Главные вкладки

    Воспитательная система Ростки
    методическая разработка

    Кириллова Светлана Александровна

    Воспитательная система "Ростки", была реализована 4 года и показала свою результативность. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitatelnaya_sistema_rostki.docx33.28 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                Целостный педагогический процесс-

                                                                                                                                                                          это процесс, в котором воедино

     слиты «воспитывающее обучение» и

                                                                                                                                                          «обучающее воспитание»

    А. Дистерверг

    Вступление

               В нашей школе реализуется гуманистическая воспитательная система. Я в этом году  начала работу по обучению и воспитанию детей 1 –в  класса.  4 года ,на мой взгляд ,это достаточно большой промежуток времени , а возраст моих воспитанников – самый благодатный для того, чтобы организовывая разностороннюю деятельность ,создать условия для развития задатков личности,  индивидуального развития каждого ребёнка, для его самореализации и жизненного самоопределения.

         Я выбрала тему социального  становления и развития личности ребёнка как ведущую для воспитательной системы 1 - в класса.

    Этому способствовало и знакомство с этапами развития личности ребёнка различных психологов.

    Хотелось бы остановиться на  этапах развития личности ребёнка по Немову:

    •  1 этап – « Я сам..» ( от рождения до 3 лет) – формирование характера и мотивации достижения успехов.
    • 2 этап – (с 3 лет до 6) – период развития самосознания и начало открытого проявления характера ( формируется самооценка, уровень притязаний ребёнка, складываются личностные качества, проявляемые в общении с людьми).
    • 3 этап  - ( от 6 лет до 11 – 12 ) – этап скрытого формирования мировоззрения и морали ( в учебно – познавательной деятельности и связанное с ней общение ребёнка со взрослыми и сверстниками) , формирование основы первичной позиции индивида ( внутренней позиции – в сознании ребёнка выделяется  система нравственных норм, которым он старается следовать).
    • 4 этап –(от 11-12 лет до16-18 ) – этап первичный  в открытых проявлениях мировоззрения и морали.

    Из всего вышеперечисленного я сделала в своей воспитательной системе

    содержательный ориентир на

     возраст,

     на особенности класса,

     на общечеловеческие ценности        

    • Человек
    • Планета Земля
    • Мир (миролюбие, сотрудничество)
    • Отечество (верность культуре, гражданственность)
    • Семья (основа отношений к миру, к себе)
    • Культура
    • Знание (познание, стремление познавать мир, себя)
    • Труд (как средство самореализации, самосовершенствования - труд души, мысли).

    Свою воспитательную систему я назвала «РОСТКИ».

    Р - развитие

    О - образование

    С – становление личности через

    Т - творчество

    К - культуру

    И – искусство

                   

       Целью данной воспитательной системы вижу -  создание условий для  индивидуального развития задатков

    ( ростков) каждой  личности, для её самореализации и жизненного самоопределения.

                    Задачи

    • Формирование ребёнка как субъекта учебной деятельности
    • Развития навыка сотрудничества
    • Развитие образного и логического мышления
    • Нравственное развитие ребёнка (его сознания, чувств, поведения)
    • Формирование эмоционально- эстетической стороны личности, элементов творческой деятельности (креативности)
    • Создание условий для приобретения ребёнком опыта познания самого себя

    Всесторонее гармоническое развитие личности как цель ставили ещё древнегреческие  мыслители – философы. Это развитие определяло 5 направлений:

    1. Умственное
    2. Эстетическое
    3. Трудовое
    4. Нравственное
    5. Физическое

                           Направления деятельности воспитательной системы « Ростки»:

           Так как система в целом нацелена на социальное становление школьника, а уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом:

    "Я в  мире " (изучение  человека как части природы, связь человека с окружающей средой, хрупкость и ранимость природы, изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края, страны).

    "Мир во мне" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

    "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

    "Я и мои знания"( познание как развитие человека, повышение образовательного уровня учеников)

    "Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

    В систему работы включены следующие программы:

    "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

    "Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

    "Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

    "Нравственность" (формирование нравственной культуры и миропонимания).

    "Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).

             На начальном этапе ( 1 класс) ведущим видом деятельности является учебная ( усвоение теоретических форм мышления, овладение умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями, кроме того ребёнок осознаёт своё место в системе общественных отношений, происходит формирование внутреннего плана действий, рефлексия собственного поведения).Работа ведётся по следующим направлениям:

    - Я в мире

    - Я и мои знания

    - Я – добрый волшебник (часть блока Мир во мне)

    - Я и школа

    - Я и другие

           Во втором , третьем  и четвёртом классе учебная деятельность меняется, что требует развитие теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям, кроме того ребёнок  пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное место. К предыдущим направлениям добавляются:

    - Я – созидатель ( часть блока Мир во мне)

    - Я - и мои способности (часть блока Мир во мне)

      Системообразующий вид деятельности:

          На протяжении  всего времени функционирования системы предполагается , что нравственное воспитание будет вестись через осознание и нравственные чувства, поэтому девизом для себя ставлю слова « учить не только мыслить , но и чувствовать».

         Поэтому  развитие эмоционально- чувственной сферы является важным компонентом этой системы. Для этого на базе классе предполагается организовать театр «Ростки».         

       Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

          Эта работа предполагает не только разыгрывание этюдов, поведенческих ситуаций, но и знакомство с различными произведениями художественной литературы, музыкальными произведениями, произведениями искусства ( картины, архитектура, кино и т.п.)

        На начальном этапе это минутки рефлексии, сказкотерапия, знакомство с фольктлёрными произведениями, разыгрывание этих произведений или их отрывков. Затем круг произведений планируется расширять.            

          Так как мне очень близка тема эксперимента в нашей школе «Коммуникативно- деятельностный подход к речевому развитию младших школьников» , то я думаю работа в этом направлении будет способствовать развитию индивидуальной творческой деятельности детей (с первых дней в школе - маленькие сочинения, рассказы, затем книжки, стихи, спектакли и т. п.).  

           Во втором – третьем классе планируется создать издательство классной газеты, где ребята могли бы видеть результаты своего труда ,как индивидуального , так и коллективного.

         Таким образом ,системообразующим видом деятельности будет  клубная

    • театральная студия « Ростки»
    •  студия « Пробы пера»


    Принципами работы для меня и всех детей коллектива должны стать

    • Познай себя – это интересно!
    • Сотвори себя - это необходимо!
    • Утверди себя – это возможно!
    • Прояви себя – это реально!

    Ни один воспитатель не имеет право действовать в одиночку,

     на собственный риск на свою собственную ответственность.

    Должен быть коллектив воспитателей…..

    Макаренко

                       Разумеется ,одной мне это будет не под силу, поэтому  на помощь я призвала своих коллег – родителей учеников. Ведь  в этом возрасте большое значение имеет родительское слово, пример, а значит , родители не могут остаться вне рамок воспитательной системы. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов. Как педагог, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие, Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. Родители изучают литературу по предложенной проблеме, по психологии, педагогике. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет, и создаются группы: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.

    «Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

    «Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

    «Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

    «Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги, ведёт портфолио  учеников.

    В работе с родителями используются различные формы:

    круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,

    родительские чтения,

    родительские вечера,

    родительские лектории,

    тематические консультации.

    Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

    Во взаимодействии с учениками основным является слово и личный пример. Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, я использую игровые, трудовые, психологические, образно-художественные формы, учу каждого ребенка реально оценивать свои поступки и поступки других.

    Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

    Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

    Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

    Анкетирование родителей.

    Посещение детей на дому.

    Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

    Организация родительского самоуправления.

    Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

    Обобщение опыта работы.

    Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

    Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания. Создаются инициативные творческие группы. Отрадно, что в этих группах задействованы папы. Они отвечают за ремонт мебели кабинета, обеспечение транспортом экскурсий, организацию спортивных игр, походов.

    Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье проводятся классно-родительские часы «День моей семьи», на которых каждая семья представляет свою визитную карточку, заранее выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, хобби, организует выставку творчества, показывает музыкальный номер, проводит конкурсы или соревнования. В течение учебного года родители проводят спортивные соревнования. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных праздниках, о впечатлениях и чувствах.

    Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями , являются классные мероприятия: спортивные соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья», «Веселые старты», конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «Молодецкие забавы», «Хозяюшки», «Отгадай ребусы», выставки рисунков, поделок. Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

    В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

    Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

    Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

    Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить».

    Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность

    формируется личностью».

    Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».

     Кроме того, нашими помощниками стали педагоги , занимающиеся с ребятами во внеурочное время в кружках и секциях ЦВР, ДЮСШ, клубов НИГРС и ЖДО, музыкальной и художественной школы, спортивных комплексов «Ринг», «Фок».

              Ещё с прошлых лет  у меня остались хорошо налаженные связи с сотрудниками городского краеведческого музея и детской библиотеке. Я надеюсь и уже заручилась их поддержкой и в дальнейшем.

             Планируется общение начального звена со средним, как шефская работа 5 – г класса.

           Мы   также надеемся на сотрудничество с Нижегородским планетарием.

    Реализация системы

    2009 сентябрь

    2009

    октябрь

    2009-2010 уч.год

    2010-2011 уч.год

    2011-2012 уч.год

    2012-2013 уч.год

    2009-2013

    уч.г.

    Изучение класса, внутренней и внешней среды классного коллектива

    +

    +

    +

    +

    +

    Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

    +

    +

    Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка

    +

    +

    Становление воспитательной системы

     ( укрепление межличностных отношений, апробирование форм и методов коллективной деятельности)

    +

    Стабильное функционирование (активное развитие самоуправления)

    +

    +

    +

    Завершение функционирования или коренное обновление

    +

     Ученическое самоуправление  в воспитательной системе класса.

        Главный упор в создании модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе  и в объеме детской организации начальной школы «Галактика детских фантазий».  Особенность воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком.

            Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания  и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.

    Таким образом ученическое самоуправление предполагает практику дежурного командира и избираемого органа  - совет дела, который в 1- ом  классе создаётся совместно с родителями, а во 2- 4 классах только из учеников.

        Отслеживание результатов  через систему наблюдения, диагностических срезов, тестирование.

     

    Группа методик

    Выявление степени осознанности нравственных категорий

    Изучение ценностных ориентаций ребенка

    Выявление особенностей эмоционального состояния человека

    Выявление сформированности отношения учащихся к окружающим людям

    Способность к самооценке

    Выявление умения следовать в поведении нравственным нормам

    1 класс

    Цветопись (тест Люшера)

    «Цветик – семицветик»

    «Пиктограмы»( Клюева , Касаткина)

    «Цветопись»

    «Лесенка»

    «Решение ситуаций»

    2класс

    Подбор слов- антонимов

    «Волшебная палочка»

    «Азбука настроения»

    «Выбор в команду»

    «Круги предпочтения»

    «Решение ситуаций»

    3 класс

    Выделение существенных признаков

    «Если бы я был волшебником»

    Анкетирование учащихся

    Уровень сформированности конкретной самооценки

    «Как поступить?»

    4 класс

    Выходная диагностика

    Анкетирование родителей и учителей

    «Какой я?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель воспитательной системы класса

    Структура модели воспитательной системы класса...

    Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

    Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

    Воспитательная система класса

    Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

    «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

    Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

    Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

    Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...