Экологический сценарий "Золотой Карась"
методическая разработка (4 класс)

Деулина Людмила Юрьевна

Сценарий написан для детей 10-12 лет. Он представляет собой экологическую сказку на мотив сказки Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Но в этом сценарии показаны экологические проблемы, о которых не только должны знать наши дети, но и стараться беречь природу, ее жизненно важный ресурс-воду, а также понимать, что природа не всесильна и если люди не будут заботиться о ее сохранности, то это приведет нас к большим катастрофам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №167

Центрального района Санкт-Петербурга

Экологический сценарий «Золотой Карась»

Автор-составитель: Деулина Людмила Юрьевна

Цель: экологическое воспитание; подготовка к решению жизненных задач.

Задачи: развивать познавательную активность, интерес к проблеме экологии в нашей стране, творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности; совершенствовать творческие способности.

 

Санкт-Петербург

2020

Сценарий спектакля «Золотой Карась» (18.02.20 г.)

1-й ведущий:

Сегодня - Международный день Земли - день нашего общего уютного дома. День Земли — это день напоминания о страшных экологических катастрофах, угрожающих самому факту существования Земли.

2-й ведущий:

День Земли - 22 апреля - дает возможность каждому жителю во всех уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому. Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем.

1-й ведущий:

Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его.

Озер блестящие, зеркальные осколки

Притягивают взгляд небес голубизной.

Ручьи и реки, и проселки –

Вся матушка-Россия предо мной.

Березовые рощи и поляны,

Поля, леса, зеленые холмы…

Природы совершенства, без изъяна,

Таким очарованием полны.

                                      (Л.Ю.Деулина)

Давайте же сообща беречь и умножать эти дары природы!

2-й ведущий:

Наша планета на ¾ состоит из воды.  И вода - это основной источник жизни на Земле.

Человек на 60-65 % состоит из воды: кровь содержит 90%, мышцы - 75%, кости - 28%,

а вот стекловидное тело глаза на 99% состоит из воды. И сегодня мы с вами будем говорить о воде. Антуан де Сент-Экзюпери так сказал о воде: «Вода – это сама жизнь, самое большое богатство в мире». Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2%, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды.

1-ученик:

Мы как-то забываем все порою,

Что без воды нам просто не прожить.

Везде и всюду воду льем рекою,

Природы дар мы забываем оценить.

2-ученик:

Мы, что ни попадя, бросаем часто в воду,

Спускаем в реки нечистоты, химикаты.

Себя мы этим губим и природу,

Сливая в воду пестициды и нитраты.

1-ученик:

А ведь вода дает здоровье нам и силу,

Энергию и радость, и пищу, и тепло.

И нашей экологии вода – мерило.

Но, видно, не до всех это дошло.

2-ученик:

Давайте ж, люди, охранять природу,

Ее источник жизни, чудный дар!

И никогда не будем загрязнять мы воду,

Здоровым будет пусть земной наш шар!

                                             (Л.Ю.Деулина)

                                                                     

Девочки исполняют «Танец ручейка»

1-й ведущий:

И вот сейчас затуманились глаза Земли – озера, реки, моря, океаны. Наша планета –

планета океанов. ¾ планеты заняты морями и океанами. Ученые предупреждают, если ничего не изменится к лучшему, если не будут приняты срочные меры, Мировой океан покроется тонкой нефтяной пленкой и все живое погибнет.

2-й ведущий:

Сегодня мы покажем сказку, написанную Людмилой Юрьевной Деулиной, «Золотой Карась"  

Как-то сказку мне бабуля рассказала,

Нашу жизнь я в ней увидел вдруг.

Сказка на примере показала,

Кто нам враг, кто настоящий друг.

На сцене, на одной половине, старик забрасывает сетку за занавеску. Оттуда достает

сетку полную банок, бутылок, бумаги и т.п. Он складывает это все в ведро,

снова забрасывает сетку и снова достает мусор. На другой половине сцены

сидит старуха, рядом с ней две девочки-внучки

1-й ведущий (за кулисами):

У большой, полноводной реки.

Дед-рыбак со старухою жил.

И смеялись над ним рыбаки:

Сетью мусор он только ловил!

Сколько б раз не закинул он сети,

Вместо рыбы вытаскивал отходы.

Старик:

Ну, как же жить на белом свете,

Зачем вы, люди, губите природу?

Старик снова закидывает сетку и в ней большая золотая рыба.

2-й ведущий:

Вот, наконец-то, в третий раз

Попался в сеточку Карась.

Да не простой Карась, а золотой,      

С короною, с серебряной серьгой

Выходит парень с короной на голове и с серьгой в ухе, весь в блестящей чешуе

Старик:

Вот это чудо, право, ну и ну!

Откуда взялся ты, я не пойму?

Неужто из глубин речных явился,

Иль сон мой в явь вдруг превратился?

Карась:

Отпусти, дедуль, меня обратно,

Наклонись, скажу тебе приватно (шепчет на ухо)

Все желания твои я вмиг исполню,

Ты всегда об этом будешь помнить.

Император я, а не простой Карась,

У меня в реке большая власть!

Речному я ведь обещал народу,

Дать ему волю, счастье и свободу.

Скорей свое желание скажи,

И отпусти, и в сетке не держи.

Старик:

Особых нет желаний у меня,

Гуляй, ведь заждалась, поди, родня?

Карась исчезает за кулисами. Старик приходит к старухе.

Она что-то ест и морщится.

Старик (старухе):

Сегодня я на речке Карася поймал,

Да не простого, бабка, золотого!

Желание мое исполнить обещал,

Не смел при нем я вымолвить и слова.

Старуха:

Ты, простофиля, так его и отпустил?

С него и выкупа не взял ты никакого?

Какой дурак, ну просто нету сил!

Не ожидала от тебя такого!

Едим с тобой незнамо что,

Ведь это же не пища, а помои!

Не попросил ты у него почто

Съедобной пищи, мы ведь не герои,

Чтоб есть нитраты в помидорах,

Сальмонеллезом в яйцах наслаждаться.

Так и отбросим мы копыта скоро,

И некуда от этого деваться!

Старуха бросает тарелку с едой.

Старуха:

Иди. И свежих овощей проси у Карася,

Без них домой не возвращайся!

Ну, что сидишь, ведь эта просьба вся,

Давай, давай, вставай-ка, поднимайся!

И старик снова идет к Золотому Карасю.

1-й ведущий:

А в это время наш Карасик золотой

Душевный разговор ведет с Налимом.

Карась:

Налим, ты почему такой смурной,

Разве не рад ты вод разливам?...

Кругом, куда ни кинешь взгляд, вода

Блестит на солнце серебристой чешуею.

Налим:

Эх, милый мой, да в том-то и беда,

Что грязной не была еще река такою!

Ты посмотри-ка, что по ней плывет:

Бутылки, пробки, рваные пакеты…

Как только теплоход какой идет,

Бросают за борт все: и банки и монеты…

А пленка нефтяная на воде…

Всю рыбу и планктон нам погубила!

А ты бормочешь о какой-то ерунде…

А раньше на реке как хорошо-то было!  (мечтательно)

Карась:

И у меня, браток, проблемы и заботы,

Такие, что белый свет не мил!

На пенсию б скорей, устал я от работы.

И царствовать уж больше нету сил!

Сестрица-стерлядь такое отмочила,

Что и словами мне не передать.

                        Себя вдруг топ-моделью возомнила,

И всему свету решила показать!

А на днях меня сразила наповал,

(От знакомого об этом я узнал).

Представь, она средь бела дня

Завлекала юного линя.

Глазки строила ведь не кому-нибудь, врагу!

С ним враждуем мы уже давно.

Знает: ничего с ней сделать не могу!

С нею мучиться мне долго суждено.

Тут влетает вся расфуфыренная Стерлядь

Стерлядь (Карасю и Налиму):

Ну, пошла я, братцы, чао!

На обед сварила вам какао.

Жирненьких личинок я купила,

Червячков вам вкусных насушила.

Хорошо поешьте, не скучайте,

И долго обо мне не вспоминайте!

И Стерлядь упорхнула.

Карась (Налиму):

Вот такие, брат, у нас дела…(оглядываясь)

Снова стерлядь уплыла!

У чертовки никакой заботы!

А нас с тобою ждет работа.

Налим уходит. А Карась садится за стол, на котором бактерицидная лампа,

спиртовка, какие-то приборы, бутылки и т.п. К нему подходит Старик.

Карась:

Ты зачем опять пришел, Старик?

Чтоб твое желанье я исполнил?

Выполнять желанья я привык,

Ты мне лишь о нем напомни.

Старик:

Дураком меня старуха назвала,

Съедобные просила принести продукты.

И меня сюда из дома прогнала,

Чтоб принес я свежие овощи и фрукты.

Карась:                                           

Не волнуйся, старче, все о кей!

Ты увидишь, на что способен я.       (Карась берет бактерицидную 

Это пригодно даже для детей            лампу, облучает ею овощи и

С радостью всё съест твоя семья!      фрукты и подает старику) 

Старик берет овощи и фрукты, возвращается к старухе и отдает ей овощи. Она

пробует их и восхищенно чмокает. Рядом с ней сидят две внучки и разговаривают

Старуха:

Ну вот, совсем другое дело,

Ты, наконец, мне, старый, угодил.

Давно такой я вкусноты не ела…

Ох, я объелась, больше нету сил!

Старуха, отдуваясь, прислонилась к спинке стула, затем,

 взяв веер, стала им обмахиваться.

Старуха:

Душно в комнате вдруг стало,

Просто нечем мне дышать! (и она закричала)

Помогите, воздуха здесь мало!

Уложите поскорей в кровать!

Старик и внучки укладывают Старуху на лавку. Она охает, стонет,

внучки обмахивают ее веером. Старуха, приподнявшись, говорит Старику:

Старуха:

Весь воздух оксидами наполнен

И не дают дышать мне СО2 и SО3 (ЦО-2 и СО-3)

Когда дышала полной грудью, я не помню,

Где кислородная подушка, посмотри.

Старик приносит кислородную подушку. Старуха дышит,

а потом, улыбаясь, говорит:

Старуха:

Нет, жить так больше невозможно,

Мы раньше времени с тобой умрем!

Я отдышалась, мы тихо, осторожно

С тобою вместе к Карасю пойдем.

Старик и Старуха приходят к Карасю. Карась сидит с маской в руках.

Карась:

Ну, что на этот раз вас привело?

Какие вам желания исполнить?

Старик и Старуха (хором):

Дай кислород, чтоб жизнь спасло,

А мы тебя уж вечно будем помнить.

Карась:

К сожаленью, милые друзья,

Помочь не в силах в этом я.

Стал человек сильнее во сто крат…

Я за него, поверьте, очень рад.

Но, неразумно эксплуатируя природу,

Человек испортил недра, воду.

Воздух грязным стал и нечем вам дышать,

Вот маска, а остальное вам решать.

Карась дает Старику маску и уходит. Старик надевает маску,

затем снимает её и швыряет на пол. Все участники поют песню о воде.

Ода воде (Как провожают пароходы-Э.Хиль)

Жизнь на Земле бы не настала,
Когда б там не было воды,

На свете нас бы не бывало,

И не цвели бы здесь сады!

Вода пусть льётся и струится

И синей плещется волной,

Мы без неё как будто птицы

Без крыльев гибнем под Луной.

              Припев:

Вода, вода, шумит вода.

Вода, вода, кругом вода.

В природе жизнь бы замирала,

Когда бы не было воды.

Пустой планета б наша стала,

Исчезли б все на ней следы.

Бежит вода в ручьях, каналах,

Бежит и в реках, в рукавах.

Во всей красе плотина встала,

Стоит вода как на часах.

              Припев:

Вода, вода, шумит вода.

Вода, вода, кругом вода.

Жизнь на Земле тогда настала,

Лишь появилась там вода.

И слишком много её стало,

Но это, право, не беда!

И что здоровье наше с вами

Зависит тоже от воды,

Должны об этом помнить сами,

Чтоб с нами не было беды.

              Припев:

Вода, вода, шумит вода.

Вода, вода, кругом вода.

Беречь с тобой мы станем воду,

Источник жизни, чудный дар!

Потомкам сохраним природу,

И общий дом, земной наш шар!

Вода качается и плещет,
Волною бьется в берега.

И золотом под солнцем блещет…

Она ведь так нам дорога!

              Припев (2 раза):

Вода, вода, шумит вода.

Вода, вода, кругом вода.

2-й ведущий:

А сейчас экологическая викторина «Вода – наше богатство!»

Участники делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.               

1-й ведущий и 2-й ведущий по очереди задают вопросы,

а ребята отвечают на вопросы, которые были объявлены заранее.

Жюри отмечают баллами правильные ответы

1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

2. Какой обитатель океана дышит одной ноздрей? (Кашалот)

3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

4. Кто клыками дно пашет? (Морж)

5. Что такое «морская капуста»? (Водоросли)

6. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

7. Какая пролетающая стая обещает снег? (Стая гусей)

8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

9. У какой рыбы два глаза на одном боку? Почему? (Камбала. Это глубинная, донная рыба. В течение эволюции огромная толща воды как бы «сплющила» эту рыбу)

10. Какая река является самой длинной? (Нил)

11. Где зимуют раки? (В илистых берегах рек)

12. Является ли пингвин птицей? (Да, он откладывает яйца, у него есть крылья)

13. У какой птицы крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

14. Какое морское животное прикреплено к одному месту? (Коралл прикреплен к кораблям, ко дну морей, океанов)

15. Какое животное ползает задом наперед? (Рак)

16.Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой)

17. Есть ли птичье молоко? У каких птиц? (У пингвинов)

18. Мечут ли икру кит и дельфин? (Нет, это млекопитающие, они рожают жизнеспособных детенышей)

19. Почему рыба быстро плавает? (У нее обтекаемая форма, позади нее не образуется

      завихрения, которые тормозят движение в воде)

20. Сколько лапок у водомерки? (4)

1-й ведущий:

Теперь конкурсы. Первый конкурс «Загадочный». 

1-й ведущий раздает карточки (без ответов). Дети по очереди подходят

к членам жюри и отвечают на вопросы карточек

1) На свете нет ее сильнее.

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать. (Вода)

2) Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба)

3) Чем я только ни богата:

Из меня готовят йод,

И консервы, и салаты.

Я росту в пучинах вод. (Морская капуста)

4) Охраняю я природу,

Санитар озер, болот!

Застоявшуюся воду

Очищаю каждый год. (Ряска)

5) В воде купался,

А сухой остался. (Гусь)

6) На поверхность с мамой всплыв,

Он позавтракал слегка.

За минуту сразу выпил

Десять литров молока. (Китенок)

7) Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

8) Без крыльев - летит,

Без ног - бежит,

Без паруса - плывет. (Облака)

9) В белом бархате деревья,

И заборы и дома,

А как ветер нападет –

Этот бархат опадет. (Иней)

10) Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

11) Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег)

12) Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

                                                 

2-й ведущий:

Второй конкурс «Где мы используем воду?».

 В самом начале викторины мы выяснили что пресной воды очень мало, всего 3 % от общего количества воды, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т. д. Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека! Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

1-й ведущий:

Предлагаю написать, где человек использует воду. Работаем в командах.

Участники конкурсов пишут на листочках ответы и отдают жюри.

Ответы зачитываются. Ребятам показывают таблицу «Расход воды».

hello_html_30655948.jpg

Вот как много воды мы тратим, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?  

Ответы детей. Жюри ставит баллы

1-й ведущий:

Прежде всего, в квартирах и домах не забывать закрывать кран; на отдыхе - не засорять, не загрязнять водоемы, в промышленности человек должен делать очистные сооружения.

2-й ведущий:

Третий «Конкурс капитанов»

1. Назвать сказки о воде, водных обитателях и т. д. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Садко»; «По щучьему велению», «Русалочка», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2. С завязанными глазами нарисовать морское животное. Члены команды должны отгадать его.

3. Кто больше? Вспомните название рыб (Карась, окунь, карп, щука, осетр, сайра, лосось, белуга, тунец, сельдь и другие)                   

Капитаны команд отвечают на вопросы и рисуют животных.

Члены команд отгадывают названия нарисованных животных.

1-й ведущий:

Четвертый «Конкурс песен». Надо вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

                  Ответы:

  1. «Жил отважный капитан ...»;
  2. «Как пpовожают паpоходы»
  3. «Удивительный вопрос: почему я водовоз?»;
  4. «Ты - морячка, я - моряк ...»;
  5. «Море, море, мир бездонный ...»;

6.    Ода воде

Ребята поют отрывки из песен, которые вспомнили

2-й ведущий:

Пятый конкурс «С улыбкой по стране»

                            Вопросы:

1) Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)

2) В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)

3) Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)

4) Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)

5) В Калининградской области нет вулканов, но там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава) 

               

1-й ведущий:

Шестой конкурс «Конструктор»

За одну минуту необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове «Водомерка». Буквы можно повторять. (Дерево, вдова, мерка, ведро, река, вода, водка, рама, дом, кора, мак, мода, рак, арка, кар, кара, ром, род, овод, камера, мама).

Ребята называют слова

2-й ведущий:

Седьмой конкурс «Знай-ка» (основной блок вопросов)

1-й ведущий и 2-й ведущий по очереди задают вопросы, а ребята отвечают.

Жюри ставит баллы за правильные ответы.

1. Назовите три состояния воды. (Пар, лед, жидкость)

2. Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, так как шар

    имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объеме)

3. Сколько лучей у снежинок? (6)

4. Для чего нужен растениям снег? (Снег сохраняет растение от мороза)

5. Почему лед плавает? (Лед легче воды)

6. Существует ли живая вода? Если да, то как она образуется? (Живая вода – это

     минеральные воды. Несоленая вода в глубине земли насыщается растворимыми солями

     и становится минеральной. Всем известны целебные свойства минеральной воды.

     Поэтому она - живая)

7. Текут ли реки под землей? (Да, текут)

8. Что образуют подземные реки? (Пещеры)

9. Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка и пара? (Гейзер)

10. Как называется простейшее растение, которое встречается только в воде и служит

      пищей рыбам и водоплавающим? (Водоросли)

11. Сколько на нашей планете океанов? Назовите их (5-Атлантический, Индийский,

     Тихий, Северный Ледовитый (Арктический), Южный (Антарктический)-до недавнего

      времени было только четыре. В 2000 году воды, омывающие Антарктиду назвали

      Южным океаном)

 12. Какой океан является самым большим, а какой - самым маленьким? (Тихий океан и

       Северный Ледовитый океан)

13. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это? (Названия морей)

14. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

15. Как называется начало и конец реки? (Исток, устье)

16. У какого водоема бывают рукава? (Река)

17. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

18. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)   

                     

1-й ведущий:

А теперь, пока жюри подводит итоги, отгадываем «Кроссворд»

Ведущий прикрепляет на доску кроссворд. Ребята вписывают в клеточки слова

1. По горизонтали: Водоем. (Озеро)

1. По вертикали: Очень большой водоем. (Океан)

2. Речной обитатель с клешнями. (Рак)

3. Хищница. (Акула)

4. Суп из рыбы. (Уха) 

5. Знаменитая минеральная вода. (Нарзан)

6. Древнейшее, самое глубокое озеро в мире с самой чистой водой. (Байкал)

2-й ведущий:

Ну, вот и подошел наш праздник к концу. Вы, ребята, все молодцы! Очень активно участвовали в конкурсах. Но и среди вас, молодцов, есть ребята, которые получили наибольшее количество баллов. Сейчас жюри назовет лучших экологов. А мы поприветствуем их дружными аплодисментами.

Под музыку весеннего ручья жюри называет имена ребят, получивших большее число баллов, а ведущие раздают им призы

hello_html_m516a7f09.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна рука карает, другая милует.

Беседа для родителей о воспитании детей....

Презентация учителя начальных классов Кара-Сал Ч.К.

Презентация учителя начальных классов для аттестации...

Урок чтения. И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов....

рабочая программа по "Литературлуг номчулга" Л. С. Кара-оол.

развернутая рабочая программа к учебнику "Литературлуг номчулга" автор Л. С. Кара-оол. 2013г...

Урок чтения. И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов....

Урок башкирского языка. М.Карим "Ватан"

Урок посвящен изучению творчества М.Карима...