Статья на тему: «Эстетическое воспитание младших школьников в условиях ГПД»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Лисина Юлия Александровна

В данной статье кратко описана основная деятельность воспитателя группы продлённого дня, дано определение эстетическому воспитанию, приведены условия его формирования у младших школьников в условиях группы продлённого дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Эстетическое воспитание как одно из направлений воспитания младших школьников в условиях ГПД»

Лисина Ю.А., воспитатель.

В настоящее время мы наблюдаем всё более ускоряющийся ритм жизни. Рост потребностей и возможностей привлекает людей  к повышению своего благосостояния, в связи с чем мы видим следующую картину – многие родители современных младших школьников заняты на работе с утра и до самого вечера и не имеют возможности уделить должного внимания своим детям, в том числе забрать их из школы после уроков, сделать вместе домашнее задание да и просто поговорить по душам. И ребёнок остаётся после окончания школьного дня совсем один, если на помощь не приходят другие близкие родственники: бабушки, дедушки, хотя и они нередко работают.

От такого уклада жизни, в первую очередь, страдает несформировавшаяся личность ребёнка, уровень его воспитанности и понимания основных человеческих ценностей. Остро встаёт вопрос о занятости младшего школьника после уроков, его личной безопасности, продуктивной занятости. Вследствие этих проблем всё больше школ открывают группы продлённого дня (далее – ГПД), основная цель которых - организация социальной защиты младших школьников и обеспечение условий для проведения внеурочной деятельности с ними.

Воспитатель ГПД обеспечивает безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время, удовлетворяя их потребность в пище, отдыхе на свежем воздухе, давая возможность самоподготовки к учебным предметам. Также педагог организовывает гармоничное развитие личности учащегося с учетом возрастных особенностей, интеллекта и интересов каждого ребенка и создаёт условия для достижения ими оптимального уровня воспитанности.

Уровень воспитанности, помимо остальных направлений, включает в себя эстетические воспитание. Данный аспект является одним из наиболее важным в процессе формирования личности младших школьников, чьи интересы только начинают формироваться, так как он не только удовлетворяет потребность детей в прекрасном, учит выделять истинную красоту вещей, но и способствует развитию нравственности, чувства любви, гордости, уважения к человеческому труду, в котором проявляется эстетика ручного творчества, созидания. К тому же этому способствует наглядно-образное мышление, активное познание мира, подражание старшим, преобладающие в начале школьного обучения.

Первым условием развития чувства прекрасного в каждом воспитаннике является создание вокруг него атмосферы красоты. Аккуратный внешний вид воспитателя, его манера поведения, доброжелательность и мягкость в отношении, правильная речь являются образцом для подражания младшими школьниками. Подлинная красота старшего человека, его любовь и забота порождают в ребёнке ответные чувства. Далее важна чистота помещения, в котором ребёнок находится после уроков. Мусор, грязная доска, расставленные в хаотичном порядке парты и стулья, крошки от перекусов – мелочь, казалось бы, но именно из таких тонкостей у ребёнка складывается представление о том, как нужно организовывать пространство вокруг себя. Необходимо с первых же дней приучать учащихся к соблюдению порядка, к выполнению элементарных просьб: «Поиграл в игру – сложи обратно и убери в ящик», «Уходя домой, задвинь стул и поправь парту» и тому подобное. Такие простые вещи формируют представления об эстетике порой куда лучше любых нравоучительных лекций.

Но главную роль, конечно же, играет проведение воспитательных мероприятий эстетической направленности. На таких занятиях воспитатель в занимательной форме, с опорой на возрастные особенности младших школьников знакомит воспитанников с произведениями искусства через чтение, прослушивание музыкальных композиций, просмотр отрывков из мультфильмов и художественных фильмов и их обсуждение. Хорошо, если в городе, где живут ребята (в данном случае в Санкт-Петербурге) есть богатый культурный материал, позволяющий прививать чувство прекрасного с опорой на непосредственный опыт учащихся, на жизнь. Также обязательно проводить беседы на эстетические темы, в ходе которых дети смогут поделиться своими переживаниями, мыслями, услышать добрые и мудрые слова педагога. При этом занятия не должны носить пассивный характер передачи информации. Важно, чтобы дети делали что-то руками, приобщались к прекрасному через ручной художественный труд, рисуя, сочиняя, изготавливая поделки из различных материалов.

В совокупности учащиеся не только пробуют себя в новом виде деятельности, но и переживают определённые эмоции, чувства, узнают историю искусства, проникаются уважением к деятелям культуры, известным писателям, поэтам, художникам, скульптурам, формируют у себя уважение к человеческому труду и творчеству, природе, а также воспитывают в себе человеческие ценности и идеалы.

Таким образом, воспитатель ГПД, в более свободной форме продолжая деятельность педагога начальных классов в гармоничном развитии младших школьников, кроме удовлетворения некоторых физиологических потребностей, имеет довольно обширные возможности для формирования эстетического воспитания через приобщение к художественной деятельности, знакомство с произведениями искусства, их обсуждением, беседы на эстетические темы. Всё это способствует привитию учащимся младшим классов чувства прекрасного, уважения к труду, неприятию безобразия, умения выделять красоту вокруг, человеческих идеалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....

Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Статья на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"

Патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить её, ...

Статья на тему «Проблемы воспитания младших школьников»

Описывается психологические особенности детей 7-8 лет, проблемы с которыми могут столкнутся родители и учителя, пути решения этих проблем...

Статья на тему: «Эстетическое воспитание младших школьников в условиях ГПД»

В данной статье кратко описана основная деятельность воспитателя группы продлённого дня, дано определение эстетическому воспитанию, приведены условия его формирования у младших школьников в условиях г...

Презентация к научно исследовательской работе на тему: Эстетическое воспитание младшего школьника в семье

Цель исследования: выявить условия успешного эстетического воспитания младших школьников в семье.Задачи исследования:– определить сущность и содержание эстетического воспитания младших...