рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельность "Этика" реализуется 4 учебных года (1-4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора по ВСО

_______/Т.Г.Якубовская/

«_____»________ 2019 г.

.

«Утверждаю»

Директор МБОУ "СОШ № 40"

_______/С.С.Винивитин /

Приказ № ____ от

«____»_________2019 г.

Программа внеурочной деятельности «Этика»

1 – 4  класс

                                                                        Классный руководитель:

                                                                        Школдина А.Ю.

Пояснительная записка.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.   Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К обучению в школе у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни . Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Занятия во внеурочное время являются  неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса лицея, так как соответствует его стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.

При изучении курса «Этика : азбука добра», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала. Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Основные навыки по формированию здорового образа жизни ребята получают при изучении раздела «Правила  общения».  Занятия по программе «Этика: азбука добра» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности, формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Цели занятий: познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека– добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Общая характеристика.

         Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Описание места учебного курса в плане.

         «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во  2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

      Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

        1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

        2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

        3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

        4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

                

        В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).         

        Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

         В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

 К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Содержание учебного курса.

        Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

        Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

        О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

        Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

        Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) поведения в общественных местах, между сверстниками и со взрослыми людьми.

Планируемые результаты освоения курса.

В результате изучения программы  «Этика: азбука добра» на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

Обучающийся  научится:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
  • высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.
  • использовать в общении доброжелательный тон;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Обучающиеся  получат возможность научится:    

  •   применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
  •   применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
  •  высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,    
  •  проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей,
  •  работать в паре и в группе,
  •  проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
  •   культурно выражать свои эмоции в совместной работе
  •   ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.  

Учебно - тематическое планирование.

1 класс.

Наименование раздела.

Количество часов.

В аудито-

рии.

Вне ауди-

тории.

1.

Школьный этикет.

7

4

3

2.

Правила общения

11

6

5

3.

О трудолюбии.

6

3

3

4.

Культура внешнего вида.

4

2

2

5.

Внешкольный этикет.

5

3

2

33 часа

2  класс

Наименование раздела.

Количество часов.

В аудито-

рии.

Вне ауди-

тории.

1.

Школьный этикет.

7

4

3

2.

Правила общения

11

6

5

3.

О трудолюбии.

7

3

4

4.

Культура внешнего вида.

4

2

2

5.

Внешкольный этикет.

5

3

2

34 часа

3 класс

Наименование раздела.

Количество часов.

В аудито-

рии.

Вне ауди-

тории.

1.

Школьный этикет.

6

3

3

2.

Правила общения

11

6

5

3.

О трудолюбии.

8

4

4

4.

Культура внешнего вида.

4

2

2

5.

Внешкольный этикет.

5

3

2

34 часа

4 класс

Наименование раздела.

Количество часов.

В аудито-

рии.

Вне ауди-

тории.

1.

Школьный этикет.

8

4

4

2.

Правила общения

8

4

4

3.

О трудолюбии.

7

3

4

4.

Культура внешнего вида.

4

2

2

5.

Внешкольный этикет.

7

3

4

34 часа

Календарно- тематическое планирование.

1 класс.

Дата

Коррекция

Даты.

Тема занятия.

Характеристика деятельности обучающихся.

Школьный этикет (7 часов)

1.

 Инструктаж по ТБ. Мы в школе.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.  Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Ролевая игра. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок.

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Анализ поведения героев художественных произведений. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. В игровой форме учатся правильно себя вести в разных ситуациях.

2.

Мы пришли на урок.

3.

Зачем нужны перемены?

4.

Мы в школьной столовой.

5.

Мы в школьной столовой. Правила поведения за столом.

6.

Инсценировка стихотворения «Я на уроке в первый раз».

7.

Мы в школьной библиотеке.

Правила общения (11 часов)

8.

Зачем нужны вежливые слова?

Уметь применять слова вежливости в конкретной жизненной ситуации. Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Игровые ситуации с героями сказок. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Употреблять в различных ситуациях слова вежливости. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем. Конкурс рисунков. Уметь проявлять заботу о других, сочувствие Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)

9.

Правила вежливости.

10.

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках

11.

Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

12.

Значение вежливых слов в жизни

13.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

14.

Мой учитель

15.

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

16.

Моя семья

17.

Пути выхода из конфликтной ситуации

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) Уметь применять на практике правила коллективных игр

18.

Практическое знакомство с правилами коллективных игр

О трудолюбии (6 часов).

19.

Значение труда в жизни людей

Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда. Уметь практически применять правила коллективных игр. Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. В игровой форме приучать к чистоте и аккуратности. Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности

20.

Что помогает учиться лучше (старательность)

21.

Учение как основной труд и обязанность школьника

22.

Трудолюбие как главная ценность человека

23.

Игровое занятие «Путешествие в Страну Чистоты»

24.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

Культура внешнего вида (4 часа).

25.

Внешний вид человека

Определять оптимальные правила внешнего вида. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности. Применять основные правила Мойдодыра

26.

Правила опрятности и их значение для здоровья

27.

Основные правила Мойдодыра

28

Викторина «В гостях у Мойдодыра»

Внешкольный этикет (5 часов)

29.

Правила поведения на улице

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям. Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания»

30.

Правила поведения в транспорте

31.

Правила поведения в общественных местах

32.

Вежливое отношение к людям

33.

«Спасибо» и «пожалуйста»

Календарно - тематическое планирование.

2  класс.

Дата

Коррекция

Даты.

Тема занятия.

Характеристика деятельности обучающихся.

Школьный этикет (7 часов)

1.

Инструктаж по ТБ. Дисциплина в школе.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками. Моделировать ситуации поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Уметь работать с обложкой книги. Практическая работа: ремонт книги. Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе. Уметь представлять различные ситуации из школьной жизни в стихах, сценках, музыкальных номерах. Знакомство с историей школы. Кто такие гимназисты, лицеисты. Учить получать материал из исторических справок. Экскурсия в музей.

2.

Дисциплина в классе.

3.

В библиотеке.

4.

Книга — твой друг, береги её.

5.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

6.

Поговорим о школе в стихах. Игровое занятие с будущими первоклассниками. (На базе читального зала детской библиотеки)

7.

Гимназисты. Как учились в прошлом век.

Правила общения (11 часов)

8.

Что такое сопереживание?

Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации. Уметь проявлять заботу о других, сочувствие. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Изучение поступков сказочных героев. Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность).Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них.

9.

Помощь друзьям.

10.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

11.

Преданный друг.

12.

О доброте и бессердечии.

13.

Дал слово — держи его.

14.

Диалоги со сверстниками и со взрослыми.

15.

О зависти и скромности.

16.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

17.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

18.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

О трудолюбии (7 часов)

19.

Самообслуживание.

Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки.

Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его. Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях. Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда

20.

Учусь всё делать сам.

21.

Взаимопомощь дома и в школе.

22.

Труд моих родных.

23.

Труд людей вокруг нас.

24.

В мире мудрых мыслей.

25.

Что значит беречь результаты труда?

Культура внешнего вида (4 часа).

26.

Правила личной гигиены

Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены. Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях

27.

Игра «Узнай по описанию»

28.

Бережное отношение к своей одежде

29.

Ремонт одежды

Внешкольный этикет (5 часов).

30.

Правила поведения в общественном транспорте.

Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте. Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику.)

31.

Правила поведения в музее, кино, театре.

32.

Растения в жизни человека.

33.

Братья наши меньшие.

34.

В мире мудрых мыслей.

Календарно - тематическое планирование.

3  класс.

Дата

Коррекция

Даты.

Тема занятия.

Характеристика деятельности обучающихся.

Школьный этикет (6 часов)

1.

Правила поведения в школе.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом.В игровой форме называть правила поведения в школе, моделировать различные ситуации, находить пути решения поставленных задач.

2.

Перемена с увлечением.

3.

Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять.

4.

Взаимопомощь: учёба и труд.

5.

Школьное имущество надо беречь.

6.

Викторина «В стране выученных уроков».

Правила общения (11 часов).

7.

Добрый день. Здравствуйте.

Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Просмотр отрывков мультфильмов. Обсуждение. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Изготовление сувениров. Уметь практически применять правила коллективных игр. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Употреблять в различных ситуациях вежливые слова. Моделировать пути выхода из конфликтной  ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

8.

По стране вежливых слов.

9.

Поговорим о доброте.

10.

Без друга в жизни туго.

11.

Порадовать близких — как это просто!

12.

Можно и не ссориться.

13.

Большое значение маленьких радостей.

14.

Этикет познавая, дружно, весело играем!

15.

Время надо беречь.

16.

Слово лечит, слово ранит.

17.

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии (8 часов).

18.

Твой труд дома.

Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности. Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Анализировать и оценивать свои действия. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.  Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Обосновывать необходимость уважения к труду людей. Экскурсия на хлебозавод или в пекарню. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Ролевая игра.

19.

Учись учиться.

20.

Ответственность.

21.

Труд кормит, а лень портит.

22.

Как организовать свой труд.

23.

Даже будни может труд сделать праздничными днями.

24.

Цена ломтика.

25.

Профессии людей.

Культура внешнего вида (4 часа).

26.

Уход за своими вещами.

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. Практическое занятие. Учимся ремонтировать одежду. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Экскурсия в музей. Определять оптимальные правила внешнего вида. Применять основные правила Мойдодыра.

27.

Одежда будничная и праздничная.

28.

По одёжке встречают.

29

Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать.

Внешкольный этикет (5 часов).

30.

Разговор по телефону.

Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ. Воспроизводить правила поведения в гостях. Ролевая игра. Воспроизводить правила написания письма. Практическое занятие. Уметь применять правила поведения с животными. Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего. Экскурсия в парк.

31.

Поведение в гостях.

32.

Я пишу письмо.

33.

Правила безопасности при общении с животными.

34.

Я в роли прохожего. Путь от дома до школы.

Календарно - тематическое планирование.

4  класс.

Дата

Коррекция

Даты.

Тема занятия.

Характеристика деятельности обучающихся.

Школьный этикет (8 часов)

1.

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ. Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие. Шефская помощь детскому саду. Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия. Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения. Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других.

2.

Забота о младших.

3.

«Познай самого себя».

4.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

5.

Как я работаю над собой.

6.

О терпении.

7.

Конец каждого дела обдумай перед началом

8.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

Правила общения (8 часов).

9.

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя». Экскурсия в музей. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения. Ролевая игра. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Ролевая игра. Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости. Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику. Обсуждение прочитанных произведений. Уметь практически применять правила коллективных игр.

10.

Культура общения в современной семье.

11.

Правила приличия в житейских ситуациях.

12.

Культура спора.

13.

Правила этикета: знакомство.

14.

Язык, мимика и жесты.

15.

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей».

16.

Игра «Город вежливости».

О трудолюбии (7 часов).

17.

Культура физического и умственного труда.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений.  Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы. Сценические образы людей разных профессий. Ролевая игра. Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Экскурсия в Музей платка.

18.

Положительные герои в былинах и сказках.

19.

Книга — источник знаний.

20.

Золотые руки.

21.

Кем быть?

22.

Твоя малая родина.

23.

Герои труда.

Культура внешнего вида (4 часа)

24.

Что такое культура внешнего вида?

Определять оптимальные правила внешнего вида. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки. Применять основные правила вежливости и опрятности

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

25.

Одежда и осанка

26.

Вежливость и внешний вид

27.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Внешкольный этикет (7 часов).

28.

Осваиваем правило «так нельзя».

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре. Диалоги. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведениея во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Обсуждение поступков киногероев. Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы. Занятие в читальном зале детской библиотеки. Оценивать яркое проявление патриотизма. Акция «Узнай больше о своих земляках». Подводить  итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию

29.

Услышать собеседника.

30.

Совесть — основа нравственности.

31.

Что такое хорошо и что такое плохо.

32.

В мире мудрых мыслей.

33.

Россияне о любви к Родине.

34.

Итоговое занятие.

Список использованной литературы

   1.   Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

   2.  Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

    3.   Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.

    4.   Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

    5.Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 19 99. — 112с.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.

    6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Дидактические материалы:

Демонстрационные картинки с изображением профессий.

Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения.

Наборы сюжетных картинок.

Для обучающихся:

1.Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.

2.Барто А.Л. «В театре».

3.Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.

4.Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.

5.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6.Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».

7.Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

8.Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.

9.Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.

10.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.

11.Осеева В.А. «Волшебное слово».

12.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010

13.Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

14.Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.

15.Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.

16.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

17.Толстой Л.Н. Волк и собака.

18.Чуковский К. И. «Федорино горе».

18.Чуковский К.И. «Мойдодыр».

20.Чуковский К.И. «Телефон».

21.Чуковский К.И. «Краденое солнце».

22.Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.

23.Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.

24.Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.

25.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...