Внеурочная деятельность. 2 класс.
рабочая программа (2 класс)

Дикая Елена Анатольевна

Внеурочная деятельность для уч-ся 2 класса "Смотрю на мир глазами художника", "Природа родного края".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Пояснительная записка

  Рабочая   программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся начальных классов разработана на основе авторской программы доктора педагогических наук профессора  В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 1-4 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.), утвержденной МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)  

В основу программы по внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

                    Общая характеристика внеурочного предмета

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные  занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.

Описание места внеурочного предмета в учебном плане

Курс «Смотрю на мир глазами художника» относится к внеурочной деятельности учебного плана  МБОУ КСОШ №2, к общекультурному направлению образовательно-воспитательной деятельности.

Основными задачами реализации содержания общекультурного направления образовательно-воспитательной деятельности  являются:

  • создание условий для свободного общего развития личности;
  • выравнивание стартовых возможностей развития личности ребёнка;
  • способствование выбору образовательного маршрута обучающегося;
  • содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

  Программа внеурочной деятельности  «Смотрю на мир глазами художника» предназначена для учащихся 1-4 классов, во 2 классе - 34 часа.  

Содержание программы  

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  • прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
  • родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
  • городские и сельские пейзажи;
  • художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
  • композиция в изобразительном искусстве;
  • художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
  • художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
  • выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
  • главные художественные музеи России;
  • русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 2-й год обучения

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

  • о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  • о художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
  • о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - от желтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно - обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
  • составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.

   

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса « Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   программы :      

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

                   

              Материально – техническое обеспечение

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.:  Дрофа, 2010;
  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М.:  Дрофа, 2011;
  • Кузин В. С.  Изобразительное искусство. 2 класс:  книга для учителя – М.:  Дрофа, 2010

·  Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику

·  Е.А.Коростина «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград:Учитель – АСТ, 2006

·  Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2007.

· Кузин  В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. – 2-е изд. – М., 2009.

 - Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.

 - Презентации по темам курса (использование в презентации материала для теоретических знаний  и умений школьников).

 

-    Бумага, картон, краски, цветная бумага, кисти, клей, ножницы, резак, линейка, угольник, карандаш, циркуль.

   

-  Схемы, отобранные образцы обоев, использование таблиц, образцов, фотографии художественно разработанных интерьеров, художественные эскизы, работы детей.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

 Характеристика деятельности учащихся

1

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Практическая работа.

Понимать элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников)

2

  Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев.

Практическая работа.

Знать термины спектр, натура.

3

 Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов.  Осенние подарки природы.

Практическая деятельность.

Уметь : Лепка с «натуры» «Дары осени»

Знакомство с натюрмортом. Изучение формы овощей и фруктов. .Натюрморт

4

  Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

Рисование с натуры.

Изображать живопись.

5

  Тёплые и холодные цвета спектра.                  В сентябре у рябины именины.

Практическая работа.

Знать: тёплые - холодные цвета.

6

  Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм.

Роспись.

Создавать: орнамент, ритм.

7

  Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».

Беседа, практическая работа.

Знать: пейзаж, композиция.

Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью

8

  Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

Рисование орнамента в круге

Уметь: работать акварелью, контраст.

9

  История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы

Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Знать: основные краски. Полхов - Майдан.

10

Беседа «Художники -анималисты».

Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Понимать: элементарные основы изобразительного языка художников - анималистов

11

  Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка.

Работа с акварелью.

Соблюдать пропорции, силуэт.

12

  Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Работать с ограниченной палитрой, иллюстрацией.

13

  Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки.

Рисование орнамента в круге

 Создавать узоры. Хохлома.

14

  Понятие о графике. Сказка в лесу.

Графическая работа

 Знать: графические художественные материалы.

Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы

15

  Русское народное творчество. Городецкая роспись.

Работа с ограниченной палитрой.

Определять: городецкую роспись. Цветовую гамму.

16

  Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка.

Рисование впечатлений от новогодних праздников.

Понимать: композиция, геометрические фигуры.

17

Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов.

Наблюдение, сравнение.

Знать: художников – портретистов

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.

18

  Зимние забавы.

Работа с ограниченной палитрой.

Разбираться в жанровой живописи.

19

 Лепка животных. Друг детства.

Творческая работа.

Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. 

Умение отличать анималистический жанр  от других жанров изобразительного искусства

Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных.

20

  Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

Самостоятель-ная

Знать: Цвет, мазок, линия, пятно.

Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

21

  Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа.

Рисование любимых сказок и сказочных героев.

Портрет. Умение отличать сказочно – былинный  жанр  от других жанров изобразительного искусства.

 Рисование фигуры человека в одежде.

22

  Лепка фигуры человека в движении.

Практическая работа.

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином.

Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве.

23

  Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей,  их щитов.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Понимать: батальный жанр. Форму одежды солдат разных времён и народов.

24

  Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

Творческая работа

Разбираться в видах декоративно-прикладного искусства гжель и т.д.

25

  Открытка к празднику.

Аппликация

Знание понятия «аппликация», техники выполнения аппликации; видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу, составлять композицию, последовательно ее выполнять.

26

  Тематическая композиция. Весна наступает.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Знать. Основной цвет изображаемых объ

ектов.

Наблюдение видеть прекрасное, любить родную природу.

27

Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в.

Беседа

Знать: традиции реализма

28

  Изображение природы в различных состояниях.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Знать: теплые и холодные тона

29

  Полёт на другую планету.

Рисование

Выбирать: спектр в пределах наборов акварельных красок

30

  Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».

Наблюдение, сравнение.

Знать: пространственные отношения

31

  Цветы нашей Родины.

Рисование весенних цветов.

Знать: пространственные отношения

32

  Мы рисуем праздник. Праздничный салют.

Рисование салюта

Знать: спектр в пределах наборов акварельных красок

33

  Изображение цветов, птиц для украшения

Рисование

Выбирать: палитру художника. Смешивание красок. Фриз

34

  Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ.

        



Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                                                                                   

      Красногорская средняя общеобразовательная школа №2

 

 

        «Согласовано»    Заместитель директора школы по УВР МБОУ КСОШ №2

 -------------------  Бурдель Т.М.

Заместитель директора школы по ВР МБОУ КСОШ №2                             -------------- Гороховик Т.А.

«16» августа 2017 г.

          «Утверждено»   Директор МБОУ КСОШ №2

 -----------------    Маргач Н.А.

«16» августа 2017г.

             

                   Рабочая программа

          по курсу внеурочной деятельности                     «Брянский край (Природа родного края)»

                             2 класс

                                                           

                                                       

                                                       Составитель:

                                                                                          Дикая Елена Анатольевна                                                                                                                     

                                                                               учитель высшей квалификационной категории

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                           

                                                              Утверждено на заседании                  

                                                             педагогического совета школы                                                                                                                                                

                                                             протокол №1 от 16.о8.2017г.                                                                                                                    

                 

                   

                                  Пояснительная записка.

 Рабочая программа  « Природа родного края» является составной частью курса «Брянский край».

  Курс содержит в познавательной доступной форме краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.

Цель курса:

  • Познакомить с особенностями природы родной земли.
  • Познакомить с заповедными местами Брянской области.
  • Воспитывать любовь к своей малой родины.
  • Прививать необходимость защищать природу, приумножать её богатство.
  • Прививать правила поведения в природе

Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

 Курс имеет краеведческую направленность (изучение природы и культуры своего края)  и может быть рассчитан на все четыре года обучения.

Одним из методов изучения курса является проектная деятельность, которая может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

      Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность: в течение учебного года аудиторные и внеаудиторные занятия     1 раз в неделю (2 класс – 34 ч).

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение Брянского края способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. При выполнении творческих работ формируется умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности.                                                      

На уроках курса учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся должны использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

   С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

              Содержание  программы

     Раздел 1. В гостях у осени(9ч)

В гостях у осени. Краски осени. В царстве растений. Осенние прогулки по брянскому лесу.

Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Для самых любознательных. Соображалки. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. В царстве рыб. Народные приметы осени.

Происхождение названий месяцев

     Раздел 2. В гости к зиме (9ч)

В гости к Зиме. Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Для самых любознательных. Новый год. Зимние слова. Февраль в народном календаре. Жизнь животных зимой. Для самых любознательных. Белая книга. Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Как относятся к деревьям разных народов

   Раздел 3. В гости к весне (9ч)

В гости к Весне. К истокам слова. Растения весной. Первоцветы Брянского края. Береза — символ России. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Верные друзья. Звери весной. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые.

   Раздел 4. В гостях у лета (7ч)

 В гостях у Лета. К истокам слова. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты

Результаты изучения курса

Личностные результаты

-формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;

-формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-умение использовать различные способы поиска, сбора , обработки, анализа, передачи информации;

-владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

-умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

-сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Брянщины;

-освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества;

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

По окончанию 2 класса учащиеся должны знать:

-символы (Гимн, герб) Брянской области;

- основные природные характеристики края;

-памятники истории и культуры Брянщины;

-факты из жизни людей, прославивших свой край

Уметь:

-находить на карте области населённые пункты, реки, материал о которых изучался на занятиях;

-рассказывать о достопримечательностях, известных людях края;

-находить нужную информацию и работать с ней;

-работать в паре, группе, высказывать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, прислушиваться к мнению членов рабочей группы, делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей

                Материально – техническое обеспечение

    Учебник Н.Е.Пряниковой «Природа родного края»

     Картины природы

     Сборник стихов брянских поэтов

     Видеоклипы «Времена года»

Тематическое планирование  

№п/п

Дата

Содержание: наименование раздела, тема урока

Примечание

По плану

Факти

чески

Раздел 1. В гостях у осени (9ч)

1

В гостях у осени. Краски осени

 Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания  на усвоение понятий. Устный опрос

2

В царстве растений

Представлять публично результаты своей деятельности, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей. Решение проблемы. Фронтальный опрос

3

Осенние прогулки по брянскому лесу

Осуществлять поиск информации из различных источников, делать выводы и аргументировать их фактами, решать проблемные задачи. Выступление с сообщением

4

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

5

Для самых любознательных. Соображалки

6

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос

7

В царстве рыб

8

Народные приметы осени

9

Происхождение названий месяцев

Уметь сопоставлять знакомые факты, рассуждать и делать выводы

Фронтальный опрос

                                         Раздел 2. В гости к зиме (9ч)

10

В гости к Зиме. Зимние месяцы

Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос

11

Народный зимний календарь

Уметь составлять народный зимний календарь, использовать элементы природы. Выступление с сообщением

12

Для самых любознательных. Белая книга

Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос

13

Зимние слова. Февраль в народном календаре

14

Жизнь животных зимой

Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения. Кроссворд

15

Для самых любознательных. Белая книга

Уметь работать с текстом учебника  аргументировать свою точку зрения.

Фронтальный опрос. Промежуточный контроль

16

Растения зимой

 Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос

17

Зимние мотивы — стихи, песни, забавы

18

Как относятся к деревьям разных народов

Раздел 3. В гости к весне (9ч)

19

В гости к Весне. К истокам слова

Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос

20

Растения весной

21

Первоцветы Брянского края

22

Береза — символ России

Уметь работать с текстом учебника,  аргументировать свою точку зрения.

Кроссворд

23

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!

24

Верные друзья

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

25

 Звери весной

Уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Фронтальный опрос

26

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

27

Первые насекомые

Раздел 4. В гостях у лета (7ч)

28

В гостях у Лета. К истокам слова

Уметь рассуждать на предложенную тему, аргументировать, предлагать. Итоговый контроль

29

Признаки хорошей погоды. Ненастья

Устный опрос. Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты

30

Как образуется дождь?

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

31

Почему бывают грозы?

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

32

Отчего бывает радуга?

Уметь рассуждать на предложенную тему, аргументировать, предлагать

33

В лес по ягоды пойдем

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

34

Охраняемые природные территории и объекты

Уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно работать с дополнительной литературой

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....