Внеурочная деятельность младших школьников
статья

Крашенинина Лариса Александровна

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch_deyat.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса 

   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) — формулирует основную педагогическую цель, а именно воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.  Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, направленных на психологическую и физическую разгрузку ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов ФГОС, полного раскрытия задатков и наклонностей ребенка, создание условий для развития и поддержания талантов и дарований; отсутствием домашнего задания.                                                                                                                            Цели внеурочной деятельности:                                                                                                                -  развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;                                                                                                                                              - формирования и развития определенных личностных качеств ребенка;                                                                           - формирование положительного психологического климата в детском коллективе;                                                    - приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;                                                    - приобщение к здоровому образу жизни.

 Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:                                                                                                                                                                    -  обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;                                                                               -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;                                                                                   -улучшить условия для развития ребёнка;                                                                                                       -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.                                                                                                                     Организации внеурочной деятельности строится на основе портрета выпускника основной школы, заявленной в стандарте:                                                                                                                - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;                                                                                                      -осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;                                                            -активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, нации и творчества;                                                                                                                                                                         -активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;                                                                                                                                                     -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;                                                       -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;                                                     -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;                                                 -осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;                                                                 -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Создавая и осуществляя внеурочную деятельность учитель изучает и учитывает в дальнейшем интересы и потребности учащихся. В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что способен учитель, то есть его возможностей. К примеру, наличие педагога, занимающегося и увлекавшегося музыкой, ведёт к созданию музыкального коллектива, а педагога увлекающегося вязанием, к появлению соответствующего кружка. Так учитель планирует тематику своих занятий и классных часов. Общественно полезный труд — один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников. Я считаю, что общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбия, стремление к созданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Также общественно полезный труд развивает в детях самостоятельность, саморазвитие, в какой-то степени проявляет любовь к природе, к людям, к животным, ко всему окружающему миру. Когда учитель организует какие-либо работы (труд) на цветнике, в саду, в школьном дворе, в питомнике, он вполне может выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки. К примеру, если это касается сада, то как посадить то или иное растение, и как за ним ухаживать. Всё это формирует в ребёнке такие качества, как ответственность, внимательность, аккуратность. Формирование этих качеств очень важно для процесса воспитания учащихся. Конечно же, воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, с тем, как работают в школе, и где живёт и учится сам ребёнок. Помимо школы, дома родители должны целенаправленно развивать и улучшать трудовое воспитание своего ребёнка. Если ребёнка постоянно приучать к этому, то приобретённые знания и умения по хозяйству, превратят труд в привычку, которая не будет отягощать ребёнка, а станет его потребностью. Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причём используемые во внеурочное время форма и методы, то есть экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, викторины и конкурсы позволяют решать эти задачи эффективно, с учётом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности. Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы — вводные, по общению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения. Только за целесообразно организованных межличностного общения, общественно полезной деятельности, обучение происходит полноценный психическое развитие и личностное становление ребёнка.  

Литература:                 http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2–1-0–175 Внеурочная деятельность в вопросах и ответах.                http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/ ФГОС НОО  Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение курса " Интеллектика" во внеурочной деятельности младших школьников

Системный курс " Интеллектика" включает в себя темы курса, виды игр, задач, которые формируют мыслительную деятельность младших школьников с 1 по 4 класс. Задания построены на неучебном материале. Дан...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»

acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо,  они одиноки, замкнуты, б...