Программа воспитательной работы по экологии Зелёный лес
рабочая программа (1 класс)

Ибрагимова Жасмина Алимирзоевна

Программа воспитательной работы по экологии "Зелёный лес" для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_po_ekologii_zelyonyy_les.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Программа

воспитательной работы

по  экологии

«Зелёный  лес»

для  учащихся 1  классов

Срок реализации:   1 год

Составитель:

Ибрагимова Ж.А. 

учитель начальных классов

Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!



   
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся важными качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. 
    Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Ведь здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит и    качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основой  проявления экологической культуры является  деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу,  использование ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. 
    Одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли является  начальная ступень общеобразовательной школы. Общаясь с природой и изучая её, младший школьник постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому   для  работы  с первоклассниками  был  выбран экологический проект "Зелёный лес". В качестве объекта исследований детьми выбрано дерево, так  как  деревья играют большую роль в нашей жизни. 

Проблема: 
    Деревья окружают нас постоянно. Но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Зачастую дети   воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Так  как  у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных. 
Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. 
Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. 
Деревья – это крупные объекты. С деревьями  ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом. 

Цель проекта: выяснить представления детей о деревьях, заинтересовать проблемой, формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга. 

Задачи проекта: 
 Обучающие: 

  • формировать у детей представление о деревьях;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие: 

  • развивать  такие умственные операции, как  сравнение и обобщение;
  • развивать познавательный интерес к живой природе,  развивать  любознательность,               наблюдательность,  фантазию;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: 

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные 

  • Определять цель выполнения работы под руководством учителя;
  • Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
  • Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные 

  • Уметь согласованно работать в группе;
  • Воспитывать  взаимодействие и сотрудничество;
  • Уметь подчиняться правилам;
  • Уметь  разрешать конфликты;
  • Уметь  слушать и понимать речь других.

Познавательные 

  • Уметь   слушать и понимать речь других;
  • Уметь  отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
  • Уметь классифицировать, наблюдать, обобщать.

Личностные 

  • Уметь  делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения)

Работа с родителями.   Вовлекать  в учебно-воспитательный процесс родителей.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий. 

Участники проекта: учащиеся 1-х  классов, родителей. 

Сроки выполнения проекта: долгосрочный ( 1 учебный год) 

Перечень форм и методов реализации проекта: 

  • Классные часы, КВН, презентации
  • Дидактические, творческие, подвижные игры
  • оформление «книжек-малышек» о деревьях
  •  разработка экологических знаков
  • Занятия оригами
  •   Акции  по охране  окружающей среды
  • Экскурсии в природу
  • Агитбригады
  • Внеклассные  мероприятия – путешествия в лесное царство.

Ожидаемые результаты: 

Для учащихся 

  • Расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений; о неразрывной связи человека и природы;
  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде;
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей 

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Активное участие в жизни  класса  и  школы.

Для педагога 

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация

Этапы реализации проекта: 
1 этап – подготовительный 
2 этап – основной (реализация) 
3 этап – заключительный, отчёт о проделанной работе  (театрализованное представление, презентация проекта, подготовка  сообщений). 

    Одним из способов привлечения детей к окружающей природе являются экскурсии. Во время проведения    с детьми прогулок  в парк,   дети  учатся  наблюдать за природой, пробуждается   интерес к окружающему миру, обращается  внимание детей на форму и окраску листьев деревьев, внешний вид деревьев, знакомятся  с различными породами деревьев. 
    Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние («беспокоится», «радуется», «боится», «просит ласки»). Поэтому   ребятам  предлагаются  задания, связанные с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы:  лист  какого – то дерева, веточки дерева, самого дерева и т.д. Темы таких заданий: «Выглянул из почки первый нежный, зелёненький листочек, он подумал…», «Посреди полянки  вырос  маленький дубочек. Рос он рос и вдруг…..».  Ребятам очень нравятся задания такого характера. Они с удовольствием включаются в игру, используя при этом полученные ранее экологические знания. Используются  разнообразные  словесные дидактические игры:   «Что где растет?»,  « Узнай по описанию?», «Опиши  листочек.» ,  «Продолжи ряд деревьев».  Эти игры проводятся  во время прогулок для обобщения знаний о деревьях. Проводятся беседы с детьми,  например: «Почему нельзя шуметь в лесу?». Где дети стараются дать полные ответы, на основе  наблюдений, исследований. Таким образом, дети сами приходят к выводу, что по лесу надо идти тихо и спокойно, только тогда в лесу можно увидеть много интересного. Так дети сами составляют   правила поведения в природе, придумывают  экологические знаки «Правила поведения в лесу» в виде рисунков, коллажей. 
    Большую роль играет и  занимательный материал  в  виде   загадок, ребусов, пословиц, кроссвордов, стихов о природе, которые  помогает детям глубже проникнуть в тайны природы, развить мышление и воображение. 
    Ещё одной из  форм экологического воспитания является  игра. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры: КВН, экологические викторины, игры-путешествия, игры-соревнования,   интерактивные игры. 

     Игры: Игра развивает эмоции и дает много нестандартных ситуаций для умственного развития.

 "Чудо-дерево", "Волшебный круг", "Закончи предложение", "Не ошибись!", "Берёзка", "Кто, что, из чего и чем?", "Кто дружит с деревом?", "Какое время года?", "Пищевые цепочки", "Кто и что делает из дерева?", "Что вырастили люди?", "Природа и человек", "Путешествие в мир природы", "Путешествие в лесное царство", "Угадай правило",  пантомимы.  
    Большую роль  в работе  играют экологические акции: «Помоги  дереву»,
    «Покорми птиц».  А перед  Новым  годом проводится акция «Береги  ёлочку».  Цель данной акции: убедить ребят в том, что не стоит рубить ели и сосны ради нескольких праздничных дней. Для этого ребятам предлагается выступить агитбригадой  перед  учащимися начальной школы. 

   
Классные часы:  "Превращение бумажного листка", "Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы", "Превращение бумажного листка" и другие. Тематика  классных часов способствует  воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё. 
Экологический 
театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. 
Участвуя в коллективной работе, ребенок увидит конечный её результат - спектакль, и почувствует важность своего вклада. Так на заключительном этапе проекта   организуется и проводится театрализованное представление «Путешествие зайчонка» или «По лесным тропинкам». Основная идея спектакля сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам. 
    В рамках заключительного этапа проводятся:  занятие  с дошколятами или с учащимися других первых классов  на тему: «Удивительный  мир деревьев». Цель данного занятия –   расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы. Ребятам предлагаются   загадки, ребусы,  рассказы  о деревьях с  презентациями, а также отметили важность экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нарисовали экологические знаки, составили коллажи. В конце занятия первоклассники предлагают  дошкольникам «книжки-малышки о деревьях»,  а  также буклеты  о бережном отношении к природе, которые готовят сами. 

    Проблема экологического 
образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что   уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.



План мероприятий по реализации экологического проекта "Зелёный лес".

1 этап- подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Взаимодействие с семьей

Примечание

1.Беседа с детьми о видах деревьев (выявление уровня знаний детей о деревьях) 
2.Составление плана работы над проектом. 
3. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта. 
4. Разработка конспектов классных часов, презентаций по планируемым темам.

Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проекта.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.

2   этап - основной

1.Экскурсии в природу, в парк. 
2.Классные часы: «Деревья нашего края»,  "Защитники природы", "Берегите природу", "Превращение бумажного листка", "Птицы наши друзья", "Что такое Красная книга" 
3.Чудесные превращения листка:
 знакомство детей с техникой оригами, изготовление. 
4.Игра-путешествие  "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?", игра-соревнование "Волшебница осень". 
Презентация. 
5.Экологические  акции: «Помоги  дереву»,
    «Покорми птиц», «Береги  ёлочку».  
6.Разработка детьми экологических знаков в виде рисунков, коллажей. 
7.Просмотр видео - ролика  "Как хорошо в лесу". Создание видеоролика «Маленькая ёлочка».
8.КВН на тему "Земля наш общий дом". 
9.Дидактические, подвижные игры. 
10.Викторина "Времена года", презентация. 
11.Интерактивная игра "Детки с ветки" 
12.Просмотр видео - ролика "Откуда стол пришел" 
13.Составление презентации "Удивительный мир  деревьев" 
14.Составление презентации.

Помощь  детям в подготовке сообщений  "Откуда берется бумага" 
  
Работа над созданием "книжки-малышки о деревьях"

 

3 этап - заключительный

  
Оформление проекта и презентации

·    Театрализованное представление "По лесным тропинкам" для дошкольников, учащихся начальной школы. 
·    Занятие для дошкольников "Удивительный мир  деревьев". Цель -расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы. 
 

  
Презентация проекта на родительском собрании 
  
 

На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации

 


Литература: 

  1. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - № 12
  2. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005
  3. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001/
  4. Познавательная и занимательная экология: познавательные и занимательные материалы по экологии и природоведению. Методическое пособие для учителя /Сост. Буланый Ю.И.- Саратов: Научная книга, 2003 Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе// Начальная школа. – 2000.- №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...