей (законных представителей) в реализацию Программы в классе.

Оценка эффективности взаимодействия

школы с семьями обучающихся

Параметры

Оценка взаимодействия с семьями

  1. Вовлечённость родителей (законных представителей) в воспитательный процесс

А

Ознакомление родителей (законных представителей) с концепцией воспитательной

деятельности, реализуемой в классе и в школе

1 2 3 4 5 6 7

Б

Вовлечённость родителей (законных представителей) в реализацию воспитательной программы в классе

1 2 3 4 5 6 7

В

Активность родителей (законных представителей) в реализации воспитательной программы

1 2 3 4 5 6 7

  1. Психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей)

А

Содействие родителям (законным представителям) в решении проблем воспитания детей в семье

1 2 3 4 5 6 7

Б

Деятельность, направленная на сплочение семей, укрепление детско-родительских отношений. Поддержание семейных традиций и ценностей

1 2 3 4 5 6 7

В

Информирование родителей (законных представителей) о дополнительных образовательных возможностях для детей (кружки, факультативы, предметные курсы, внеурочная деятельность)

1 2 3 4 5 6 7

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

А

Организация в школе (классе) мероприятий (родительских собраний, заседаний и т.д.), направленных на повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей)

1 2 3 4 5 6 7

Б

Информированность родителей (законных представителей)  о достижениях образовательного учреждения

1 2 3 4 5 6 7

В

Знакомство родителей (законных представителей) с основными тенденциями развития современного образования

1 2 3 4 5 6 7

  1. Интерес родителей (законных представителей) к программе и характер взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

А

Значимость для родителей (законных представителей) воспитательной деятельности, реализуемой в классе.

1 2 3 4 5 6 7

Б

Общая активность участия родителей (законных представителей) в жизни класса

1 2 3 4 5 6 7

В

Характер взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников

1 2 3 4 5 6 7

Г

Общая удовлетворённость родителей (законных представителей) воспитательной программой

1 2 3 4 5 6 7

Отчётными материалами исследования будут являться:

  1. Индивидуальные бланки фиксации результатов исследования, заполняемые ежегодно  (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», стр. 38 – 52).
  2. Данные интерпретационного этапа исследования в классе (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», таблица 6, стр. 15 – 16).
  3. Данные контрольного   этапа исследования в классе (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», таблица 6, стр. 12 – 13).
  4. Итоговые результаты исследования общей динамики развития учащихся в  классе (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», таблица 9, стр. 20).
  5. Итоговые результаты исследования взаимодействия школы с семьями обучающихся.

Анализ результатов, представленных в таблицах, позволит провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.

Анализ воспитательной работы за 1  класс:

Воспитательная работа в 1 классе велась по следующим направлениям:

  1. Я, моя семья, мои друзья.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

  1. Голубая планета Земля.

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля, трудолюбие; творчество; познание;  бережливость

  1. Я  – гражданин России.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;  свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Я здоровье сберегу –сам себе я помогу.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Также велась работа по следующим направлениям:

  • Работа с родителями;
  • Проектная работа
  • Работа с детьми «группа риска», правовое просвещение;
  • Просветительская работа.

       Все эти направления воспитательной работы  позволяли комплексно решать воспитательные задачи, опираясь на  личностно-ориентированный подход к воспитательной работе. Все воспитательные мероприятия  были направлены на формирование у детей культуры общения, развитие коммуникативных умений. Важной задачей воспитательной работы школы наряду с семьёй – это развитие эмоциональной сферы учащихся, умение управлять отрицательными эмоциями. Каждодневно, в зависимости от ситуаций проводились различные беседы со всем классом и индивидуально. Учащиеся уже привыкают быть ответственными за какое-то данное им поручение: в классе налажена система дежурства по классу и по столовой, а также взаимопомощь в учёбе и спорте.

В своей работе я использовала различные формы воспитательной работы:

  • тематические классные часы, беседы, дискуссии;
  • викторины, конкурсы;
  • интеллектуальные игры, ринги;
  • праздники;
  • тренинги, ситуативные практикумы, тестирование;
  • презентации;
  • деловые игры;
  • часы общения.

Один раз в неделю проводились классные часы по следующим темам: «О доброжелательности и равнодушии», «Тепло родного очага», «Мы и наше здоровье», «В помощь пернатым друзьям» и др. В этом году проводилась большая просветительская работа, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Диагностическая работа велась с первых дней. Она включала в себя как диагностику (индивидуальную и коллективную), так и коррекционную работу: игротерапию,  сказкотерапию, психологические упражнения и игры.

Ребята участвовали в различных школьных мероприятиях и конкурсах и добились высоких результатов:

2014-2015

Всероссийские конкурсы «Эврикум»  и  «Созидание и творчество» 

Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/

Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/

Ученики Снегова Владислава и Ерёменко Евгений стали Лауреатами Всероссийских конкурсов «Эврикум»  и  «Созидание и творчество»

2014-2015

Краевой конкурс «Я - исследователь»

Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/

Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/

Ученики стали Победителями очного этапа краевого конкурса «Я - исследователь»,  АКДЭЦ,  г.Барнаул,  4 апреля 2015 года: Ерёменко  Евгений – I место /гуманитарная/, Снегова Владислава – II место /естественнонаучная/.

2014-2015

Окружной этап исследовательских работ «Малые Гумбольдтские чтения»

Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/

Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/

Ученики стали Победителями окружного этапа исследовательских работ «Малые Гумбольдтские чтения»,  17 апреля 2015 года: Ерёменко  Евгений – II место /гуманитарная/, Снегова Владислава – I место /естественнонаучная/.

2014-2015

Всероссийский конкурс «Юный исследователь»  

Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/

Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/

Ученики Снегова Владислава и Ерёменко Евгений стали Лауреатами Всероссийского конкурса «Юный исследователь»  и приглашены на очный этап в г. Сочи.

2014-2015

Всероссийский конкурс – олимпиада «Эврикум»

Творческая олимпиада «Незабываемая встреча образа и слова»

Манапов Владислав Лауреат I степени

Лорай Кристина Лауреат I степени

В течение учебного года создавались условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции.

В 2014 году в качестве проектной деятельности учителем  был разработан Проект на четыре года «Краеведческий марафон 2014-2018»

Первой нашей работой является создание учебного пособия  «Дневник юного путешественника по Родине» для учащихся 1 класса. «Дневник юного путешественника по Родине» основан на материалах об Алтайском крае и Немецком национальном районе. Подобного пособия в начальных классах нет.

Дневник содержит стихи, песни, пословицы о Родине, способствующих воспитанию нравственной и патриотической культуры младших школьников, творческие и игровые задания, справочный материал, помогающие детям задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Исследуя и рассуждая, дети  приходят к пониманию слов «малая» и «большая» Родина. Мы считаем, что наша  работа актуальна, своевременна, необходима, а также имеет широкое практическое применение: Дневник адресован учащимся 1 класса для работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, на классных часах, на занятиях во внеурочное время, а также для индивидуальной работы совместной работы с родителями на каникулах. В процессе работы с дневником планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-встречи, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии, походы в музеи. Активное участие в создании дневника принимают учащиеся 1 класса и их родители.

Первый результат:

  • «Дневник юного путешественника по Родине» для учащихся 1 класса принимал участие во Всероссийском детском конкурсе творческих проектов «Созидание и творчество» /2 место/, «Юный исследователь»/3 место/, Краевом конкурсе «Я - исследователь» /1 место/.

Мероприятия социальной направленности,  направленных на формирование гражданской позиции:

Проект

Дата

Проект «Поём и танцуем с учителями» в целях Благотворительной акции в рамках губернаторского марафона «Поддержим ребёнка»

20 октября, 2014 год

Проект «Подарок ветерану» /подарок своими руками/

Май, 2015 год

Социальный проект «Моя малая и большая Родина» /Создание Краеведческого дневника на материалах о селе, районе, Алтайском крае/

20 мая,  2015 год

Благотворительная акция в рамках губернаторского марафона «Поддержим ребёнка». Праздник «Поём и танцуем с учителями», 2014 год.

Приз зрительских симпатий.

Участвуя в проекте «Подарок ветерану» в 2015 году сделали картину своими руками с помощью родителей к 70-летию  Победы и поздравили ветерана.

Коллективная творческая работа на выставку районного Смотра художественной самодеятельности в 2015 г. «Смешарики»

После каждого проведённого мероприятия совместно с детьми мы обсуждаем, что получилось, а что не получилось, находим ошибки и намечаем пути их исправления, а также намечаем перспективу в будущих делах.

В воспитательной работе личный пример классного руководителя положительно сказывается на отношениях учащихся с учителем, поэтому во многих мероприятиях лично принимала участие.

Организация сотрудничества учителя, учащихся и родителей в образовательном процессе строится на двух приоритетных позициях: «Не навреди» и «Ребенок, ты - ценность». Регулярно провожу семейные праздники, что способствует сплочению не только детского коллектива, но и коллектива родителей. «Формирование культуры взаимодействия с окружающими людьми и самим собой» - мой главный принцип воспитательной работы. Совместно с родителями ежегодно участвуем в выставке на Смотре художественной самодеятельности с оригинальными коллективными творческими поделками. 

Наиболее результативные тематические родительские собрания и тематические классные часы:

Родительские собрания:

  • "В семье первоклассник"
  • "Как воспитать активного читателя?»
  • "Знакомимся с проектами детей» (совместное собрание родителей и детей)

Классные часы:

  • Праздник смеха и шуток.
  • Оказание первой помощи при несчастных случаях.
  • Деревья в народном творчестве разных народов.
  • Путешествие по Солнечной системе.
  • Чудо рядом с тобой.
  • Правила поведения школьников в общественных местах.
  • Поведение на улице.
  • Пасха.

В подготовке этих мероприятий принимали участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявились их артистические, художественные, музыкальные способности, развивались смекалка, логическое мышление. Все учебные и внеучебные результаты детей еженедельно отражались в дневниках учащихся с целью доведения до сведения родителей.

Родители учащихся активно принимают участие в школьной и внешкольной жизни детей. Родительский комитет в прошлом году два раза организовывал экскурсии. А также родители стараются организовать детям хорошие условия для учёбы и спорта (ремонт кабинета, организация детей на внеурочную деятельность).

В летние каникулы 75 % отдохнули в школьном оздоровительном лагере «Фантазёры», 1 ребёнок в санатории Барнаула, 7 детей с родителями побывали за пределами края.

В этом году была проделана большая воспитательная работа, но впереди ещё один год обучения в начальной школе и за это время нужно решить много воспитательных задач.

Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить:

  1. Удачи в работе:

-активное участие в мероприятиях разного уровня;  

-многообразие форм работы;

-развитие познавательных интересов;

-большая совместная работа детей и их родителей;

-продолжение традиций начальной школы.

Однако многие моменты остались отработанными не до конца. Таким образом, следует обратить вниманием на:

  1. Проблемы:

-с середины учебного года чувствуется перегрузка некоторых учащихся, что основано на неумении учиться, отсутствии навыка рационального распределения своего времени;

- продумать Дни открытых дверей для родителей

- работать над проектной и групповой работой на уроках

- внедрять здоровьесберегающие технологии на уроках

ПРОБЛЕМА,  НАД  КОТОРОЙ  РАБОТАЕТ  ШКОЛА:

«Развитие ключевых компетенций учащихся в условиях формирующейся новой образовательной среды»

ЦЕЛЬ   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  ШКОЛЫ:

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

ЗАДАЧИ   НА   2015- 2016  УЧЕБНЫЙ   ГОД

  1.  Формировать у учащихся компетенции, обеспечивающие им возможность успешной социализации  и адекватного развития их личности в обществе, а именно: формировать ценностные представления о любви к Родине, о морали, духовных ценностях народов России, о ценностях труда и творчества для личности, общества и государства, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
  2. Совершенствовать систему школьного самоуправления с целью формирования мотивации к активному и ответственному участию школьников в общественной жизни школы, села, государства.
  3. Развивать систему внеурочной деятельности учащихся, направленную на формирование  толерантности, нравственной, духовной, коммуникативной культуры учащихся, развитие навыков культуроосвоения и культуросозидания.
  4. Продолжить повышение  качества школьного дополнительного образования для реализации творческого потенциала учащихся, для проявления и развития индивидуальных  способностей учащихся в различных областях деятельности
  5. Продолжить формирование у школьников культуры здорового образа жизни, представлений о ценностях духовного и нравственного здоровья.
  6. Создавать условия для участия семей в воспитательном процессе в целях обеспечения духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
  7. Внедрять и эффективно использовать новые технологии воспитания и социализации учащихся.
  8. Укреплять  и развивать воспитательный потенциал школы в социокультурном пространстве села и района на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, спорта, культуры.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ ВО 2 КЛАССЕ

Месяц

Классный час

Дата

Работа с родителями

Диагностика

1четверть

Направление: «Я, моя семья, мои друзья»

Цель:

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задача: Помощь ребенку в осознании своей роли в обществе и в семье. Ознакомление с правилами совместной деятельности, согласованности своих действий с окружающими.

Цель диагностики в 1 четверти:   Исследование социального развития младших

школьников.                                              

сентябрь

1.Праздник «Первый звонок»

2. Классный час «Книга – наш лучший друг. Я талантлив»

3. Классный час «Этикет. В школе и вне школы»  

4. «Путешествие на зелёный свет или школа юного пешехода»  - викторины по ПДД

5. Праздник «Праздник первой отметки» Именинники.

1.09

9.09

16.09

23.09

30.09

Родительское собрание №1 «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся»

17.09

Участие родителей в празднике.

Контрольный этап исследования.

Упражнение №1

 «Символы нашей Родины»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №11

 «Что я знаю о государственных символах?»

октябрь

1. Праздник «День Учителя»

2. Классный час «День добра и уважения»

3. Посещение планетария. Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительный океан», «Мифы леса»

4. Правовой урок «Самым маленьким о законе»

5. Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций 2.10

5.10

7.10

14.10

21.10

28.10

Организация экскурсий с помощью родителей

Индивидуальная работа с родителями.

Контрольный этап исследования.

Упражнение №2

 «Дела класса, жизнь в школе»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №12

 «Мои обязанности и дела в коллективе»

2 четверть

Направления: «Голубая планета Земля»

Цель:

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задача: Воспитание эстетического, нравственного и патриотического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Цель диагностики в 2 четверти:  Исследование нравственной сферы младших школьников.

ноябрь

1.Мир природы. «Чудеса из лесных материалов» Конкурс поделок.

2.Праздничный концерт «Для мамочки»

3.Проект «Поем и танцуем с учителями»

4.Акция «Подари друг другу смайлик» День толерантности

11.11

18.11

25.11

Родительское собрание №2

«Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению»

26.11

Участие родителей в конкурсе поделок.

Контрольный этап исследования.

Упражнение №3

 «Чувства и поступки»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №13

 «Чувства и поступки

декабрь

1. Реализация проекта «Книги наших сказок» «Подарите тепло»

2. «Ярмарка талантов»- выставка работ декоративно-прикладного искусства

3. В Клубе знатоков Красной книги. Беседа «Безопасный отдых» (безопасное поведение на водоёмах, на катке, в лесу и т.д.)

4. «Новогоднее путешествие по сказочному царству» утренник

2.12

9.12

22.12

29.12

Индивидуальная работа с родителями.

Участие родителей в организации Новогоднего праздника

Контрольный этап исследования.

Упражнение №4

 «Я и другие»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №14

 «Что я могу? Что я хочу?»

3 четверть

Направление: «Я - гражданин России»

Цель:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задача: Ознакомление с национальной культурой. Приобщение к ценностям своего народа.

Цель диагностики в 3 четверти: Исследование отношения младших школьников к учению и труду. Исследования ценностного отношения к природе и окружающей среды.

январь

1. Классный час «Конституция – основной закон РФ»

2. День неограниченных возможностей в рамках празднования Дня науки

3. Участие в краевом конкурсе православных театральных  постановок «Жар-птица»

13.01

20.01

27.01

Индивидуальная работа.

Родительское собрание №3

« Итоги первого полугодия. О детской дружбе (совместно с учащимися)»

28.01

Контрольный этап исследования.

Упражнение №5

 «Домашние дела»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №15

 «Мои домашние обязанности»

февраль

1. День Памяти. «Русские богатыри» Про великих и знаменитых.

2.  Реализация проекта «Люди разных профессий»

3.Экологический десант «Покормите птиц зимой!»

4. «Вперёд, мальчишки!» Спортивно - игровая программа к 23 февраля.

3.02

10.02

17.02

24.02

Участие родителей в игровой программе «Вперёд, мальчишки!».

Контрольный этап исследования.

Упражнение №6

 «Интерес к учению»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №16

 «Интерес к учению»

март

1. «Самые любимые!» Игровая программа к 8 Марта.

2.  Научно-практическая конференция «Малые Гумбольдтские чтения» школьный, районный этап

4.  Неделя детской книги. Герои космоса.

5.  Подготовка к районной выставке художественного творчества

2.03

9.03

16.03

23.03

Родительское собрание №4

« Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Воспитание сознательной дисциплины».

15.03

Участие родителей в праздниках.

Контрольный этап исследования.

Упражнение №7

 «Окружающий мир»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №17

 «Я и окружающая среда»

4 четверть

Направление: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Цель:

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задача: Формирование умения рационально организовывать свою жизнь, деятельность, умения соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

Цель диагностики в  4 четверти:    Исследования ценностного отношения к природе и окружающей среды. Исследование эстетического развития младших школьников.

апрель

1 Акция «Очистим планету от мусора» Классный час «Витамины с грядки»

2. День Космонавтики.

3.  День Земли. Конкурс экологических плакатов.

4.  Общешкольный социальный проект-конкурс «Пишем историю сами»

6.04

13.04

20.04

27.04

Индивидуальная работа.

Контрольный этап исследования.

Упражнение №8

 «Красота природы»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №18

 «Береги красоту природы»

май

1. Классный час «Знать. Помнить. Гордиться» Выставка рисунков «Был День Победы»

2. Безопасный путь в школу.

3. Классный час «День семьи»

4. Праздник «Прощание со 2 классом»

5. Семейный туристический поход. Акция «Очистим планету от мусора»  

4.05

11.05

18.05

25.05

30.05

Родительское собрание №5

« Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)».

17.05

Организация похода.

Контрольный этап исследования.

Упражнение №9-10

 «Правила поведения», «Мои увлечения»

Интерпретационный этап исследования

Упражнение №19-20

 «Правила этикета», «Моё свободное время»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...