Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
методическая разработка (2 класс)

Блинова Ольга Сергеевна

Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.

Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но стоит лишь попасть благосклонному лучу интереса педагога к ребёнку, его внутреннему миру, как открываются его, казалось бы, невероятные способности и самые неожиданные дары, вдруг превращающие обычного школьника в яркую талантливую личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Теория и практика воспитания успехом».

(выступление на педагогическом совете «Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе школы»)

 

Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.

Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но стоит лишь попасть благосклонному лучу интереса педагога к ребёнку, его внутреннему миру, как открываются его, казалось бы, невероятные способности и самые неожиданные дары, вдруг превращающие обычного школьника в яркую талантливую личность.

Макет программы «Создание успеха на уроке»

  • Какие нужны условия, чтобы создать ситуацию успеха на уроке?
  • Как увидеть каждого ученика в этой ситуации?

Создание успеха на уроке

hello_html_m40460702.gif

1. Мотив учения

Каковы основные мотивы учения и как они определяются ?

В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем отрицательные мотивы сильнее положительных («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих товарищей», «…чтобы не опозорить свой отряд и класс»). Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем внешний пряник». К третьему классу положение меняется. Кнут и пряник как бы переходят во внутрь школьника. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 38,9% от общего числа ответов, то в третьем - уже 64%.

Что касается доминирования мотивов, то в первом классе 38,9% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» снижается до 8%, доля учащихся, осознающих необходимость знаний вырастет до 80%.

Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее зна-чимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосо-вершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний.

Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения гово-рят о том, что школа и семья создают у ребенка опре-деленнуюсоциальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.

2. Личность учителя

Какими качествами должен обладать учитель, чтобы развивать потребность стремления к достижению успеха?

hello_html_3400e39f.gif

3. Выбор действий учителя

Какие действия необходимы, чтобы создать ситуацию успеха?

Групповые технологии представляют:

- эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций;

- коммуникацию, без которой невозможно взаимопонимание деятельности;

- обмен способами действия;

- взаимопонимание;

- рефлексию.

Обучение в сотрудничестве позволяет:

- обеспечить переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем и учащимися;

- сформировать навыки самообучения и самоорганизации, достичь высокого уровня усвоения содержания образования, обеспечить школьнику возможность дальнейшего успешного самообразования;

- ликвидировать перегрузку учащихся.

4. Стиль общения

Какое главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и ученика?

Типы взаимодействия

- сотрудничество,

- диалог,

- опека,

- конфронтация,

- соглашение ,

- подавление,

- конфликт,

- индифферентность – «безразличие, равнодушие»

5. Двадцать способов сказать ребенку…

Принципы действия по успешному взаимодействию с ребенком:

Помни! Дети больше похожи на время, чем на родителей.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Не следовать правилу – плохая оценка – плохой ученик.

Верить в творческие силы ребенка.

Вся деятельность в интересах ребенка.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Не забывать о чувстве юмора.

От каждого по способностям – каждому по труду.

Создание успеха на уроке

Существует эффект «птенца, только что появившегося на свет»: треск скорлупы, его ещё неокрепший писк, тут же становятся стимулятором и сигналом «рождения» других птенцов.

Один окрылённый ребёнок, поверивший в себя, помогает сбросить «путы» тем, кто рядом.

Только так, духовно согревая и поддерживая друг друга, дети и взрослые, вместе, мы сможем пройти новый путь, полный радости познания и творчества.

Хочу отметить, что мои ученики начиная с первого класса являются победителями интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсов, перейдя в следующий класс продолжают занимать призовые места. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимости любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они- дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....

Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом

Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...

Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому...

Выступление на педагогическом совете по теме: Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации

Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации. в современном мире перед педагогом возникает масса проблем:Проблема мотивации активности обучаемых.Ориентация образова...

Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...