Лаборатория профессий
методическая разработка
Информационно-аналитическая справка по итогам апробации
учебно-методического комплекса ранней профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»
Информационно-аналитическая справка по итогам апробации
учебно-методического комплекса ранней профориентации
«Лаборатория профессий. Младший школьник» для учащихся 1-4-х классов
в 2016-2017 учебном году
Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, а его основные этапы приходятся на период обучения в школе.
В настоящее время в нашей школе накоплен определенный опыт различных форм и методов работы с детьми на протяжении всего периода их обучения. Формирование у детей готовности к осознанному выбору профессии, позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков начинается уже в 1-4 классах. Ранняя профориентация детей характеризуется выявлением их сферы интересов, обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях, развитием ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и познавательной сферы, формированием у детей реалистичной самооценки.
Формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков начинается в 1-4 классах, как пропедевтический этап. На этом этапе обучения детей создается определенная основа, на которой базируется их дальнейшее профессиональное самоопределение. Профориентационная работа, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной школе, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека.
В 2016-2017 учебном году 1-4 классы школы (21 класс-комплект, число обучающихся в них – 505) включены в режим апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» для обучающихся 1-4-х классов. В рамках социального проекта «Славим человека труда!» данный комплекс представлен авторами: Г.В. Резапкина, В.А. Рудаков, А.Ю. Смирнов и имеет цель: создать систему профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста.
Задачи профориентационной работы:
- сформировать у школьников осознанное понимание понятия «труд» и значимости труда в жизни каждого человека;
- расширить представление школьников о профессиях, общий кругозор и словарный багаж;
- познакомить школьников с основными профессиями окружающего мира, дать представление о функционале и атрибутах труда наиболее распространенных профессий;
- сформировать у детей понимание взаимосвязей различных профессий;
- развивать у младших школьников любознательность, интерес к познавательной деятельности, способствовать включению в различные ее виды (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую).
В апробации учебно-методического комплекса в 2016-2017 учебном году использовались предлагаемые авторским коллективом материалы:
- Программа «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста (1-4 классы);
- Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплектом «Лаборатория профессий. Младший школьник»;
- «1-2 класс Лаборатория профессий. Младший школьник» Рабочая тетрадь;
- «3-4 класс Лаборатория профессий. Младший школьник» Рабочая тетрадь.
Акцент в ранней профориентации учеников был сделан на расширение представлений обучающихся о мире профессий.
Программа профориентационной работы с младшими школьниками в 2016-2017 учебном году включала 30 занятий.
Структура программы ранней профориентации:
- 1 класс – 6 занятий по 1 часу;
- 2 класс – 8 занятий по 1 часу;
- 3 класс – 8 занятий по 1 часу;
- 4 класс – 8 занятий по 1 часу.
Дата начала апробации – 10.11.2016г.
Продолжительность каждого занятия – не более 45 минут.
Содержание профориентационных занятий в начальных классах школы определялось возрастными особенностями младших школьников.
Формы проведения занятий – разнообразные, менялась в зависимости от поставленных задач: беседы, речевые игры, дидактические игры, экскурсии, тренинги, просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах, работа с электронными ресурсами, работа над проектом и др. Познавательный материал на занятиях предлагался детям в готовом виде, а так же постигался ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. В игровой деятельности каждый ребенок активно сотрудничал со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. В каждое занятие были включены динамические паузы для снятия эмоционального напряжения у детей, гимнастика для глаз. На занятиях была организована такая деятельность учеников, в процессе которой они делали открытия, использовали полученные знания и умения для решения жизненных задач. Таким образом, были выделены основные методы обучения младших школьников по программе: игровая деятельность, диалогическое общение, визуальные и активизирующие средства, поощряющие методы. Занятия включали элементы психологической диагностики, направленной на определение интереса к различным видам деятельности и особенностей самооценки.
Сопровождение программы курса «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста (1-4 классы) осуществлялось учителями начальных классов школы, воспитателями групп продленного дня, учителями музыки, технологии, изобразительного искусства, специалистами школы: учителем-дефектологом, учителем логопедом, педагогами-психологами. Контроль за проведением мероприятий в рамках апробации учебно-методического комплекса «Лаборатория профессий. Младший школьник», методическая поддержка участников апробации курса осуществлялась администрацией школы.
При организации учебного процесса в начальной школе в классно-урочную деятельность учителями включался материал «Мир профессий». Профориентационная работа в рамках апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» осуществлялась как в урочной, так и во внеурочной деятельности:
- занятия групп продленного дня 1-2, 4-ых классов;
- занятия факультативного курса «Прекрасное рядом с тобой» во 2-3 классах школы;
- мероприятия в соответствии с программами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в классных коллективах;
- коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Профориентационная работа с младшими школьниками
в классно-урочной деятельности в рамках апробации УМК
Как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых учителями, преподающими в начальных классах школы, практически на всех учебных предметах включался материал «Мир профессий»:
- русский язык: описание профессий, мини-сочинения «Профессии моих родителей», словарная работа;
- математика: решение задач с включением в их условия материала, показывающего значение, применение различных предметов в профессиональной деятельности людей;
- окружающий мир: ознакомление с профессиями людей, экскурсии, решение кроссвордов, дидактических задач, проектная деятельность учеников;
- литературное чтение: работа с иллюстрациями, чтение текстов;
- технология, изобразительное искусство, музыка: использование иллюстраций, информационных ресурсов, беседы, работа с языковым материалом, профориентационные игровые процедуры.
Профориентационная работа с младшими школьниками
во внеурочной деятельности в рамках апробации УМК
Задачи профориентационной работы с детьми в 1 классе:
- формировать у школьников общие представления о профессиях людей, роли труда в жизни человека;
- воспитывать уважительное отношение учеников к людям разных профессий.
Задачи профориентационной работы во 2 классе:
- формировать представления школьников о профессиях окружающих их людей (родителях, знакомых), роли труда в жизни человека;
- воспитывать уважительное отношение учеников к людям разных профессий;
- формировать отношения детей в различных группах.
Задачи профориентационной работы в 3 классе:
- формировать представления школьников о профессиях людей, роли труда в жизни человека;
- развивать общетрудовые знания, умения, навыки обучающихся;
- вырабатывать первые навыки организации собственной деятельности ученика, его сотрудничества в группе;
- формировать активность, инициативность деятельности обучающихся.
Задачи профориентационной работы в 4 классе:
- развивать и обобщать представления обучающихся о труде, полученные в 1-3 классах;
- формировать активность, инициативность деятельности обучающихся;
- воспитывать уважительное отношение к труду, людям разных профессий;
- формировать чувство ответственности учеников за качество выполняемой ими работы.
Темы занятий, их содержание, формы и даты проведения в 1-4 классах школы в 2016-2017 учебном году в рамках апробации УМК:
Занятие № | Тема проведенных занятий | Содержание занятий | Формы проведения занятий | Дата проведения |
Первые классы: 1а,б,в,г,д,е (147 обучающихся, занятия группы продленного дня) | ||||
1. | Для чего люди работают? | Содержание занятий в первом классе знакомит первоклассников с начальными понятиями «труд», «работа», «профессия», «признаки профессии», «средства и результаты труда», углубляя и конкретизируя представления о различных профессиях, помогая первоклассникам понять роль труда в жизни человека. Линия занятий в первом классе завершается занятием, содержащим проективную диагностику, помогающую учителю лучше узнать школьников. | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 14.11.2017г. |
2. | Что такое профессия? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Читаем вместе» | 29.11.2017г. | |
3. | Какие бывают профессии? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 07.12.2017г. | |
4. | Что такое средства труда? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 17.01.2017г. | |
5. | Что такое результаты труда? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 16.02.2017г. | |
6. | Профессии моей семьи | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 16.03.2017г. | |
Вторые классы: 2а,б,в,г,д (125 обучающихся, занятия группы продленного дня – 2г,д классы; занятия факультативного курса «Прекрасное рядом с тобой во 2-х классах; в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников классных коллективов | ||||
1. | Кто построил школьный дом? | Во втором классе содержание занятий направлено на активизацию интереса к различным видам деятельности посредством знакомства с профессиями окружающего социума, через которые происходит начальное знакомство с понятиями «объекты труда», «предметы труда», «профессионально важные качества». Линия занятий во втором классе завершается психологической диагностикой профессиональных интересов второклассников. | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» – 2г,д классы. Классный час – 2а,б,в классы | 14.11.2017г. |
2. | Кто нас кормит? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» – 2г,д классы. Экскурсия – 2а,б,в классы | 29.11.2017г. | |
3. | Кто нас лечит? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Час здоровья» – 2г,д классы. Экскурсия. Классный час – 2а,б,в классы | 07.12.2017г. | |
4. | Кто нас защищает? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» – 2г,д классы. Внеурочное мероприятие – 2а,б,в классы | 17.01.2017г. | |
5. | Работа с людьми | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» – 2г,д классы. Занятие факультативного курса – для всех вторых классов. | 16.02.2017г. | |
6. | Работа с техникой | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» 2а,б,в,г,д классы | 16.03.2017г. | |
7. | Что такое природа? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» – 2г,д классы. Классный час – 2а,б,в классы | 14.04.2017г. | |
8. | Что такое искусство? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» – 2г,д классы. Классный час – 2а,б,в классы | 12.05.2017г. | |
9. Итоговое занятие | Какое дело по душе | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» 2а,б,в,г,д классы | 13.05.2017г. | |
Третьи классы: 3а,б,в,г,д (112 обучающихся, занятия в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в классных коллективах | ||||
1. | Экскурсия по городу | Занятия в 3 классах построены в формате виртуальных экскурсий по городу и за город, они направлены на осознание детьми важности, значимости и места каждой профессии в системе народного хозяйства. | Внеурочное мероприятие. Классный час | 14.11.2017г. |
2. | Как построить новый дом? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 29.11.2017г. | |
3. | Кто заботится о нашем доме? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 07.12.2017г. | |
4. | Подскажите, как проехать? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 17.01.2017г. | |
5. | На защите города | Внеурочное мероприятие. Классный час | 16.02.2017г. | |
6. | Наш верный помощник – робот | Внеурочное мероприятие. Классный час | 16.03.2017г. | |
7. | Культура и искусство | Внеурочное мероприятие. Классный час | 14.04.2017г. | |
8. | Почему я люблю трудиться? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 12.05.2017г. | |
Четвертые классы: 4а,б,в,г,д (121 обучающихся, занятия группы продленного дня) | ||||
1. | Экскурсия за город | Занятия в 4 классах построены в формате виртуальных экскурсий по городу и за город, они направлены на осознание детьми важности, значимости и места каждой профессии в системе народного хозяйства. Игровая форма занятий позволяет включить каждого ученика в познавательный процесс. В ходе занятий углубляются и конкретизируются знания учеников о мире профессий, людях труда. Завершается курс знакомством с профессиями будущего, которых сегодня или пока нет, или эти профессии ещё не приобрели широкого распространения. | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 14.11.2017г. |
2. | Где растет вкусная булочка? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 29.11.2017г. | |
3. | Чем можно накормить машины? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 07.12.2017г. | |
4. | Зачем нужны большие карьеры? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 17.01.2017г. | |
5. | Как построить машину? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 16.02.2017г. | |
6. | Кто кормит заводы? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 16.03.2017г. | |
7. | Что будет завтра? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 14.04.2017г. | |
8. | Я люблю трудиться! | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 12.05.2017г. | |
Общие мероприятия для 1-4 классов школы (505 обучающихся) | ||||
1. | «Декада Детства» (1-4 классы школы) | |||
1.1 | Общее мероприятие на параллели 1-х классов «Весёлый калейдоскоп» | «Весёлый калейдоскоп» проходил под девизом «Все профессии важны, все профессии нужны». На каждой станции дети знакомились с какой-либо профессией в игровой занимательной форме. В классах были проведены конкурсы стихов, рисунков, классные часы на обозначенную тему. Приглашались на мероприятия воспитанники дошкольных учреждений города (3 подготовительные к школе группы). | Мероприятия в рамках «Декады Детства» в 1-хклассах школы (отв. Гаврищук Н.В.) | 28.11. – Открытие. 28.11.2016г.-05.12.2016г. – мероприятия в рамках «Декады Детства» в 1-4 классах колы |
1.2. | Общее мероприятие на параллели 2-х классов (ответственный – классный руководитель 2б класса) Конкурс на лучшего знатока загадок о профессиях. Выставка «Профессии моих родителей». | В конкурсе приняли участие все классные коллективы параллели. Оформлена выставка в начальном корпусе школы. | Мероприятия в рамках «Декады Детства» во 2-х классах школы (отв. Шарипова Е.Н.) | |
1.3. | «Путешествие в мир профессий» во 2а,в,г классах | Мероприятие направлено на знакомство обучающихся с профессией учителя музыки. Проведена дидактическая игра «В мире музыки», «Музыкальный КВН». | Мероприятие в рамках «Декады Детства» во 2-х классах школы (отв. Лазарева Н.А.) | |
1.4. | «Путешествие в мир разных профессий» в 3а классе | Путешествие по станциям: - «Бюро находок. Волшебный мешок» (профессии, которые в современном мире являются устаревшими); - «Все работы хороши» (профессии, которые хотели бы получить ученики в будущем); - Станция загадочная» (определение профессии). | Мероприятие в рамках «Декады Детства» в 3-х классах школы (отв. Свайкина О.М.) | |
1.5. | Интеллектуальная игра «Радуга профессий» в 3б,в,г,д классах | Интеллектуальная игра. Конкурс загадок о профессиях людей. | Мероприятие в рамках «Декады Детства» в 3-х классах школы (отв. классные руководители 3-их классов) | |
1.6. | Совместное внеклассное мероприятие обучающихся 4в класса и подготовительной к школе группы ДОУ «Радуга» «Помоги птицам зимой». | Мероприятие о профессиях людей. Акция «Помоги птицам зимой». | Мероприятие в рамках «Декады Детства» в 4-х классах школы (отв. Ермохина О.А.) | |
1.7. | Конкурс «Аукцион профессий» в 4 классах школы | В конкурсе приняли участие все классные коллективы параллели. | Мероприятия в рамках «Декады Детства» в 4-х классах школы (отв. Ермохина О.А.) | |
2. | Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ со специалистами школы: учителем-дефектологом, учителем-логопедом | Экскурсии (3 экскурсии) в парк. Профессии людей города (ознакомление в ходе экскурсии). Беседы. Конкурсы, игры и развлечения. | Мероприятия в рамках программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных для обучающихся 1-х классов школы с ограниченными возможностями здоровья | октябрь-май 2016-2017 учебного года в соответствии с планом занятий. |
3. | Оформление сменных стендов по материалам апробации УМК | Согласно теме профориентационного мероприятия на стенде размещались интересные сведения, факты, фотоматериалы для подготовки обучающихся к теме, побуждения их к работе с дополнительными источниками информации. | Информирование участников апробации, в том числе и родителей обучающихся 1-4 классов школы | ноябрь-май 2016-2017 учебного года |
4. | Создание дидактического пособия – лэпбук для воспитанников подготовительных к школе групп по профессиям людей | Пособие-ознакомление с профессией «Фармацевт» для воспитанников ДОУ | Мероприятие в рамках Плана преемственности Школа-ДОУ на 2016-2017 учебный год | 01.12.2016г. |
Выводы. Заключение
В 2016-2017 учебном году включены в режим апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» для обучающихся 1-4-х классов 505 обучающихся 1-4 классов школы: первые классы – 147 обучающихся, вторые классы – 125 обучающихся, третьи классы – 112 обучающихся, четвертые классы – 121 обучающийся. Всего 21 класс-комплект в начальной школе.
Сопровождение программы курса «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста (1-4 классы) осуществлялось учителями начальных классов школы, воспитателями групп продленного дня, учителями музыки, технологии, изобразительного искусства, специалистами школы: учителем-дефектологом, учителем логопедом, педагогами-психологами школы. Сопровождение профессионального самоопределения школьника имеет единые подходы в организации образовательного процесса в начальной школе и предполагает преемственность профориентационной работы с учениками.
Контроль за проведением мероприятий в рамках апробации учебно-методического комплекса «Лаборатория профессий. Младший школьник», методическая поддержка участников апробации курса осуществлялась администрацией школы.
Дата начала апробации курса – 10.11.2016г.
На уровне начального общего образования этап формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков обучающихся школы является пропедевтическим, на нем базируется дальнейшее профессиональное самоопределение школьников.
Профориентационная работа в рамках апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» осуществлялась в 2016-2017 учебном году как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся. При организации учебного процесса в начальной школе в классно-урочную деятельность по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, музыка учителями включался материал «Мир профессий». Внеурочная деятельность обучающихся 1-4 классов осуществлялась в формах:
- занятия групп продленного дня 1-2, 4-ых классов;
- занятия факультативного курса «Прекрасное рядом с тобой» во 2-3 классах школы;
- мероприятия в соответствии с программами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников классных коллективов;
- коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Формы занятий: беседы, речевые игры, дидактические игры, экскурсии, тренинги, просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах, работа с электронными ресурсами, работа над проектом, конкурсы, викторины и др. Акцент в ранней профориентации учеников во внеурочной деятельности был сделан на расширение представлений обучающихся о мире профессий.
Учебно-методический комплекс «Лаборатория профессий. Младший школьник» направлен на достижение поставленных задач профориентационной работы с обучающимися и способствует достижению планируемых результатов реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, позволяя решить ряд важных задач:
- развивать способности обучающихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- развивать личностные и метапредметные универсальные учебные действия обучающихся;
- развивать представление об основных компонентах здоровья и формировать культуры здорового и безопасного образа жизни;
- развивать социальные компетенции обучающихся.
30.05.2017г.
И.В. Магжанова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №2 г. Советский
т. 89028252190
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/06/picture-17666-1425661413.jpg)
Диплом 3-ей степени в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя"
Участие в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя" 2011 г. - 3-е место среди кабинетов начальных классов....
«Мое рабочее место – лаборатория творчества»
«Мое рабочее место – лаборатория творчества»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-141790-1355217785.jpg)
Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»
Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-546306-1420636029.jpg)
Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-625856-1573915998.jpg)
Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"
Занимательное знакомство с различными профессиями....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731395-1451845066.jpg)
Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731415-1451835043.jpg)
Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"
Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...