Игра-викторина "Синичкин день"
классный час (3 класс)

Фуфыгина Валентина Владимировна

  Ребята знакомятся  с  интересными  фактами  из  жизни  птиц, их  многообразием,  с  жизнью  птиц  нашего  края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinichkin_den.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Синичкин  день.

           

                              Игра - викторина.

Цели: - познакомить  ребят  с  интересными  фактами  из  жизни  птиц, их          

        Многообразием,  с  жизнью  птиц  нашего  края.

              - расширить  знания  по  теме « Птицы»

              - воспитание  любви  к  природе.

       Начинается  мероприятие  с  песни «Посмотри,  как  он  хорош  край, в  котором  ты  живешь»

Ведущий.  Ты  видел, в  лебедей  стреляли?

        Ты  видел,  как  они  упали?

        Скажи, а  если б  птицы  знали

        И  если  б  только  понимали,

        Что  их  полет  прощальным  будет,

        Их  на  заре  подстрелят  люди,

        Скажи, они  бы  не  летали?

        Наверно,  даже  если  б  знали

        И  даже, если  б  понимали

        То  все  равно  б  взмывали  ввысь,

        Ведь  небо - это  их  стихия!

        Ведь  небо – это  их  свобода!

        Ведь  небо – это вся  их  жизнь!

Так  пусть  мир  будет радостный  и  прекрасный  для  всего  живого.

Сегодня  мы  будем  говорить  о  птицах. Познакомимся  с  новыми  птицами,  вспомним  тех,  которых  знаем. Поговорим  о  пользе птиц, о  том, как  нужно  помогать  птицам  зимой? Проведем  игру  викторину « Все  о  птицах».

 Все  участники  делятся  на  четыре  команды, и  отправляются в  путешествие по  станциям. За  правильный  ответ команда  зарабатывает  балл. В  конце  путешествия  баллы  подсчитываются. Определяется  победитель.

           

1 станция. Перелетные  птицы.

На    территории  нашего  края  гнездятся  свыше  200 видов  птиц. Перелетные  пиццы – птицы, которые  улетаю  о  нас  осенью,  и  прилетают  весной.  Вспомним  этих  пицц.

1. Весь  я  черный, очень  важный,

    Первым  к  вам  весной  лечу.

    На  полях и  огородах  

    Пищу  я  себе  найду.

        ( Грач)

2. Любят  люди  нас  не  зря,

    Ждут  нас,  не  дождутся,

    Строят  домики  для  нас

    На  лесных  опушках.

    Не  останемся  в  долгу,

    Дорогие  люди,

    Всех  погубим  насекомых

    Мы   в  своей  округе.

        (Скворцы)

 3. Целый  день   на  суку

     Сидит  птичка  на  лугу.

    Муха  пролетает- она ее  хватает

        (Мухоловка.)

4.  Какие  птицы  не высиживают яиц.

        ( Кукушка)

Оседлые  птицы. Домоседы.

-Эти  пиццы  всю  жизнь  живут  на  одном  месте.

 Задания  командам.

1. Окраской  сероватая,

   Походкой  мешковатая,

   Повадкой  вороватая,

   Крикунья  хрипловатая.        

        ( Ворона)

2. Маленький  мальчишка

   В сером  армячишке.

   По двору  шныряет,

   Крохи  собирает.

                                     ( Воробей)

3. Как  сажа  черна,

    Как  сметана  бела,

   Люблю  всем  в лесу

   Рассказывать  где  была.

        (Сорока)

4. Живу  в  дупле  пустом,

    Дуб  долблю  как  долотом.

        ( Дятел)

Кочующие  птицы. Те  которые  прилетают  к  нам  на  зиму  с  севера. Летом  они  живут  у  самого  Ледовитого  океана, прилетают  к нам  на  зиму.

Загадки  командам.

1. Хоть  я  птичка -   невеличка,

    У  меня,  друзья,  привычка:

    Как  начнутся  холода,

    Прямо  с  севера – сюда.

        ( Синичка)

2. Чернокрылый, красногрудый,

     И  зимой  найдет  приют,

     Не  боится  он  простуды,

     С  первым  снегом  тут  как  тут.

        ( Снегирь)

3.Эта  птица  выводит  птенцов  и  летом  и  в  холодную  стужу. Питается  семенами  сосен  и  ели. Клюв  похож  на  щипчики, для  удобства  вынимания  семян  из  шишек.

                                     (Клесты)

4. Есть  такая  каша.

    А  есть  с  таким  названием  и  птица. Как  ее  зовут?

                                      ( Овсянка)

       Овсянки,  щеглы, чечетки, свиристели – относятся  к  кочующим  птицам.

Оседлые  и  зимующие  птицы  остаются  с  нами  зимой. Им  приходится  очень  трудно. Каждый  день  надо  есть, а  еда  под  снегом.  Они  берегут  наши  сады  от  вредных  насекомых. Наш  черед  помогать  им.

Как  правильно  кормить  нам  расскажут  ребята. Выступления  учащихся.

Птичья  столовая.

Для  любителей  лузгать  семечки - поползней, синиц,  дятлов – имеется  большой  выбор: подсолнухи, семена  арбузные, тыквенные, и  дынные. Хороша  крупа  овсяная, пшенная, просяная и  даже  конопляная. Ягоды  рябины, бузины, клюквы – лучшая еда  для  свиристелей  и  снегирей. Чечеткам, овсянкам, снегирям  и  щеглам  предлагаем  семена  березы  и  ясеня, а  также  всевозможные  сорняки: репейник, крапиву, лебеду. Всегда  имеется  большой  выбор  хлебных  крошек, супных  косточек с волоконцами  мяса  и  сала.

Попадаем  на  следующую  станцию.

2 станция. По  дорогам  сказок.

-О  каких  птицах  говорится?  Из  какой  они  сказки?

Вопросы  командам.

1. Чтобы  их  победить,

    пришлось  поесть  киселя и поесть  яблок.

        ( Сказка « Гуси – лебеди»)

2. Басня  о  птице, так  и  не  сумевшей  сытно  перекусить  из – за  наглости  и   хитрости  рыжей  плутовки.

        (  И.А.Крылов «Ворона  и  лисица»)

3. Басня, в  которой  три  представителя  животного  мира  решили  сдвинуть  с  места  средство  передвижения.

        (  И.А. Крылов « Лебедь, рак и  щука» )

4. Русская  народная  сказка  о  домашней  птице, которая  могла  послужить  неплохим  источником  дохода  для  бабки  и  детки.

        ( Сказка «Курочка  Ряба»)

- Из  какой  сказки  эти  птицы ?

1. Ласточка ( Г.Х.Андерсен  « Дюймовочка.»)

2. Сова. ( А.Милн «Вини – Пух  и  все – все – все.» )

3. Галчонок ( Э. Ушинский « Дядя Федор, пес, и кот.»)

4. Петушок ( А.С.Пушкин « Сказка  о  золотом  петушке» )

- Мы  сейчас  вспоминали  разных  птиц. Но  и  птицы  помнят  о  нас. Вот  послушайте, что  они  нам  написали.

Жалобы  на  сугробе.

Сорока: Тра -  та – та! Что  я  видела, что  я  слышала! Ребята  птицам  прекрасную  столовую  сделали – большую, бесплатную, с  самообслуживанием ! – устроили, а они  неблагодарные, на  соседнем  сугробе  на  них  жалобы  пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетки  лапками  на  снегу  наследили:

«Семечки  и  конопля  в  столовой  недавленые. Клюв  свихнешь,  пока  их  раскусишь! У  нас  от  такой  пищи  мозоли  на  языке».        

Большая синица носом  выстукала:  « Сало – салу  рознь! Могли  бы  вывешивать  и  несоленое сало, у  нас  от  соленого  животы  болят»

Пухляк  воробей  коготками  нацарапал:  «Безобразие! Прилетел  перекусить , а  столовую  снегом  засыпало! Хоть  бы  навес  сделали, что  ли!»

Овсянка  напрыгала : « Осталась  голодная, обед  ветром  сдуло! Кто  сделал  кормушку  без  бортиков? Ветер  у  него  в  голове!»

Снегирь  хвостом  начертил : « Где  семена  сорняков? Где  рябина, калина и бузина? Где  арбузные и  дынные  семечки?»

Сорока: Тра – та – та – та ! Ой,  что – то  будет, ой  кто - то  рассердится!

- А  вы, ребята задумались? Теперь  мы  знаем, как  правильно  строить птичью  столовую.

Отправляемся  дальше.

3 станция. Играем – отгадываем.

Отгадайте  ребусы.

1.  Лас .  ( Ласточка)

2.   40 А     ( Сорока)

3.                            4.    

      А (Сова)     О (Ворона)

Ведущий. Наука, которая  изучает птиц,  называется орнитологией. А  ученые , изучающие  жизнь  птиц  называются  орнитологами. Послушайте  выступления  ребят о  выдающимся  орнитологе, нашем  земляке, о Сергее  Александровиче  Бутурлине.

1. Выдающимся  русским  орнитологом и  деятелем  охраны  природы, главным  автором  пятитомного  « Полного  определения  птиц  СССР» был Сергей  Александрович Бутурлин.

2. С.А.Бутурлин  родился  10(22) сентября 1872г в г. Монре (Швейцария). Затем  семья проживала  в Твери. В 1883г Бутурлины  переезжают  в  Симбирск, после  изменения места  ссылки  оца – Александра  Сергеевича  Бутурлина. В селах  Белый  ключ  и  Лава  Карсунского  уезда. Симбирской  губернии( Сейчас Сурского  района, Ульяновской  области) было  расположено  имение  бабушки  М. С. Бутурлиной, где будущий  ученый  проводил  каникулы  и  где  впервые  стал  изучать  птиц.

3. Именно  живописные  места  в  долине  реки  Суры  стали  колыбелью  большинства  его  научных  замыслов. Бутурлин  учился в гимназии. Как  зоолог С.А. интересовался, главным  образом  птицами  и  заслуженно  пользовался  мировой  репутацией  в  качестве  орнитолога. С.А. стремился  дать  список  птиц  нашей  страны  с  описанием  их  жизни.

4.Земляки – волжане  бережно  хранят  память  о  С.А. В Ульяновске  есть  улица Бутурлиных. В городе  сохранился  дом, где  проживала семья Бутурлиных. Не  забыта  и  Лава – бывшее  имение Бутурлиных. Здесь работает музей. В Ульяновском  Присурье, где  когда – то  рос  Бутурлин, создан  республиканский  зоологический  заповедник, носящий  его  имя.

Бутурлин  любил  природу  и  делал  все, чтобы  сохранить  ее.

4 станция.  Станция  любителей  природы.

Ведущий.  Проверим,  знаете  ли  вы  правила  поведения  в  природе? Давайте  проверим, как  участники  команд  умеют  найти  правильное решение  в  сложной  ситуации.  

1. Ситуация 1 «Птенец  на  тропе».

2. Ситуация 2  «Гнездо».

3. Ситуация 3  «Привал  в  лесу».

4. Ситуация  4 «Лесные  зверята»

Подведение  итогов. Слово  жюри.

Ведущий.    Мы  всегда  должны  помнить слова  замечательного  русского  писателя  Михаила  Михайловича  Пришвина: « Охранять  природу – значит  охранять  Родину».

В  заключении  ребята  исполнят  песню «Песня  защитников  природы».

1.Если б  только-только-только,

Если б  только  на  планете,

Если б  только  все  земляне

Все  живое  берегли,

То  возможно-можно-можно,

То  наверно-верно-верно,

Книги Красной  точно-точно

Никогда  не  знали!

Припев:

А-а, здравствуйте, горы  вот  такой  высоты!

А-а, здравствуйте, реки  вот  такой  ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, и  зеленый  попугай!

А-а, и  зеленый  попугай!

2.И пускай  у  этой речки,

И  пускай  в  зеленой  роще,

И  пускай  в  лесу  тенистом

Слышен  гомон  птичьих  стай,

И запомни-помни-помни,

Что  беречь  природу  надо

Всем  на  белом  свете

Ты, как  можешь, помоги.

Припев. Тот-же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...

Классный час. День славянской культуры и письменности (День святых Кирилла и Мефодия)

Праздник, известный как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (IX в.). Второй (после Рождества) в современном российском календаре государств...

Классный час на темы: «День Знаний» «День правовых знаний»

В мероприятии участвовали:обучающиеся 4Б классародители обучающихся 4Б классагости...

Великий день, День Победы.

Сценарий, посвящённый празднованию дня Победы....

День знаний. "Мой первый школьный день".

Разработка  классного часа для учащихся 1 класса....

Материлы к празднованию: День семьи,конкурс "Святая Русь", День Защиты детей,День ветеранов,

Материлы к празднованию: День семьи,конкурс "Святая Русь", День Защиты детей,День ветеранов,...

Сценарий к трём праздникам " День учителя, день дошкольного работника, день пожилого человека"

Один сценарий для трёх праздников, проходящих в течении одной недели, мы отмечали их в один день....