Технологическая карта занятия по теме "Этикет"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Ванюгина Ирина Владимировна

Занятие для работы воспитателя и учителя с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время содержит в себе эпиграф, вводную беседу, небольшой информационный блок о видах этикета, игры-упражнения на взаимодействие в коллективе детей, решение предложенных ситуаций, пословицы, поговорки о дружбе, художественное слово и рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_teme_etiket.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия

«Этикет»

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные

Познавательные Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрации).

Регулятивные  Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные Умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь

Предметные

Знание и понимание правил этикета;

знакомство с основами этикета, его значением в жизни;

формирование первоначальных представлений о возникновении правил

этикета;

осознание в применении правил этикета.

Цель занятия: организовать деятельность обучающихся по изучению установленных правил поведения в обществе, видов этикета. Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Задачи

  • Подвести обучающихся к понятию: этикет; организовать деятельность, направленную на выяснение видов этикета.
  • Знать происхождение и назначение этикета.
  • Знать и понимать нормы этикета, их развитие и совершенствование.
  • Развитие умения высказывать свою точку зрения, умение анализировать ситуацию.
  • Воспитание ценностного отношения к правилам поведения в социальной среде, ориентированного на позитивные качества человека.

Основные понятия, изучаемые на занятии:

Усвоение понятий:  этикет,  правила этикета, речь, нормы поведения.

Виды этикета: речевой, столовый, этикет выходного дня, религиозный, повседневный,  служебный, праздничный, профессиональный,  дипломатический.

Тип занятия: изучения нового материала.

Средства ИКТ, используемые на занятии: компьютер, интерактивная доска, презентации.

Используемые ресурсы:

                 -Словарь С.И. Ожегова,

                 -стихи  Б.Заходера,

                 -отрывок из Л. Керолла («Алиса в стране чудес»),

                 -А. Л. Барто «В театре»,

                 -Г.Б. Остер «Вредные советы».

                 -Мультфильм «Вини-Пух в гостях у кролика».

                 -Пословицы и поговорки по теме.

                 -Стихотворения о правилах этикета, карточки с текстами;

                 -рисунки - раскраски

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

2.Мотивационный

  этап

Постановка целей урока

-Послушайте историю про двух друзей. 

«Максимка зашел в свою комнату, подошел к столу и хотел сесть за уроки, но тут с улицы донесся какой-то свист. Он кинулся к окну и увидел во дворе своего друга и одноклассника Димку. Димка стоял посреди двора и свистел. Заметив Максима, он замахал руками и закричал  во все горло, что ему надоело ждать и что, если Максимка через минуту не выйдет, он уйдёт домой». (слайд 2)

- О ком этот текст?

- Что хотел Димка от Максима?

- Все ли правильно было в поведении Димки? (слайд 3)

- Послушайте еще одну историю.

«Дружная четвёрка двигалась по улице к парку, разглядывая прохожих, транспорт, витрины магазинов. У Димки в кармане нашлось немного семечек, и он охотно предложил их своим спутникам. Мальчики вертелись, размахивали руками, толкались и грызли семечки, отплёвывая их – кто дальше. Выйдя на тротуар, они вытянулись стройной шеренгой и заняли половину тротуара. Встречные прохожие обходили их по краю, прижимались к домам».

(слайд 3)

Вопросы по содержанию:

- Куда отправились ребята?

- Какое настроение было у ребят?

- Правильно ли ребята вели себя на улице?

- Как называются правила поведения, которые необходимо соблюдать в обществе?

(?, этикет.)  

- Кто знает, что такое «этикет»?

- Прочитайте пословицы:  Какая пословица подойдет для данного рассказа? (слайд 4)

Знать сокола по полету, а добра молодца по походке.

Не гляди на лицо, а гляди на обычай.

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Слушают историю про двух друзей.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Слушают еще одну историю

Отвечают на вопросы, объясняют в чём были неправы ребята, как надо было поступить.

Читают пословицы на слайде, объясняют их смысл.

Самостоятельно формулируют тему урока, цели и задачи урока.

Личностные:

мотивация к

учебной деятельности,

желание учиться, проявление

интереса к предмету.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование цели.

Коммуникативные: 

Обмен мнениями, выражают свою точку зрения.

3.Новый материал

Беседа.

- Какое общество нас окружает в течение дня? Приведите примеры правил поведения, которые вы при этом соблюдаете.

- Каким словом эти правила можно обозначить? (этикет) Что обозначает это слово?

- Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731) (слайд 5)

Этикет – установленные правила поведения для особых случаев. (В.В. Репкин)

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.  (С.И. Ожегов)

Этикет – это правила хорошего поведения.  ( Учебник)

- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». 

        (слайд 6)

- Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием

«Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения.  Например: «Кодекс рыцарской чести». На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.

Виды этикета

- В текстах о ребятах на улицах города шла речь о нарушении повседневного этикета. В правила повседневного этикета включено то, как вы себя должны вести на протяжении дня: общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д. Но ведь правила этикета надо соблюдать не только на улицах города и в помещениях. Как вы думаете, бывают ли другие виды этикета?

Задание. Обсудить, какие виды

этикета встречаются в нашей жизни.

(слайд 7)

  • речевой;
  • столовый;
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный;
  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
  • праздничный;
  • профессиональный (специализированный);
  • свадебный;
  • дипломатический и т.д.

Речевой этикет– это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. (слайд 8)

Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом. (слайд 9)

Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах. (слайд 10)

Религиозный этикет определяет порядок деятельности и организации религиозных объединений. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс. (слайд 11)

Служебный этикет – нормы профессионального поведения делового человека или предпринимателя. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать. (слайд 12)

Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие. (слайд 13)  

Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности. (слайд 14)

Свадебный этикет. Правила свадебного этикета относятся к основным моментам проведения свадебного торжества. (слайд 15)

Дипломатический этикет - правила, традиции и условности, соблюдаемые правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами. (слайд 16)

 Речевой этикет

- Подробней остановимся на речевом этикете. Как вы думаете, какое значение этикету придает речь?

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с. 56 - 57.

Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

1 группа. Внешность и одежда. Приведите примеры соответствия одежды и внешности в определенной ситуации.

2 группа. Речь и этикет. Приведите примеры приветствия и прощания; как говорить и слушать.

3 группа. Вы в гостях. Гости у Вас. Приведите примеры правил приема гостей в Вашем доме. Расскажите об этикете гостя.

4 группа. Правила поведения за столом. (дети составляют план работы)

План работы: 1. Распределите роли: кто что будет делать ( кто будет работать с учебником с.56, кто с костюмами)

2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

3. Выберите выступающего, можно отвечать всей группой.

 4. Покажите и объясните ситуации. 5. Ответьте на возможные вопросы.

Ответы детей. Приводят свои примеры.

Часть детей находят определение в учебнике, другие в словаре Ожегова С.И.

Знакомство с историей понятия «этикет». (просмотр видео из презентации)

Обсуждение, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.

(подсказка для учащихся в виде иллюстраций)

Работа в малых группах.

Каждой группе дать краткую характеристику одному из видов этикета

(карточки с информацией)

Приводят пример использования того или иного этикета.

Работа с учебником

с. 56 - 57.

Работа в группах. (учебник, доп. литература)

Знакомятся с планом работы, распределяют роли.

(у детей дополнительная литература)

Личностные: проявляют

самостоятельность в поиске

решения задачи, выражают собственное отношение к проблеме, прививать ребёнку основные манеры за столом.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации, узнают новое об этикете, о видах этикета, учатся сервировать стол,  уборке после еды.

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют

учебную задачу, осознают

недостаточность своих знаний.

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и слышать,

отвечать на поставленные

вопросы.

Учатся работать в группах, понимать товарища, представлять свою позицию по данной ситуации.

Практика

Выступления групп.

1 группа Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

- Объясните, как вы это понимаете? Одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.

2 группа Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

- Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу.

- Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

Четыре волшебных слова - ЭТИКЕТА основа. Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО. (слайд 17)

- Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!» - здоровья желаю.

«Благодарю!» - благо дарю.

«Извините!» - признаю свою вину. Прошу простить.

«Спасибо!» - спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость.

3 группа. Составляет правила поведения в гостях. Просмотр отрывка из мультфильма «Вини - Пух в гостях у Кролика».

Стихотворение:

В гости вы приглашены – значит, вовремя должны

На двери нажать звонок – точно в названный вам срок.

Приготовь подарок. Кто подарок сделать рад,

Тот на выдумку богат!

Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей.

Не стесняйся, улыбнись, сесть за стол не торопись.

ЭТИКЕТ свой покажи – скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,

Головой гостям кивни, чтобы видели они:

ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.

4 группа: Составляет правила этикета за столом. Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».

Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи.

- Правила хорошего поведения мы должны соблюдать в повседневной жизни. Вам будут предложены жизненные ситуации, прочитав которые вы должны предложить свой вариант выхода из ситуации. Работать будете в группах. Каждая группа получит по две ситуации.

Решение жизненных ситуаций (слайды 9-10) 

1.Ты вошел в раздевалку, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка, и ее все отталкивают. Как ты поступишь? (слайд 18)

2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс? (слайд19)

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации?

(слайд 20)

4. Когда пришли в буфет, на общем блюде лежали пирожки. Как ты будешь себя вести в этой ситуации?

(слайд 21)

5. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься? (слайд 22)

6. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще?

(слайд 23)

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь? (слайд 24)

8. Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?

(слайд 25)

Обсуждение результатов работы.

Выступления групп.

(рассказывают стих)

Представляют правила

поведения за столом в

виде творческой работы

Решают жизненные ситуации

Обсуждение результатов работы.

Отвечают на вопрос:

- Какие виды этикета встретились в ситуациях?

Личностные:

 имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации из

материалов учебника и

рассказа учителя; выделяют

необходимую информацию,

извлекая ее из услышанного

стихотворения, в результате

анализа делают вывод.

Регулятивные: оценивают

свои знания, выделяют то, что

уже известно, и то, что

предстоит узнать и усвоить.

Учатся принимать решения в жизненных ситуаций Коммуникативные УУД:

способность работать в паре;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

эффективно сотрудничать с

учителем и сверстниками.

Проверка полученных результатов

  • Прослушайте стихотворение А.Л. Барто «В театре».

- Назовите правила поведения в театре.

  • Заранее подготовленные ученики читают «Вредные советы» Г. Остера.

- Почему советы называют вредными?

- Зачем Г.Остер написал эти советы?

- Попробуйте прочитать их, переделав для послушных детей.

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки об соседские штаны.

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома — пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками — ложкой больше зачерпнешь.

Работа с пословицами в парах.

Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла пословиц.

Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает.

Слово больно ранит.

Встречают по одежке – провожают по уму.

В гости ходить – надо и к себе водить.

Гость не кость, за дверь не выкинешь.

(Проверка слайд 26)

Прослушивают стихотворение А.Л. Барто «В театре».

Перечисляют правила поведения в театре.

  • Работа над стихотворением «Вредные советы» Г. Остера.

Составляют пословицы.

Объясняют смысл пословиц.

(разрезанные части пословиц на столах у детей)

Личностные: принимают и

осваивают социальную роль

обучающегося; развиваются

навыки сотрудничества.

Познавательные: применяют

полученные знания в

практической деятельности,

анализируют, сравнивают,

делают выводы.

Регулятивные: контролируют

и корректируют свои действия

и действия партнера.

Коммуникативные: умеют

слушать, слышать и понимать

партнера, отстаивают свою

точку зрения, уважая при этом

партнера и самого себя.

Подведение итогов, Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

Составить синквейн  к слову ЭТИКЕТ (слайд 27)

  1. Существительное  (этикет)
  2.  прилагательных, эпитеты (вежливый, культурный, воспитанный)
  3.  глагола (учит, помогает, воспитывает и др.)
  4. фраза, несущая смысл

(Дает возможность показать себя воспитанным человеком.)

  1.  заключение в форме существительного (ассоциация со словом ЭТИКЕТ)

ПОВЕДЕНИЕ

Составляют синквейн на тему «этикет»

Личностные: осознают

важность полученных знаний. Регулятивные: осознают

важность приобретения новых

знаний.

Познавательные: оценивают

процесс и результаты своей

деятельности.

Коммуникативные: полно и

грамотно выражают свои

мысли.

Рекомендации на дом

Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока.

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Учебник с. 56 – 57 прочитать материал, определить, как связан этикет с выбором одежды. (слайд 28)

Записывают рекомендации на дом

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по дифференциации строчных букв Б Д

Технологическая карта логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии на различение строчных букв Б и Д для учащихся 1 классов, обучающихся по программе " Школа 2100"...

Технологическая карта занятия по краеведению по теме "Времена Великих ледников". Обобщение

Данная работа представляет разработку технологической карты занятия по внеурочной деятельности по краеведению. Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учи...

Технологическая карта занятия "Дифференциация гласных И-Ы".

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.Создание условий для развития умений различать буквы Ы-И на материале слогов и ...

"Любимые ладошки" мастерская для учеников начальной школы технологическая карта занятия

Мастерская для учеников начальной школы  в рамках реализации программы воспитания в разделе «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта занятия на тему «Карта англо-говорящих стран»

Данная разработка составлена для обучающихся 3-х классов по теме "Англо-говорящие страны"...