Развитие самостоятельности младших школьников
методическая разработка

Бурмистрова Елена Викторовна

Развитие самостоятельности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер –класс «Развития познавательной самостоятельности младшего школьника»

       В статье «Развитие познавательной самостоятельности  младшего школьника в условиях ФГОС»

Я.Н. Носикова 

Сказано, что модель развития познавательной самостоятельности младшего школьника включает следующие компоненты:

– мотивация деятельности;

– регулятивные универсальные действия

– специальные (исследовательские) способности.

Специальные(исследовательские) способности

– Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации, применение  методов информационного поиска;

– знаково-символическое моделирование;

– умение структурировать знания;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

– надситуативная активность;

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез;

– выбор оснований и критериев сравнения, классификации объектов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– умение доказывать и защищать свои идеи;

– умение правильно и точно формулировать вопросы;

– длительное удержание внимания на мало интересующем ребёнка явлении;

– сопоставление результата с имеющимися знаниями;

– самостоятельный поиск ошибок в своей гипотезе;

– нахождение нестандартных решений к стандартным ситуациям и задачам;

– внедрение полученного опыта в практику;

 Покажу, как я с помощью проблемных ситуаций  на уроках стараюсь развивать познавательную самостоятельность младших школьников.

Предмет: математика

Класс: 2

Тема: ПЕРИМЕТР МНОГОУГОЛЬНИКА.

I.

Я пригласила на урок помощников?                            Узнаете их?( слайд 2)                                                                       Так как мы будем открывать новые знания, Знайка нам  предлагает составить план нашего урока, что бы ничего ни  упустили. ( слайд 3)

А я добавлю еще в наш план решение задач.(слайд 4)

Регулятивные: составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

II.

III.

Ребята получают карточки ( приложение №1)Предлагает расшифровать запись путем решения числовых выражений и соответствующих им букв.

Самопроверка по слайду 5.

Оценить свою работу смайликами.

Сформулируйте тему урока.(Слайд 6)

Регулятивные: Самоконтроль выполнения задания Определяют степень успешности выполнения работы. Под руководством учителя формулируют учебную задачу.

Предметные: . Отработка устных вычислительных навыков.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

IV.

Слайд 7.                                                                             -Как называются эти фигуры? (ломаные)  

На какие группы можно разделить

( по цвету, по количеству звеньев, замкнутые и незамкнутые)

-Чем похожи оставшиеся фигуры? (Это  замкнутые  линии).

-Как их можно назвать по другому? (многоугольники)

 

Как найти длину ломаной линии?   (Измерить звенья и сложить)

Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки.

Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем во время работы осуществляемого в фронтальном режиме.

Регулятивные:

Определять степень успешности выполнения работы

Предметные: владеют математическими терминами

V.

  • Слайд 8
  • Найдем длину ломаной линии  в  виде четырёхугольника. Запишите  решение самостоятельно в тетрадь.
  • Что мы нашли?(длину ломаной или сумму длин всех сторон.)
  • Оказывается, мы с вами нашли периметр четырехугольника. Так что же такое периметр? (Сумма длин сторон треугольника.)
  • Не только треугольника, но и четырехугольника, пятиугольника и т. д.
  • Еще раз прочитайте правило (презентация) . Так что такое периметр многоугольника? (Это сумма длин его сторон.)
  • Математики - народ точный и не очень любят длинные слова, они решили периметр обозначать буквой Р. А запись будет такой:

Р = 2+3+5+4=14 (см)

-Кто сможет закончить мысль Знайки?.(слайд 9)

Давайте поможем Незнайке и составим алгоритм(план)  нахождения периметра.

А как мы нашли дину ломаной –периметр.                  Но сначала посмотрим диск.(слайд 10, гиперссылка на диск-круг)                                      - Посмотреть диск.                                                                На слайде и у ребят на столе листочки с планом(слайд 11)

Регулятивные :

Планировать деятельность, составляют алгоритм деятельности.

Познавательные :

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативное :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .Участвовать в учебном диалоге.

Предметные  : находить периметр разными способами.

Мы открыли для себя новые знания, переходим к следующему этапу .Назовите его.( Осмысление и закрепление).Слайд 11.

Нахождение периметра У.с.42 №1.

ПО РЯДАМ , РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ.

Ребята договариваются, кто каким способом будет находить периметр своей фигуры, а потом сравнить результаты. Проверка по эталону на слайде. Слайд 12.

Нарисуйте себе смайлик, оцените свою работу.

(один у доски,) Почему два вопроса, а ответ один?

Оцените себя фонариками.( Сам все сделал, с подсказкой, просто списал с доски)

Коммутативные :

распределяют роли, взаимодействуют друг с другом, при решении общей задачи.

Предметные :

Учатся находить периметр, применять полученные теоретические знания на практике.

Регулятивные :

Работа по плану.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.

VI. Рефлексия деятельности

Диск. Карточки(приложение №3). Слайд 17.Работа в парах. Одна пара у интерактивной  доски.

– Что для вас было особенно трудным?

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности

Подведение итогов урока

Слайд 18.

-Какое открытие вы сделали?

-Ребята, а в жизни, где мы можем использовать умение определять периметр?

Предметные: знают, что такое периметр.

Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: осознают важность полученных знаний.

.   

1 класс. Пропись. ч.4.с.10

Послушайте два предложения.

В лесу живет ёж. В реке живет ёрш.

Выясняется лексическое значение этих слов.

-Ёж- произнесите слово, послушайте себя. Произнесите последний звук.

-Ёрш- произнесите слово, послушайте себя. Произнесите последний звук

-Какой звук мы слышим  в конце этих слов.

-[ш]-из какого слова я взяла этот звук.

-Определить невозможно. Открываем пропись. Что заметили.

-Какой буквой обозначен  звук [ш]- в слове ёж, а в слове ёрш.

-Что это за буквы, какие звуки они обозначают.( парные согласные) Где в слове стоят эти звуки. Что с ними происходит, если они стоят в конце слова.

-Можно сразу писать слово ,если на конце слова мы слышим парный согласный звук.

-Это опасный звук .Он всегда опасный ? Когда он опасный?

-Ёще раз посмотрим в пропись. Как написано слово ёж (ёрш,) как оно произносится.

-Как определить буквы , которую надо писать на месте звука -[ш].( Изменить слово).

-Как изменили слово, прочитайте в прописи.

В этом слове есть расхождение с произношением и написанием. Почему. Так какую букву напишем?

№3

Предложение. Сама поймала сома.

-Как вы  понимаете сама. ( без посторонней помощи).

-Кто видел рыбу сома.

-Составим модель этого предложения. Незнайка принес картинки девочки и сома. Куда их поставим?

-Для третьего слова картинки нет, мы его впечатаем. А незнайка выполнил по-другому. Почему у него так получилось. ( потому что слова звучат одинаково)

-Прочитаем оба предложения.

-А чьё предложение прочитаю я. Смогли узнать ,чьё предложение прочитала я.

-Запишем слова  как они звучат.

-А если бы Незнайка ловил, то как бы он записал?(сам)

-Как называется эта рыба.(сом)

Можно их сейчас спутать?

-Давайте посмотрим ,как это предложение записывается. Что заставило  звуки меняться? (безударные)

-Один безударный звук может «примерить»  разные «одежки».

-Если звук стоит в слабой позиции, его сразу записывать нельзя. Нужно узнать звук по сильной позиции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

[ ш ] ж ш

Слайд 3

поймала поймала

Слайд 4

[САМА] [ САМА] [САМ] [СОМ] поймала

Слайд 5

[САМА] [ САМА] [ А ] О А Я сама поймала сома .

Слайд 6

САМ СОМ Я сама поймала сома .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Класс объединяет детей, из которых нужно создать коллек­тив и научить жить, заботясь о благополучии друг друга и ок­ружающих. Для того, чтобы ребенок смог проявить и развить свои способности, чувствов...

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"

Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....

Помощь родителям в развитии самостоятельности младших школьников.

Выступление на Одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Семья и школа: общий путь". Секция "Организация всеобуча для родителей - социальная задача современно...

Развитие самостоятельности младших школьников посредством заданий для разнополушарных детей

Данный опыт позволит правильно построить работу с леворукими детьми....