Программа воспитательной работы
материал

Плешкова Любовь Николаевна

Программа воспитания духовно-нравственной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский

муниципального района Красноярский Самарской области.

(ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский)

Программа воспитания

учащихся начальной школы

«Светоч»

(духовно-нравственная направленность)

НА 2017-2021 УЧ. ГОД

  Составитель:

Плешкова Л. Н.

                                     учитель начальных классов

2017 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Цели, задачи и основные направления работы.

Сроки реализации программы.

  1. Содержание программного материала.
  2. Основные (примерные) мероприятия по реализации программы.
  3. Ожидаемые результаты.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

События наших дней особенно ярко показывают, что бездействие моральных основ в обществе приводит к войне, террористическим акциям, человеческим бедам, бессилию, страху.

В связи с этим государством и была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания, в которой отмечено, что «свободной и законопослушной может быть только духовно-нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет».

Но как воспитать эти качества, как достичь гармоничного развития личности ребенка? Педагогическая наука видит решение проблемы в нравственном просвещении школьников, в расстановке этических акцентов в процессе воспитания, в помощи в решении проблем общения, приобщении ребенка с раннего детства к общечеловеческим моральным ценностям. Ибо личность – это нравственно ориентированный человек, патриот своей Родины.

Разрабатывая программу воспитания и социализации учащихся своего класса я опиралась на цель воспитания и социализации обучающихся ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский:

«Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Духовное оздоровление народа призвано дать новый импульс повышения патриотизм, к воспитанию поколения, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей в настоящее время.

Цели, задачи и основные направления работы

Исходя из целей воспитательной работы школы, целью воспитательной программы моего класса является: создание условий для формирования  духовно-нравственной личности, располагающей ценностями и убеждениями (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи, любви к Отечеству, своему народу).

Задачи:

  • создание благоприятных условий для духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития учащихся;       
  • воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
  • формирование у подрастающего поколения чувства гордости и верности Родине;
  • формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории и культуры Отечества и родного края; изучение истории своей семьи, школы, района;
  • оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;

Модель “Гражданина - патриота России”:

Личность, соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие заповеди; имеющая твердую социально-активную позицию гражданина; обладающая культурой мысли; духовно и физически здоровая, знающая историю и культуру своей страны, способная саморазвиваться, творчески мыслящая.

Основные направления реализации программы:

  1. Разработка мероприятий, направленных на духовно-нравтсвенное воспитание;
  2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся через проекты и внеклассную работу;
  3. Использование воспитательного потенциала школьных средств информации;
  4. Исследовательская деятельность учащихся, направленная на изучение исторического наследия, народной культуры;
  5. Экскурсионная, лекционная и просветительская работа посредством  музейной педагогики;
  6. Использование системы дополнительного образования;
  7. Взаимодействие с социумом.

Заповеди, на основе которых строится  работа:

  • цени и оберегай свое Отечество;
  • овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа, своей семьи;
  • дорожи историей своего народа и его духовными истоками;
  • свято относись к символике своей страны;
  • береги красоту своего края.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии:

I ступень – 1 класс – «С чего начинается Родина»

II ступень – 2 класс – «Моя малая Родина»

III ступень – 3 класс – «Россия – Родина моя»

IV ступень – 4 класс – «Я – гражданин России»

Содержание программного материала

В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать в школьниках чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям, самоуважения через его добрые поступки.
  2. Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
  3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в нем в соответствии с общепринятыми нормами.

Во втором классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Моя малая родина”. На данном этапе ставлю следующие задачи:

  1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;
  2. Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями поселка и города;
  3. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;
  4. Прививать учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы.

Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы: история школы,  правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

По второму направлению “Моя малая родина”: история жизни города, наши земляки – участники Великой Отечественной войны, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству поселка, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

В третьем классе работа ведется по направлению “Россия – Родина моя!”. На данном этапе ставлю следующие задачи:

  1. Сформировать и закрепить систему духовно-нравственных ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.
  2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, Великая Отечественная война, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах.

В четвертом классе работа ведется по направлению “Я – гражданин России”. На данном этапе ставлю следующие задачи:

  1. Формировать эффективную работу по  духовно-нравственному воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  2. Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  3. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.

Содержание материала: Правила жизни в обществе. «Можно» и «нельзя» в жизни. Знаменитые писатели и поэты. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:

Месяц

Название

Форма проведения

1 класс

«С чего начинается Родина»

1.

Сентябрь

«Символы России»

Классный час

2.

Октябрь

День матери

КТД

3.

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час – вернисаж

4.

Декабрь

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник

5.

Январь

«Мои родные»

Выставка рисунков

6.

Февраль

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

7.

Март

«О наших бабушках, мамах, сестричках»

Викторина

8.

Апрель

«Нам вместе весело»

Игровая программа для детей и их родителей

9.

Май

«День Победы»

Устный журнал

2 класс

«Моя малая родина»

1.

Сентябрь

«Моя малая родина Царевщина»

Экскурсия в школьный музей

 2.

Октябрь

«Летопись истории и природы родного края»

Экскурсия в храм Рождества Христова, на Царев Курган

3.

Ноябрь

«Интересные люди нашего села»

Классный час

4.

Декабрь

«Моё село»

Игра - путешествие

5.

Январь

«Откуда мы родом»

Беседа о родословной

6.

Февраль

«Честь имею»

Игровая программа

7.

Март

«Семейная спортивная спартакиада»

Спортивный праздник

8.

Апрель

« О людях нашей области»

КТД

9.

Май

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция

3 класс

«Россия – Родина моя»

1.

Сентябрь

Обычаи и традиции народов Поволжья

Утренник

2.

Октябрь

«Защитники земли Русской»

Классный час

3.

Ноябрь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

4.

Декабрь

«Наша страна Россия»

Конкурс чтецов стихов

5.

Январь

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

6.

Февраль

 «Зимняя зарница»

Спортивный праздник на свежем воздухе

7.

Март

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой»

Устный журнал, экскурсия в школьный музей

8.

Апрель

«День космонавтики»

КТД

9.

Май

«Подвигу народа жить в веках»

Литературно – музыкальная композиция

4 класс

«Я – гражданин России»

1.

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2.

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!»

Конкурс стихов и рисунков

3.

Ноябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

4.

Декабрь

«Уважая себя, уважайте других»

Беседа - диспут

5.

Январь

«Учимся правильно жить и дружить»

Практические игры

6.

Февраль

«Защитникам Отечества»

КВН для мальчиков и пап

7.

Март

«Мы – одна семья»

Семейный праздник

8.

Апрель

«История школы»

Экскурсия в школьный музей

9.

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Ожидаемые результаты

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.

У выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной  коммуникации.

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

-способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.


Литература

  1. Справочник классного руководителя (1 - 4 классы), авт. Н.И. Дереклеева, М. – 2010 год;
  2. Родительские собрания (1 – 4 классы), авт. Н.И. Дереклеева, М. – 2011 год;
  3. В гостях у праздника (внеклассные мероприятия в начальной школе), М. – 2007 год;
  4. Навстречу детским сердцам, авт. Б.А. Ганаго, Минск – 2008год;
  5. Православные праздники в воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы, авт. П. Дзюба, Феникс – 2006 год;
  6. Праздники в начальной школе (мамина школа), М. – 2012 год;
  7. Журналы «Начальная школа».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...