программа воспитательной работы
рабочая программа (4 класс)

Шевелева  Елена  Александровна

программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vr_4_b_klass_shevelyova_e.a.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» _________ 2019 г. №____

Программа воспитательной работы

4б класс

на 2019/2020 учебный год

Составитель:

Шевелёва Е.А. - классный руководитель,

первая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО                                                                                             СОГЛАСОВАНО

М.О. классных руководителей                                                                              Методическим советом

Протокол    «___  »_____________2019  года  № ___                                                 Протокол от «______»________2019  года  №____                                                                                                                                  

Руководитель М.О. ________________Б.Б. Казыева                                           Заместитель директора по ВР ______________ А.С.Краснова

Пояснительная записка

Основания для написания программы воспитательной работы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Устав КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Положение о программе по воспитательной работе классного руководителя КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказ от 10.09.2015 №221;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2019 г. №10-Исх-7786 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019-2020 учебном году»;
  • приказ от 20.08.2019 № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказ от 29.08.2019 № 285 «Об организованном начале 2019-2020 учебного года».

Анализ проблемной ситуации

Для обучающихся с умеренной  умственной отсталостью характерно позднее развитие, наличие психофизиологических дефектов. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании. У данной категории детей нарушена и  эмоционально-волевая сфера,  отсутствует  инициатива, самостоятельность. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей с ОВЗ  эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы ребенка с ОВЗ. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

     Все отмеченные особенности психической деятельности детей с ОВЗ  носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции, социализации  в современном обществе детей с ОВЗ. Обеспечение защиты жизненно важных интересов обучающихся, создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности.   

     Задача классного руководителя – оказать профессиональную помощь таким детям и их родителям, сделать все возможное, чтобы  ребенок получил образование, учился жить в современном обществе.  Личность обучающегося с его потребностями и интересами должна быть в центре учебно-воспитательного процесса и положена в основу работы классного руководителя. Внимание, уделяемое проблемам, связанным с поиском новых путей оптимизации воспитания  детей с недостатками физического и умственного развития, в конечном итоге, ориентировано на реабилитацию этой категории лиц, на последующую интеграцию их в общество.

     Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду.

      Программа составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников  с ОВЗ с учетом национально-регионального компонента, представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности  по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.

Характеристика классного коллектива

   Данный классный коллектив начал формироваться в 2017-2018 учебном году. Возрастной состав учащихся  2006-2009 года рождения.

В  «Радужнинской  школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  в  4б  классе обучается   10  учащихся.

Шесть учащихся  на домашнем обучении: Лучицкий Павел, Магарамов Артур, Набиев Давид, Стрельников Данила, Безман Дарья, Ферзалиев Салахуддин. Всех детей воспитывают родители, кроме Магарамова Артура опекун – Валиева Назиля Магомедшаибовна (тётя); Безман Дарья опекун - Безман Раиса Федоровна (бабушка), Стрельников Данила  опекун – Стрельников Алексей Евгеньевич (дедушка). В классе 10 обучающихся имеют статус  «инвалид».

   По внешнему виду в основном ребята опрятные, соблюдают личную гигиену, одеваются аккуратно.

   Физическое и психическое здоровье детей: (по медицинским картам) соматически здоровы.

   Все дети требуют много внимания и индивидуального подхода. У всех наблюдается несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; очень мало проявляют старания и желания учиться. Основные социально-бытовые навыки сформированы. Наблюдается низкий уровень сформированности трудовых навыков.

     С родителями сложились хорошие взаимоотношения. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. Все родители учащихся класса постоянно интересуются жизнью их детей в школе, не остаются равнодушными к просьбам учителя по вопросам  обучения и воспитания своих детей. При необходимости сообщают  классному руководителю о причинах пропуска.  

   Учитывая уровень развития коллектива, воспитанности и межличностных отношений его членов, их общее и физическое развитие предстоит совместная кропотливая работа классного руководителя с родителями по созданию максимально-благоприятных условий для развития творческой личности как в школе, так и дома.

Цели и задачи воспитательной работы на  2019 - 2020 учебный год

Цель:   Коррекция  интеллектуальных, личностных, творческих, качеств обучающихся, их социальная адаптация и интеграция в общество, на основе индивидуального и личностно – ориентированного подхода.

Задачи:

  • создавать условия для социальной адаптации обучающихся;
  • способствовать  развитию у  учащихся творческих способностей;
  • формировать  в поведении учащихся  социально одобряемо  общественные и личные  отношения;
  • способствовать созданию условий для сохранения и укрепления здоровья, самоутверждения каждого воспитанника;
  • формировать у школьников гражданскую и патриотическую ответственность, духовность и культуру;
  • способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально активной позиции каждого ученика;
  • вести работу по формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
  • вести систематическую работу по развитию культурных и гигиенических умений и навыков, выполнять    установленный режим дня.
  • формировать единый детский коллектив, привлекать всех детей к выполнению простейших общественных поручений.
  • организовать сотрудничество и взаимодействие детей, учителей и родителей.  

Принципы построения и реализации программы

  • Принцип комплексности – координация деятельности всех мероприятий для достижения поставленных целей и задач, использование разнообразных методов и форм работы с учащимися.
  • Принцип индивидуального подхода – выявление и организация образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся их реальных возможностей.            
  • Принцип осознанности деятельности обучающихся -  формирование способности учащегося независимо от возраста и наличия проблем видеть перспективу и значимость цели деятельности, отслеживать позитивно свои усилия и результаты.
  • Принцип добровольной активности – активизация познавательной деятельности.
  • Принцип доброжелательности – развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Принцип демократизации педагогического процесса – предоставление свободного выбора вида деятельности, учет желания и мнения учащихся.

Описание способов  реализации программного содержания воспитательной работы

Функции воспитательной деятельности

  • Развивающая – стимулирование положительных изменений в личности ребёнка и педагога, обеспечивает развитие педагогического и ученического коллективов.
  • Коррекционная – осуществление педагогически целесообразной коррекции развития, поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности
  • Диагностическая – позволяет получить и использовать достоверную и педагогически значимую информацию о коррекции и развитии личности обучающихся, эффективности учебно-воспитательного процесса.
  • Защитная – направлена на повышение уровня социальной защищённости обучающихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития.
  • Интегрирующая - содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.

Методы и приёмы воспитательной работы

  • организация режима жизни, как метод широкого воспитательного воздействия;
  • игровое моделирование, как метод воспитывающего действия;
  • доверие, как метод воспитания;
  • стимулирование поведения (соревнование, поощрение);
  • пример, как метод воспитывающего действия;
  • педагогическое требование, общественное мнение при формировании общественного поведения, создание воспитывающих ситуаций при организация деятельности;
  • педагогическая оценка, как приём воспитывающего воздействия.

Формы работы классного руководителя

  • тематические классные часы;
  • конкурсы, викторины;
  • участие в школьных и городских мероприятиях (по возможности);
  • создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;
  • моделирование ситуаций поведения в социуме;
  • выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств;
  • праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы;
  • экскурсии, викторины;
  • дни открытых дверей;
  • взаимодействие классного руководителя, обучающихся и родителей, при подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты

  • Создание благоприятной эмоционально-психологической среды для, коррекции и поддержки индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка, с учётом степени дефекта, позволяющей:
  • формировать основные социальные компетенции у группы детей, способных, в силу своих психофизических возможностей занять активную жизненную позицию и реализовать себя в условиях семьи и гражданского общества;
  • расширять повседневный жизненный опыт и социальные контакты детей с выраженными нарушениями в развитии, а также индивидуально-дозированно формировать у них жизненные компетенции, обеспечивающие введение в социальную среду в доступных пределах.
  • Развитие у обучающихся позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества (к человеку, семье, отечеству, природе, миру, труду, культуре).
  • Сформированности у обучающихся компетенций здоровьесбережения.
  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания детей, сохранению и укреплению их здоровья.
  • Развитие взаимоотношений всех участников образовательного процесса на основе толерантности и поддержки.
  • Успешные деловые отношения с внешними социальными партнёрами, заинтересованными в вопросах воспитания детей (в рамках договоров совместной работы).
  • Сохранение положительной динамики результатов образования, способствующих успешной социальной адаптации, трудовой реабилитации и интеграции в современное общество обучающихся со сложной структурой дефекта.

Механизм реализации программы

  • Реализация содержания воспитания в школе происходит в процессе как освоения обучающимися непосредственного содержания учебной программы, так и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеурочное время - в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций, занятий, реализацией различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы. Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе осуществляется по трем направлениям:
  • -отбор содержания материала для каждого урока, воспитательного занятия, внеклассного мероприятия с целью усиления его воспитывающего значения в соответствии с сформулированными в программе воспитания ценностными ориентациями педагогической деятельности.;
  • -организация процесса обучения и воспитания на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетание коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющей создать ситуацию успеха для каждого воспитанника;
  • -интеграция учебного процесса, процесса воспитания, процесса дополнительного образования, направленных на реализацию знаний, умений, навыков в социально и личностно значимой деятельности.
  • В ходе реализации программы необходимы:

1.Изучение педагогами структуры патогенеза обучающихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подхода.

2. Оказание помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определение зон ближайшего развития, щадящего режима для детей по рекомендациям и решениям медико - психолого-педагогического консилиума школы.

 3. Разработка оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанника, единых требований к обучающимся, путей расширение воспитательного пространства в результате совместной деятельности методических объединений учителей, логопедов, воспитателей и классных руководителей, социально-психологической и медицинских служб.

4. Учет педагогами в своей деятельности наиболее психофизических особенностей и возможностей воспитанников, а также значимых мотивов и доминирующих видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

  • Воспитательное пространство создается школой за счет развития деятельности детских творческих организаций, реализации досуговых программ, конкурсных программ, различных массовых мероприятий, экскурсий, оздоровительного и трудового лагерей в летнее время, активной интеграцией в социокультурную среду города. А также за счет укрепление старых и создание новых традиций: предметных недель, трудовых десантов «Школа - наш общий дом», творческих конкурсов, выставок работ воспитанников, праздников  «День знаний», «День Учителя», «День именинника», «День Матери», «День защитника Отечества», «Праздник детства», посвященный окончанию учебного года, торжественные награждение успешно обучающихся воспитанников и активистов общественной жизни на общешкольных итоговых линейках в конце года.

Программное содержание воспитательной работы

Основные направления:

Ценностно-ориентированное

Воспитывать уважение к истории и культуре своей страны, традициям школы. Воспитывать понимание и ответственность за нарушение действующих норм поведения. Театральные представления, праздники, песенное творчество, культурные мероприятия, встречи, мероприятия, посвященные Дню Победы, 23 февраля, 8 Марта.

Трудовое

            Формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков по самообслуживанию.

Развитие культурных и гигиенических умений и навыков. Выполнению простейших общественных поручений.

Ежедневные дежурства в классе, участие в общественно-полезном труде.

Оздоровительно-спортивное    

Реализация и развитие физических возможностей. Спортивные мероприятия. Подвижные, спортивные, музыкальные игры. Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание потребности в содержательном и здоровом досуге.

Познавательное

Тематические классные часы, игры конкурсы, викторины. Все, что расширяет кругозор школьников,приобщает их к чтению, формирует потребность в образовании.

Художественно- творческое

 Коллективно-творческая деятельность. Участие в городских выставках. Выставки творческих работ. Конкурсы. Изготовление поздравительных открыток. Участие в праздниках. Посещение выставок, музеев, театров.

Коммуникативное

Осуществляется как досуг школьников, когда их общение свободно от предметной цели. И когда содержанием и целью их деятельности является общение «с другим человеком» и «друг с другом».

Функции воспитательной деятельности

Развивающая - стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, обеспечивает развитие педагогического и ученического коллективов.

Коррекционная – осуществление педагогически целесообразной коррекции развития, поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Диагностическая – позволяет получать и использовать достоверную и педагогически значимую информацию о коррекции и развитии личности обучающихся, эффективности учебно-воспитательного процесса.

Защитная – направлена на повышение уровня социальной защищенности учащихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития.

Интегрирующая – содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.

Календарный план реализации программы на 2019 – 2020 учебный год

Дата

Направления воспитательной деятельности

План

Факт

Ценностно-ориентированное

Оздоровительно-спортивное

Познава-

тельное

Художественно-творческое

Коммуника тивное

Трудовое

02.09

День знаний.

Беседа  по ОБ «Если ты дома один».

Инструктаж по ТБ в школе.                          

11.09

Классный час

«Зачем мы ходим в школу?».

Беседа по ПБ

«Профессия пожарный».

Беседы о  нравственности – культуре речи и поведении в школе.

18.09

Пропаганда здорового образа жизни.

Классный час

 «Минута час бережет».

25.09

Беседа по ПДД

 «Правила дорожного движения выполняй без возражения»».

Классный час 

 «Мое здоровье, в моих руках».

02.10

5 октября Международ ный день учителя. Изготовление поздравительной  открытки.

Классный час

 «Мои сильные и слабые стороны».

09.10

Беседа по ПДД «Наша улица».

Классный час «Человек среди людей».

Ежедневно чтение сказок, рассказов. Просмотров мультфиль-мов. Обсуждение.

Беседа «Трудиться - всегда пригодится».

16.10

Классный час «Что такое хорошо!».

Просмотр учебного фильма «Правила поведения при пожаре».

23.10

Просмотр фильмов о сохранении природы

 «Берегите природу».

«Зелёная планета глазами детей» конкурс рисунков растений и животных.

Классный час

 «Профессии наших родителей».

06.11

Игра по ПДД «Весёлый перекресток».

Классный час

«День народного единства».

13.11

Создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.                                                        

Классный час  «16 ноября – Международный день толерантности ».

20.11

Беседа-игра «Режиму дня мы друзья».

 

Изготовление поздравительной открытки ко Дню матери.

Классный час

 «Мир моих увлечений».

 

27.11

Беседа по ПБ «Огонь добрый и злой».

Классный час

«Славит человека труд».

04.12

Классный час  

« Встречают по одёжке, провожают по уму».

Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге.

3 декабря Международ- ный день инвалидов.

11.12

Классный час

«9 декабря День героев Отечества»

Изготовление новогодних украшений.  «Ёлочные украшения на ёлочку» (конкурс поделок).

18.12

Беседа по ОБ «Опасные предметы».

Классный  час 

« Путешествие в книжное царство - мудрое государство».

25.12

Беседа «Безопасность во время зимних игр на улице».

Классный час

«Чистота – залог здоровья».

Занятие  по ПДД  «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Подготовка новогодних поздравлений.

15.01

Классный час «Народные праздники. Истоки народных праздников».

Организация наблюдения за поведением птиц.

22.01

Занятие «Педикулёз - что это такое?». (Пользование индивидуальной расчёской.)

Классный час 

«Россия – родина моя».

Прогулки на свежем воздухе.  

Подвижные игры.

29.01

Игра по ПДД «Лунтик пешеход».

Классный час

Знакомство с законами НЕ» .

«Режим дня».

05.02

Беседа по ПБ «Огонь ошибок не прощает».

Классный час

«Высмеивание, обзывание - зачем это надо? Кому это надо?».

Беседа Совместный труд взрослого и ребёнка.

12.02

Час игры «Национальные зимние забавы».

Беседа: «Мое здоровье» профилактика простудных заболеваний.

Конкурс рисунков, плакатов и поделок посвященный Дню защитников Отечества.

Классный час

«Ласковое слово не трудно молвить».

19.02

Классный час:     «День защитника Отечества».

Занятие по ПДД «Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках».  

Подкармливание птиц. Выход в природу «Зима в лесу».

26.02

Беседа «Мозг - мой главнокомандую щий».

Классный час:

 «Будь справедливым в словах и поступках».

04.03

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса.

Классный час Международ ный женский день.

Рисунки посвященные Международ ному женскому дню.

11.03

Классный час 

 «От улыбки стало всем светлей».

Школа безопасности  «Уроки тётушки совы».

18.03

Занятие по ПДД «Шалости и травмы».

Классный час. 21 марта – Всемирный день Земли.

Экскурсии в музей, библиотеку.

01.04

Экологический час «Давай вместе  природой дорожить».

Беседа «7 апреля Всемирный День здоровья».

Беседа о

личных вещах гигиены… Встреча с медицинским работником школы.

 

08.04

Уроки здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье

"Зачем человек спит, или как сделать сон полезным".

ПДД. Практические занятия и игры по правилам движения на улице.

Конкурс рисунков к дню космонавтики.

Гагаринский урок

«Космос-это мы».

15.04

ПБ. Правила выхода из задымленной квартиры.

Классный час «История одежды мальчиков и девочек».

                                 Книжкина мастерская

ремонт книг.

22.04

Классный час «Международный день птиц».

Урок безопасности «Безопасность на воде».

Акция «Каждой птице дом весной  ты, пожалуйста, построй».

Изготовление аппликации на тему: «Каждой птице дом весной».

29.04

«30 апреля - День пожарной охраны» Экскурсия  в пожарную часть

Просмотр художественных фильмов, посвященных ВОВ.

Чтение стихов посвященных ВОВ.

Конкурс рисунков и плакатов, творческих работ посвященный  9 Мая.

Классный час

«Наш класс. Достижения и неудачи».

06.05

Классный час

«О тех, кто мир нам подарил».

Беседа о летнем закаливании организма.

13.05

Классный час

«Будь справедливым в делах и поступках».

Создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

20.05

Занятие по ПДД «Тормозной путь транспортных средств».

Урок безопасности «Безопасность в летний период».

Беседа о поведении во время летних каникул

 «Безопасное лето».

Классный час Итоги учебного года.

                                                       

Индивидуальная работа с обучающимися

№ п/п

Месяц

Направление работы.

1.

Сентябрь

Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие.

Обследование детей с ОВЗ глубокими нарушениями на ПМПК, коллегиальное заключение и рекомендации.

Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия.

2.

Октябрь

Обсуждение рекомендаций ПМПК, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ.

Реализация коррекционно-развивающей программы.

3.

Ноябрь

Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия.

Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ.

4.

Декабрь

Определение способностей ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

5.

Январь

Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков.

Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ.

6.

Март

Развитие интеллектуальных способностей.

Медицинское консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ.

7.

Апрель

Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ.

Проверка результативности психокоррекционной программы.

Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ.

8.

Май

Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год.

Рефлексия.

Работа с родителями

Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична. Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.

 При организации работы с семьями воспитанников  нужно обязательно учитывать:  

  • психофизиологические особенности учащихся:
  • их положение в семье;
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи

В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств. В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников.

формы работы с родителями:

  • индивидуальные беседы и встречи;
  • классные родительские собрания;
  • общешкольные родительские собрания;
  • внеклассные мероприятия с привлечением родителей.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:

  1. Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости и др.)
  2. Организация диагностической работы по изучению семей(индивидуальная работа с семьей)
  3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  4. Выявление и  использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  5. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.

Активное включение в  работу с семьей педагога- психолога, педагога-дефектолога, социального педагога

План работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Месяц

Беседы и посещение родителей

Работа с родителями, дети которых нарушают дисциплину

Родительские собрания

Общешколь

ные родительские

 собрания

Сентябрь

Уточнение информации для заполнения соц. паспорта. Знакомство с родителями (при необходимости).

Родительское собрание  

«Как здорово,  что все мы здесь сегодня собрались!».

Октябрь

 Обсудить уровень развития учащихся на начало года. Познакомить  с программными требованиями.

Беседа с родителями по необходимости.

Ноябрь

Родительские консультации.

Обсудить уровень развития учащихся к концу  четверти.

Участие родителей  в профилактике нарушений. Проведение бесед.

Декабрь

Индивидуальная работа с семьями.  

Обсудить вопросы успеваемости ребенка в школе, взаимоотношения детей в коллективе.

Беседа с родителями, дети которых пропускают занятия (уточнения причин).

Родительское собрание  

«Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Итоги 1 полугодия.

Февраль

Индивидуальная работа с семьями.  

Обсудить вопросы личной успешности ребенка в школе, взаимоотношения детей в коллективе.

Участие родителей в профилактике нарушений. Проведение бесед.

Март

Беседа о значимости похвалы и наказания ребенка в семье. Консультация логопеда.

Беседа с родителями, дети которых пропускают занятия (уточнения причин).

Родительское собрание  

Итоги 3 четверти

Апрель

Родительские консультации.

Разъяснить необходимость занятости ребенка во внеурочное время, учитывая его желание, способности, наклонности, здоровье.

Участие родителей в профилактике нарушений. Проведение бесед.

Май

Подвести итоги  учебного года в рамках воспитания, обучения, развития ребенка.

Беседа с родителями о летнем отдыхе детей.

Родительское собрание  

1. Об итогах учебного года.

 2. Организация летнего отдыха детей.                          

Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

Организуя психолого-педагогическое просвещение семьи в начальной школе, необходимо учитывать:

  • возраст родителей учащихся и их опыт в воспитании своих детей (первый ребенок или второй);
  • их образовательный и культурный уровень;
  • знание особенностей возраста, в котором находится их ребенок;
  • их собственные знания о своем ребенке;
  • их планы относительно будущего собственного ребенка.
  • Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей было успешным, оно должно базироваться на запросах самих родителей в просвещении, на исследованиях классного руководителя, связанных с просвещением родителей, на запросах педагогического коллектива, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса в данном классе. Запросы родителей в просвещении должны изучаться на каждом родительском собрании в виде опросов.

Темы родительских собраний должны быть интересны родителям и учитывать специфику возраста учащихся класса, особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе,  психолого-педагогические особенности коллектива учащихся, трудные темы развития и становления личности ребенка и его адаптации к  миру взрослых. Родительские собрания, посвященные возрастной специфике младших школьников, должны затрагивать следующие темы:

  • Возрастные особенности физиологии и гигиены младших школьников.
  • Возрастные кризисы младших школьников.
  • Особенности коммуникации взрослых и детей с ОВЗ.
  • Эстетическое, нравственное, трудовое воспитание школьников в семье.

Вовлечение родителей (законных представителей) учащихся в совместную деятельность

Одним из важных направлений в работе классного руководителя с родителями является вовлечение их в активную совместную деятельность. Наибольший эффект эта работа имеет тогда, когда они начинается непосредственно в начальной школе.

Вовлечение родителей в досуговую деятельность необходимо для того, чтобы повысить ответственность семьи перед учебным заведением и классом, в котором учится ребенок, расширить возможности для улучшения взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель», способствовать демонстрации позитивною примера семей в воспитании собственного ребенка, поставить воспитательную работу в классе на качественно новый уровень.

 Вовлечение родителей в жизнь класса, в котором учится их ребенок, возможно не только во внеурочной деятельности.

Родители должны иметь представление, как организована урочная деятельность их детей, какие требования предъявляет педагог к знаниям, умениям и навыкам учащихся, как проходят уроки в классе по различным предметам.

Участие родителей в урочной деятельности возможно по следующим причинам:

  • посещение уроков в связи с потребностью родителей или по просьбе учителя;
  • посещение уроков в связи с подготовкой и проведением тематических родительских собраний;
  • проведение родителями классных часов, часов общения;
  • проведение родителями дней ребенка в классе;
  • Участие родителей во внеурочной деятельности возможно по следующим направлениям:
  • организация и проведение в классе кружков по интересам;
  • экскурсии на природу, историко-краеведческие экскурсии;
    участие в совместных турнирах и состязаниях;
  • совместные праздничные концерты; благотворительные аукционы.

Консультации и тренинги для родителей (законных представителей)

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут.

Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску разрешения трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

  • Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
  • Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  • В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  • Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  • Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  • В ходе проведения консультации необходимо обратить внимание на хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только тогда говорить о проблемах.
  • В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  • Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
  • Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
  • Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги -это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма  коррекции взаимоотношений детей и родителей находятся в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает им принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют позиции детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.

Тематика родительских собраний на 2019-2020  учебный год

Собрание № 1

«Как здорово,  что все мы здесь сегодня собрались!»

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями план мероприятий в классе на год.
  2. Организационные моменты
  3. Сбор сведений, о семьях обучающихся (уточнить)

Собрание № 2

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Задачи собрания:

1.   Способствовать  приобретению  родителями  практических  знаний  по развитию  эмоций  у учащихся.  

2.   Решение  внутриклассовых вопросов.

Собрание № 3

Здоровье школьников – залог  успешного обучения.

Задачи собрания:

  1. Раскрыть родителям о влиянии соматического состояния на  развитие учебных навыков.                                                            Беседа: «Соматические заболевания»    – Выступление школьного фельдшера.
  2. Обсудить с родителями проблему поведения учащихся класса на  дорогах города. Беседа «Безопасность на дороге».

Собрание № 4

«Моя семья – моя радость».

На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

Организационно-координирующая работа с учителями предметниками, администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом

Взаимодействие с учителями-предметниками, специалистами службы сопровождения (логопед, психолог),

 по решению проблем диагностики и коррекции развития личности и коллектива

Вопрос/проблема

С кем ведется работа

Содержание работы/

деятельность классного руководителя

Сроки

Информирование учителя физической культуры

о состоянии здоровья учащихся.

Бурлакова А.Б.

Дети-инвалиды, часто болеющие дети.

 Медицинские показания по дозированию физической нагрузки, освобождению от физических нагрузок на уроках физкультуры.

В течение года

Индивидуальные беседы с учителями-предметниками по вопросам психологического микроклимата в классном коллективе.

Бурлакова А.Б.

Мелешенко В.В.

Планирование работы на основании наблюдений учителей

В течение года

Собеседования с учителями, специалистами по вопросам учебной успешности, не успешности, положительной или отрицательной динамики,

проблемы и способы их решения.

Бурлакова А.Б.

Мелешенко В.В.

Колганова И.Н.

Иванова Н.А

Завгородняя Т.В.

 Планирование индивидуальной работы с учащимся в данном направлении  

В течение четверти

Привлечение учителей-предметников, специалистов  к подготовке и проведению классных родительских собраний.

Бурлакова А.Б.

 Мелешенко В.В.

Колганова И.Н.

Иванова Н.А

Завгородняя Т.В.

Сбор информации об учебных успехах и проблемах детей, замечаний по качеству домашней работы и т.п.

Сообщение учителям- предметникам темы родительского собрания,  времени проведения.

Доведение до сведения учителей вопросов, предложений родителей по организации учебно-воспитательного процесса

В течение года  

(тематические родительские собрания – не реже одного раза в четверть)

Взаимодействие с учителями-предметниками, специалистами службы сопровождения (логопед, психолог)

по вопросам планирования и проведения воспитательной работы

Привлечение учителей-предметников, специалистов, к участию в организации и проведении классных часов, общешкольных мероприятий.

Бурлакова А.Б.

Мелешенко В.В.

Колганова И.Н.

Иванова Н.А

Завгородняя Т.В.

Методическая помощь.

 Музыкальное сопровождение, помощь в оформлении, создании реквизита и т.п.

В течение года

По плану воспитательной работы

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

  • Возрождение традиций семейного воспитания.
  •  Улучшение микроклимата в семье.
  •  Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к  безнадзорности, правонарушениям.

Список  литературы

  1. Виноградов Б. Модернизация - реформирование – революция в образовании // Народное образование. – № 6, 2002.
  2. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным коррекционным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. – М., Владос, 2007.
  3. Жигорев М.В. Индивидуальная программа обучения детей с комплексными нарушениями в развитии, М., 2006 .
  4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос".
  6. Иванов Д.А., Мухаматулина Е.А., Сазонова Е.В., Суханова С.В. Концепция воспитательной работы в системе образования (проект), // Классный руководитель, № 7, 2000 г.;
  7.  Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе. – М.: Управление образованием, 2005.
  8.  Письмо от 04.09.1997, № 48 О специфике деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I-VIII вида (в редакции письма от Минобразования РФ от 14.12.2000, № 3.
  9.  Программа 1-4 и 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2001. Степанов Е.Н., Мизюлина Г.П. Концепция воспитательной системы школы самовыражения личности учащегося, // Классный руководитель, № 5, 2000 г.;
  10. Степанов Е. Н. Пятилетний цикл деятельности по построению воспитательной системы образовательного учреждения, // Народное образование № 8, 2002 г.
  11. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М., Школьное образование, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...