Формирование коммуникативных качеств ребенка через игровой детский фольклор
статья (3 класс)
Фольклор – это ценный источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. В фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Устное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, былины, легенды, предания, частушки, детский фольклор. И через приобщение к устному творчеству, ребенок впитывает в себя преемственную связь поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущим компонентом народной культуры является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество.
Фольклор – это ценный источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. В фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Устное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, былины, легенды, предания, частушки, детский фольклор. И через приобщение к устному творчеству, ребенок впитывает в себя преемственную связь поколений.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их легкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Фольклор побуждает детей к творческой деятельности, в процессе которой, у ребят развивается воображение, обогащается речь, проявляется интерес к познанию. Ребенок проявляет себя, раскрывает в себе новые положительные качества, изменив затем свое поведение в обществе.
Приобретать коммуникативные навыки ребенку наиболее просто через игру. Она сопровождает его с младенчества, именно через нее ребенок изучает себя и окружающий его мир, у него формируется мировоззрение, система оценок. На развитии коммуникативных качеств младших школьников благоприятно сказывается их участие в игровых программах, в праздниках и хороводах, театральных и хореографических постановках.
В игровом детском фольклоре можно выделить следующие фольклорные жанры: считалки, скороговорки, песни, частушки, сказки.
- Считалка – небольшой по объему текст, обычно стихотворной формы. Считалка способствует выработке таких необходимых ребенку качеств, как честность, благородство, непреклонность, чувство товарищества.
- Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки учат правильно и быстро произносить слова.
- Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, трудовыми песнями и импровизациями. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
- Частушка – самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает желание и умение выразить чувства, переживания.
- Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
Как итог, в воспитательной работе младших школьников, детский фольклор способствует доброжелательной атмосфере в группе. У детей появляется желание самостоятельно организовывать народные игры, употреблять в речи пословицы, инсценировать сценки из народной жизни, сочинять загадки. Обогащается словарный запас за счёт новых, незнакомых слов, эпитетов, сравнений. Появляется интерес к познанию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-180217-1358328946.jpg)
Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-136740-1386092446.jpg)
Формирование универсальных учебных действий через игровой проект «Портфель министра»
Возникла идея игрового проекта «Портфель министра»? На всех этапах игрового проекта «Портфель министра» формируются разные универсальные учебные действия. Активная деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-311532-1382702440.jpg)
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1079604-1541676473.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ
В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей, страдающих аутизмом. Представлена диагностика когнитивных, лингвистических, коммуникативных способностей дете...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47674.jpg)
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"
Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том, что воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-127355-1590988508.jpg)
формирование коммуникативной культуры школьников через деятельность школьных СМИ
выступление на конференции...