Формирование коммуникативных качеств ребенка через игровой детский фольклор
статья (3 класс)

Фольклор – это ценный источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. В фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Устное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, былины, легенды, предания, частушки, детский фольклор. И через приобщение к устному творчеству, ребенок впитывает в себя преемственную связь поколений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущим компонентом народной культуры является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество.

Фольклор – это ценный источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. В фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Устное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, былины, легенды, предания, частушки, детский фольклор. И через приобщение к устному творчеству, ребенок впитывает в себя преемственную связь поколений.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их легкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Фольклор побуждает детей к творческой деятельности, в процессе которой, у ребят развивается воображение, обогащается речь, проявляется интерес к познанию. Ребенок проявляет себя, раскрывает в себе новые положительные качества, изменив затем свое поведение в обществе.

Приобретать коммуникативные навыки ребенку наиболее просто через игру. Она сопровождает его с младенчества, именно через нее ребенок изучает себя и окружающий его мир, у него формируется мировоззрение, система оценок. На развитии коммуникативных качеств младших школьников благоприятно сказывается их участие в игровых программах, в праздниках и хороводах, театральных и хореографических постановках. 

В игровом детском фольклоре можно выделить следующие фольклорные жанры: считалки, скороговорки, песни, частушки, сказки.

  • Считалка – небольшой по объему текст, обычно стихотворной формы. Считалка способствует выработке таких необходимых ребенку качеств, как честность, благородство, непреклонность, чувство товарищества.
  • Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки учат правильно и быстро произносить слова.
  • Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, трудовыми песнями и импровизациями. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
  • Частушка – самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает желание и умение выразить чувства, переживания.
  • Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Как итог, в воспитательной работе младших школьников, детский фольклор способствует доброжелательной атмосфере в группе. У детей появляется желание самостоятельно организовывать народные игры, употреблять в речи пословицы, инсценировать сценки из народной жизни, сочинять загадки. Обогащается словарный запас за счёт новых, незнакомых слов, эпитетов, сравнений. Появляется интерес к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...

Формирование универсальных учебных действий через игровой проект «Портфель министра»

Возникла идея  игрового проекта «Портфель министра»? На всех этапах игрового  проекта  «Портфель министра» формируются разные универсальные  учебные действия. Активная деятел...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»

Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом. Представлена диагностика когнитивных, лингвистических, коммуникативных способностей дете...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»

Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"

      Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...