Программа внеурочной деятельности "Народный календарь" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Чемоданова Наталия Вячеславовна

Программа внеурочной деятельности "Народный календарь" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_narodnyy_kalendar.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Пояснительная записка

       Рабочая программа  кружка «Народный календарь» по духовно-нравственному направлению   разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС), 2010 г
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) ;
  • Примерная программа воспитания и  социализации обучающихся. Начальное общее образование;
  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования  РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
  • Положение о рабочей программе во внеурочной деятельности

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

        Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

        Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

         Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального общего образования.

                                                 

  Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.

Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского и   музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.

развивающие:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы)

воспитательные: 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу;

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Патриотизм – такое нравственное качество, которое выражается в любви и преданности своей Родине, осознание ее величия и славы, переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство.

        Именно фольклору отводится заметное место в выполнении задачи нравственного, эстетического и патриотического воспитания.

Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т.к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии.

        Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное  мышление, фантазию,  позволяет активизировать   самые  разнообразные творческие проявления.

        Программа  реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

        Система работы по изучению фольклорного наследия выстроена сообразуясь с логикой и последовательностью календарно-земледельческого цикла, к которому были приурочены обрядовые действия и сопровождающие их песни.

Поскольку начало занятий приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-тематическими песнями  начинается с осенних обрядов и традиций Древней Руси: это обычай заклинания жнив, праздник первого снопа, обрядовые действия, способствующие  восстановлению плодородности земли и затраченных сил самих тружеников.

        Зимний обряд русской традиции каледования привлекает обязательностью праздника. Знакомство с обрядовым действием святочных гаданий построено так, что дети сами как бы мысленно  переносятся на несколько веков назад и являются его участниками.

        Изучение весенних обрядов совпадает по времени с празднованием широкой Масленицы. Масленица – это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.

        

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

  1. Индивидуальные.
  2. Работа в парах.
  3. Групповые.

Методы работы:

  1. Словесные: объяснение, беседа
  2.  Наглядные: наблюдение,  работа по образцу,
  3. Практические: практикум, семинар, обобщение и  систематизация материала . Формы проведения занятий
  • Беседа
  • Практические занятия, на которых дети разучивают песни
  • Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
  • Концерт- участие в концертной программе классных, общешкольных мероприятий.
  • Дидактические игры
  • Музыкальные  игры
  • Экскурсии
  • Мастер-классы
  • Встречи

  1. Описание места курса внеурочной деятельности в образовательной программе НОО

Программа   по духовно-нравственному направлению разработана для детей  1, 4 класса. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 ч в, проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

В центре внимания являются ценности окружающего мира, внутреннего, духовного  мира человека, традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности.

В центре курса - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Курс  внеурочной деятельности «Народный календарь» глубоко изучает традиции, благодаря которым ценности внутреннего, духовного мира человека сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Традиция – важнейший механизм сохранения и передачи ценностей. Надо обратить внимание на то, что традиция не должна быть перепутана с понятиями обычай, обряд, ритуал, которые переменчивы, в разных местностях Росси они разные, а традиция  есть нечто устойчивое, есть стержень культуры.

В основе занятий  лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса  внеурочной деятельности

Личностные

  • формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории,   гордость за них;
  • осознание «Я» как гражданина России;
  • формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
  • развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Метапредметные результаты освоения курса :

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

       развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • структурирование знаний;
  • развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
  • рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

       формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

  • умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
  • умение строить доказательство;
  • структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
  • формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
  • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
  • развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
  • формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
  • приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

Предметные результаты:

- формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование устойчивого интереса к истории родного края;

- формирование основ музыкальной культуры,в том числе на материале музыкальной культуры родного края;

  1. Содержание курса внеурочной деятельности
  1. Введение (1 ч)

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

  1. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

  1. «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор:  осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»

  1. «Хрустальный звон зимы» (9 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик идерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль - вьюговей» (6ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна  - всему году ключ» (6 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (4 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Итоговое  (1 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.

  1. Тематическое планирование   с определением основных видов деятельности обучающихся

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

УУД

1.

Введение

1

1

2.

«Приметы и календарь»

2

1

1

Личностные УУД

формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории,   гордость за них;

осознание «Я» как гражданина России;

развитие нравственно-этических качеств

структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода.

Регулятивные УУД

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

 составление плана и последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы;

умение адекватно воспринимать оценки;

формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

Познавательные УУД

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

структурирование знаний;

развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия .

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

формирование умения планирования  сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу;

развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

3.

«Осень, осень, в гости просим»

5

2

3

4.

«Хрустальный звон зимы»

9

2

7

5.

«Февраль – вьюговей»

6

2

4

6.

«Весна – всему году ключ»

6

2

4

7.

Май – лошадку запрягай»

4

1

3

8.

Итоговое занятие

1

1

 

Итого

34

Календарно-тематическое   планирование материала

Тема

Количество часов

Содержание занятия

1

Введение

1

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

Приметы и календарь (2 ч)

2

Форма: беседа, практическая работа

Приметы и календарь

1

Теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях

3

Форма: беседа, практическая работа

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки

1

Подбор и анализ примет, пословиц, загадок о природе. Иллюстрация примет, пословиц, загадок .

«Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

4

Форма: практическая, игровая

Праздники и приметы сентября

1

Встреча осени. Осенины. Семенов день. «Сбор и хранение первого снопа».

Осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки

5

Форма: беседа, практическая работа. День Сергия Радонежского

1

Беседа о Сергии Радонежском. Приметы и загадки про капусту.Иллюстрация примет, загадок про капусту. Игра «Куча мала»

6

Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. Праздник Покрова. Народные приметы.

1

 Роль праздника Покрова  в быту крестьян. Приметы, связанные с праздников Покрова. Покровские ярмарки. Встреча Покрова у вепсов.

7-8

Форма: беседа, практическая работа

Октябрь-свадебник.

2

 Празднование свадеб на Руси. Свадебные обряды. Свадебные обряды у вепсов.

«Хрустальный звон зимы» (9 ч)

9

Форма: беседа, практическая работа

Зимний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах.

 

1

Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрация загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о зиме. Чтение и анализ сказки «Старик и море»

10

. Форма: беседа, практическая работа

Синичкины именины

1

Приметы, загадки о птицах. Изготовление кормушек.

11

Форма: игра

Зимние игры и забавы

1

Разучивание песен «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила». Игры со снегом.

12

Форма: беседа, фольклорная игра

Январь – зимы государь. Праздник Рождества. Рождественская звезда. Рождественские колядки.

1

 Беседа об истории появления праздника. Рождества. Рождественские колядования. Разучивание колядок. Музыкально-фольклорная игра «Уж как шла коляда». Празднование Рождества у вепсов.

13

Мастер-класс  «Изготовление рождественской звезды»

1

Рождественская звезда. Изготовление рождественской звезды.

14-16

Приходила Коляда накануне Рождества. Рождественские колядовапния

3

Реконструкция рождественских колядований.

17

Форма: беседа, театрализация.

«Святочные вечера»

1

Беседа о святках. Святочные гадания. Реконструкция святочных гаданий.

«Февраль - вьюговей» (5ч)

18

Форма: беседа, игра

Власьевская неделя

1

Беседа о Власьевской неделе. История, обычаи, приметы.

Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы

19

Форма: занятие-игра

Фольклорные игры.

1

Разучивание музыкально-фольклорных игр: «Утка и селезень», «А мы масленицу встречали», «Лапти»

20

Форма: занятие-игра

Фольклорные игры.

1

Разучивание музыкально-фольклорных игр: «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек»

21

Форма: беседа

Широкая масленица

1

История праздника. Приметы., обычаи празднования. Иллюстрации к празднику. Разучивание песен: «Ой, зимушка-зима», «Блины»

22-23

Форма: практическое занятие

2

Выпечка блинов  по старинным рецептам.

«Весна  - всему году ключ» (6 ч)

24

Форма: беседа, практическое занятие, игра

Весенний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Веснянки.

1

Весенние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о весне. Разучивание веснянок.

25

Форма: беседа, практическое занятие, игра

«Сороки» (ожидание весны)

1

Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны.

26

Форма: беседа, игра, прослушивание музыкальных произведений.

Благовещенье – третья встреча весны.

1

История праздника, обычаи, приметы. Слушание: колокольный звон-Благовест.

Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет»

27

Форма: беседа, игра

«Вербное воскресенье»

1

История праздника. Обычаи и приметы Вербного воскресенья.  Игра «Вербохлест»

28-29

Форма: беседа, мастер-класс, прослушивание музыкальных произведений

Пасха. Мастер-класс «Пасхальное яичко»

2

История, приметы и обычаи Пасхи. Слушание колокольных звонов В. Вилатова «Воскресение Христово». Оформление пасхальных яичек. . Игры «Катание яиц» . Празднование Пасхи у вепсов.

«Май – лошадку запрягай» (4 ч)

30

Форма: беседа, практическое занятие

Народный календарь: приметы, загадки о мае

1

Народный календарь: приметы, загадки о мае. Разучивание хороводных песен.

31

Форма: беседа, практическое занятие

Май- «Зеленая неделя»

1

 Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен. Роль березы в вепсском фольклоре.

32

Форма: встреча со старожилами. Егорьев день

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

33

Форма: беседа

«Весенний Никола гонит всех на поле».

1

История праздника. Обычаи, приметы праздника

34

Итоговое занятие

1

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Литература:

  1. Агапова И.А. праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
  3. Андрюхина Л.М. Культура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.
  4. Воспитание на социокультурном опыте. М, 1997.
  5. Выготский (Антология гуманной педагогики). М, 2002
  6. Истоковедение. Том 1, 2. Отв. ред. И.А.Кузымин, Л.П.Сильверстова. М, 2001.
  7. Каллистратова Э.А. Азбука родоведа. Екатеринбург, 2006
  8. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М, 1997.
  9. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006.
  10. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997.
  11. Мосин А.Г. Уральские фамилии. Екатеринбург, 2000
  12. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность.
  13. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2001.
  14. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
  15. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001.
  16. Человек пришел на Урал. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 1998.
  17. Человек построил дом. Стал человек в доме жить. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 2005.
  18. Шадриков В Д. Происхождение человечности. М, 2001.
  19. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М, 1997.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
  2. http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25
  3. http://catalog.iot.ru
  4. http://www.school.edu.ru
  5. http://www.edu.ru
  6. http://ims.ocpi.ru
  7. http://method.samara.rcde.ru
  8. http://nsc.1september.ru.
  9. http://www.openworld.ru
  10. http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
  11. http://maro.newmail.ru
  12. http://www.ug.ru
  13. http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...