Спортивные часы в группе продленного дня
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Юлия Григорьевна

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Помимо самоподготовки, внеурочной деятельности, занятий по интересам, экскурсий и прогулок важно организовать активный отдых детей, который способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Одной из обязательных составляющих занятий группы продленного дня является введение в них специальных оздоровительных мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnye_chasy_v_gruppe_prodlennogo_dnya.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивные часы в группе продленного дня.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества.

 Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Помимо самоподготовки, внеурочной деятельности, занятий по интересам, экскурсий и прогулок важно организовать активный отдых детей, который способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Одной из обязательных составляющих занятий группы продленного дня является введение в них специальных оздоровительных мероприятий.

Основные варианты физкультурных занятий:

  1. Занятие обычного типа.
  2. Игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр и игр-эстафет.
  3. Занятия-тренировки, на которых дети обучаются спортивным играм, элементам легкой атлетики.
  4. Прогулки-походы, или длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Детей знакомят со сторонами света, протяженностью маршрута,  который делится на несколько этапов. Первый – самый короткий, для малышей он 500-600м и постепенно увеличивается. В ходе прогулки-похода значительно расширяется и знание ребенка об окружающем мире. У детей  должны быть рюкзачки или спортивные сумки, питье, средства для оказания медицинской помощи, какие-то любимые игрушки и вещи. Дойдя до определенной точки , дети отдыхают, расслабляются, а затем возвращаются в школу.
  5. Сюжетно-игровые занятия, или прогулки занятия. Такие занятия (экологическая тропа, игровые станции и т.д.) сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.п. По ходу маршрута дети выполняют различные задания, в том числе марш-броски, преодолевают препятствия, участвуют в играх, предложенных различными сказочными персонажами, проводят конкурсы.
  6. Танцевальные занятия(разные виды ходьбы и бега под музыку, выполнение танцевальных движений, ритмическая разминка, современные и народные танцы.)
  7. Самостоятельные занятия. Варианты этих занятий могут быть самыми различными – разминка, бег, организованные игры.
  8. Занятия серии «Забочусь о своем здоровье».  На них дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной доврачебной помощи.

Варианты физкультурных занятий планируются  на месяц вперед, чтобы обеспечить их разнообразие и правильное распределить нагрузки в течение неделю. Воспитатель должен разнообразить занятия по тематике, и по форме проведения.

Пример планирования на месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Понедельник

Прогулка-поход

Сюжетно-игровое занятие

Сюжетно-игровое занятие с элементами спортивного ориентирования

Занятие серии «Забочусь о своем здоровье»

Вторник

Спортивный час – занятие секции общефизической подготовки (спортивный зал – обучение передаче мяча, ведению мяча, метанию в цель, лазанию и перелезанию и пр.)

Среда

Занятие - тренировка (обучение скоростному бегу)

Занятие на спортивных тренажерах

Занятие – тренировка (обучению скоростному бегу)

Подвижные игры-эстафеты

Четверг

Занятие секции общефизической подготовки мячом на свежем воздухе

Пятница

Занятие, построенное на музыкальном материале

Самостоятельное физкультурное занятие

Игровое занятие. Народные игры

Занятие серии  «Забочусь о своем здоровье»

Занятия серии «Забочусь о своем здоровье»

Дыхательная гимнастика

        Для ослабленного ребенка очень полезны занятия дыхательной гимнастикой и выполнение оздоровительных мероприятий, правильное сочетание движения с дыханием. Чаще всего люди не задумываются  над тем, как они дышат и какое значение для их здоровья имеет правильное дыхание. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий  мозга, активизировать деятельность детей. Интенсивный воздушный поток, проходящий через носоглотку, дает закаливающий эффект. Движение диафрагмы (при глубоком дыхании) является дополнительным массажем органов брюшной полости. Ритмично глубокое дыхание уравновешивает психические процессы.

«Чудо-нос».  Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют задания.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание.
Задержу дыхание.
1, 2, 3, 4.
Снова дышим
Глубже, шире.

«Ветер». На ладошку дети кладут листочек и изображают ветер, дуют сильно и долго, в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота.

«Скороговорки». Глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Упражнения для глаз

Большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения.  Нагрузка на глаза у ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики при нарушениях зрения. Для профилактики близорукости и замедления ее развития используется гимнастика, разработанная группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

«Бег глазами.  На кончик указки прикрепляем бабочку (стрекозу или кузнечика) и отправляемся в путешествие (пробег глазами по заданной траектории).

Прилетела бабочка,
Села на указку.
Постарайся вслед за ней
Пробежаться глазками.

«Горизонт». Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо.  Глаза сопровождают движение.

«Лодочка». Чертим лодочку (дуга книзу), глаза повторяют движение.

«Радуга». Чертим радугу (дуга кверху), глаза сопровождают движение.

«Солнышко». Чертим солнышко (круг вправо – влево), глаза повторяют движение.

«Пловец плывет к берегу». Правую руку ставим вперед, смотрим на кончик пальца. Медленно приближаем кончик пальца правой руки к носу, а левую ставим вперед. Повторяем упражнение с левой  рукой.

«Яркое солнышко». Зажмуриться (солнце ослепило), закрыть глаза ладонями, затем поморгать.

Можно научить детей простейшим приемам расслабления глаз:

  • На несколько подставить солнцу закрытые глаза; пока переживаемое состояние приятно;
  • Накрыть закрытые глаза ладонями обеих рук, «рассматривать» глазами черное поле, черную ткань;
  • Частое моргание дает отдых нервам сетчатки, способствует расслаблению напряженных мышц.

Пальчиковая гимнастика

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.  Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Массаж пальцев.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Указательным пальцем другой руки по очереди прижимаем каждый ноготь, сдвигаем палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге,
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги,
До весны сопят в берлоге.

Упражнения с различными предметами

С карандашом: перекатывание карандаша между ладошками.

С мячом-ежиком (движения соответствуют тексту):

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний  трюк:
Мяч летает между рук.

С пластмассовыми крышками. Надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но обутые ботинки.
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко.

Принято считать, что игра — непременный спутник детства. Она дает возможность ребенку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создает жизненный положительный эмоциональный фон. Но и в школьном возрасте, подростковом периоде жизни игра – незаменима для совершенствования не только психических процессов, но и совершенствования качеств личности.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям. Но особое место занимают подвижные игры.

Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии.

Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.

Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.

Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.

Многие из подвижных игр существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Особенно интересно узнавать моим воспитанникам игры народов разных стран. У разных народов мира свои особенности игр. Таким образом, учащиеся знакомятся с культурой, традициями народов, населяющих нашу планету, разговаривающих на разных языках, но общее у всех – любовь к играм

Подвижные игры – эстафеты

«Самые быстрые»

Играют две команды, игроки каждой расчитываются по порядку и запоминают свои номера.  Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круге лежит мяч (булава). Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи(оба бегут  в одну сторону, о чем договариваются заранее), а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы взять его. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышный бал. Игра проводится 305 мин. Выигрывает команда, игроки которой набрали больше баллов

«Запятнай последнего»

Играют две команды. По 5-7 человек из каждой команды становятся друг за другом и берутся за пояс  впередистоящего игрока. Одна колонна стоит напротив другой. По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не расцепили руки. Для этого они должны быть очень подвижными и внимательно следить за передвижением команды-противника, которая пытается нанести ответный ход. За каждое правильное касание команде начисляется 1 балл. Игра продолжается 3-4 мин, после чего определяется победитель – команда, набравшая больше баллов.

«Сбей городок»

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются команды. Участники игры рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок.  Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города».  Наступив на нее ногой, они быстро разворачиваются, и на обратном пути каждый из них старается первым ударить ногой по мячу (сбить «городок»).  Кто сумеет это сделать, приносит своей команде 1 балл. Когда все игроки вызваны по одному разу, подводится итог. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

«Сквозь обруч»

Вызываются по 1 игроку от команды. Каждый держит в одной руке ракетку, на которой лежит мяч для настольного тенниса, а в другой – гимнастический обруч. Задача – надеть на себя обруч сверху вниз, а затем снять, не уронив мяч. Выполненное правильное задание оценивается в 2 балла.

«С мешочком на голове»

Небольшой мешочек набивают песком (горохом) и завязывают или зашивают. Масса мешочка (размером с детскую ладошку) 150-200г. Задача играющего от каждой команды – пройти с мешочком на голове 5 шагов, присесть, выпрямиться, повернуться кругом и вернуться обратно к команде. Выполненное задание оценивается в 2 балла.

«Канатоходцы»

На земле проводят 2 черты или кладут 2 белых шнура(ленты). Игроки берут в руки детские зонтики и стараются пройти по веревке от начала до конца, держа зонтик над головой ( теннисной ракеткой и мячом, который нужно отбивать).

«Меткий глаз»

Табуретку кладут ножками кверху так, чтобы игроки могла набрасывать на них резиновые или пластмассовые кольца с расстояния 5-6 шагов. В другом варианте на таком же расстоянии от метающего ставят корзину или ведро. В руках у игрока теннисные мячи(4-5 шт.). Надо так бросить мяч, чтобы после удара о землю он оказался в корзине.

«Полет на ядре»

Построить для игры две команды. В одну сторону игроки передвигаются прыжками с мячом, зажатым между коленей. Обратно - взять мяч в руки и вернуться бегом. Победит команда, которая первой справится с заданием.

«Передай мяч»

Выстраиваются две команды. Каждый направляющий передает мяч над головой стоящему сзади. Замыкающий, получив мяч, бежит с ним к воспитателю. Выигрывает та команда, которая первой вручила мяч воспитателю. Игра повторяется 3-5 раз.

«Передай мяч сбоку»

Участники становятся в шеренгу плечом к плечу. Мяч у капитанов команды. По команде его начинают передавать друг другу. Как только мяч попадает к участнику, стоящему последним, все участники поворачиваются кругом, и мяч возвращается к капитану команды с другой стороны. Побеждает та команда, у капитана которой раньше окажется мяч.

Воспитывая стремление к здоровому образу жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что основным методическим подходом в группе продленного дня  должно быть применение здоровьесберегающих технологий, создание которых  укрепят здоровье детей,  повысят их работоспособность и творческую продуктивность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Организация клубного часа в группе продленного дня в начальной школе

Важная задача в работе с детьми в ГПД - забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способносте...

Формы проведения клубного часа в группе продленного дня

Формы проведения клубного часав группе продленного дня...

Разработка клубного часа для группы продленного дня "Поговорим о чистоте и аккуратности"

Определение понятия аккуратность и чистота. Отгадывание загадок на определенную тему. Разговоры о предметах личной гигиены. Рисунки детей. Стихи советских писателей....

Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать ус...

Методическая разработка внеурочного занятия "Спортивный час" в группе продленного дня

Внеурочное занятие "Спортивный час" в группе продленного дня по теме "Если на улице идет дождь"....

Спортивный час в группе продленного дня (2 класс) "Двигательные упражнения"

Двигательные упражнения. Цель: укрепление здоровья учащихся....