Эта волшебная вода. Методическая разработка экологической игры
методическая разработка (3, 4 класс)

Ермакова Наталья Владимировна

Занятие было проведено в рамках фестиваля мероприятий ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эта волшебная вода.

Методическая разработка экологической игры

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

- привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

- показать, насколько дорого стоят природные ресурсы (вода).

Оборудование: глобус, стаканы,   чистые листы бумаги, ручки, карандаши, доска интерактивная, презентация, картофель, бинт, емкости для опытов, масло растительное, земля, пищевой краситель.

Ход занятия

(На интерактивной доске слайд презентации с водопадом, звучит запись журчащей воды)

Ведущий: Ребята, посмотрите на доску, послушайте эти волшебные звуки… Чему мы посвятим сегодняшнюю встречу?

Дети: Мы поговорим о воде.

 Ведущий : Да,  мы с вами поговорим об удивительном и уникальном веществе. Это самая обыкновенная вода. Да! На свете нет ничего более драгоценного, чем это вещество. Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится всего 1\3 территории, а остальное - вода.  Правильнее было бы назвать планету «Вода»! О воде говорили  и ценили ее во все времена. (Слайды презентации)

      Ученик 1.Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
        Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.            

   Ученик 2. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так:

        «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»

     Ученик 3. «Капля воды дороже золота» - так сказал великий русский ученый Д.Менделеев.      Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов.

В Российской Федерации принята целевая программа «Чистая вода». Она предусматривает такие меры:

 1) рациональное использование водных ресурсов;

 2) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

3) повышение уровня защищённости водных ресурсов;                                                                   4) принятие законодательных актов                                                                                                Ученик 4.Что может быть в прозрачной капельке воды?

Что может быть в прозрачной капельке воды?

На первый взгляд, конечно, ничего.

Но капни на стекло, оставь следы

И в микроскоп ты рассмотри его.

И ты такое сможешь увидать,

О чем ты даже не подозревал.

Секрет свой тайный может передать

Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она

Завесу своей тайны приоткроет.

Изведай ты ее, познай сполна.

И водный мир тебя собой накроет.

Ведущий: На нашем занятии    представлены 3 группы ученых, представляющих науки: экологию, географию и естествознание. (Обучающиеся размещены за столами по 8 человек) Почему важно и необходимо говорить о воде в естествознании?

  Представители группы естествознания: В Солнечной системе Земля - единственная планета, где вода находится в жидком состоянии. Считается, что именно этот факт и способствовал зарождению жизни на Земле около 4 млрд. лет назад. Что может быть важнее для человека, чем вода? Нам вода необходима для поддержания всех жизненно важных процессов в организме. Из воды состоят все живые растительные и животные существа.

Знаете ли вы… В каких     состояниях встречается вода? (жидкое, твердое, газообразное). Почему это возможно?  (Земля удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн. км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной. Но если бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км, то вода была бы вечным льдом, а на расстоянии 134 млн. км – просто испарилась бы!)

Ведущий: Почему важно и необходимо говорить о воде в географии?

Представители группы географии: Это важно, потому что большая часть планеты покрыта водой и от состояния воды зависит состояние земли и наоборот.

Знаете ли вы…• в таких регионах, как США, Китай и Индия, темпы потребления подземных вод превышают темпы их пополнения, и происходит постоянное снижение уровня грунтовых вод. Часто некоторые реки, такие, как Колорадо в США и Хуанхэ в Китае, пересыхают до их впадения в море;

Ведущий: Почему важно и необходимо говорить о воде в экологии?

     Представители группы экологии:  В 21-ом веке здоровая вода считается находкой для людей планеты.  

Знаете ли вы… По статистике всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний и 52% детских смертей связано с некачественной водой. Вода занимает 70% человеческого организма и каждые 18 дней обновляется. В настоящее время более 40 процентов населения мира живет в районах, испытывающих среднюю или острую нехватку воды. Предполагается, что к 2025 году приблизительно две трети населения мира — около 5,5 миллиарда человек — будет жить в районах, сталкивающихся с нехваткой воды в таких масштабах.
 
Физкультминутка. Встать и хлопнуть в ладоши, если прозвучит слово, в котором есть «вода» Слово «вода» звучит по разному в разных ситуациях: гидро (гидрокостюм), аква (аквариум), (гидромассаж, акваминерале,  аквафильтр,  бонаква,  акварель, акваланг и др.) Аква- с лат. — «вода»), гидро-  от греч. hydor - вода

Ведущий: Хлеб, воздух, вода - простые вещи. Давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий ученый всегда стремится разгадать их.

Конкурс «Загадочный»

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Очень добродушная,

Мягкая, послушная,

Но когда захочет,

Даже камень источит. (Вода)

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слёзы прячет,

А на солнце плачет. (Сосулька)

Без крыльев - летит,

Без ног - бежит,

Без паруса - плывет. (Облако.)

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда -

И сверкаю в лопухах,

На опушках и лугах. (Роса)

Загрустил Аэрофлот,

Не взлетает самолет.

Пассажирам нелегко -

Убежало молоко.

Убежало молоко,

Побежало далеко,

По полям, по лугам,

По лесам и городам. (Туман)

В белом бархате деревья
И заборы, и дома,
А как ветер нападет -
Этот бархат опадет. (Иней.)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда -

Из мешков течёт вода. (Тучи)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось -

С неба на землю свалилось. (Снег.)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Ведущий: Ребята, вы замечательно поработали, но как настоящие ученые подготовили интересные опыты и вопросы к своим коллегам-представителям других наук. Итак, со своей демонстрацией выступают географы.

Представители группы географии: Как отличить морскую воду от пресной воды не пробуя на вкус? Демонстрация опыта. (Нужно в два стакана, с пресной и морской  (соленой) водой опустить по очищенной картофелине, по уровню погружения картофелин в воду, можно  сделать вывод, что морская вода имеет большую плотность, в воде с большей плотностью предмет всплывает)

Вопросы от географов:

  1.Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)

  2.Как называются начало и конец реки? (Исток, устье.)

  3.У какого водоема бывают рукава? (Река.)

Ведущий: Молодцы!  С демонстрацией опыта и вопросами выступает группа естествознания. (В две емкости добавить пищевой краситель, а затем немного растительного масла, размешать деревянной палочкой.) Вопрос: почему  масло и вода не смешиваются, и масло плавает на поверхности воды?

*Справка для педагога. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже  если Вы попытаетесь налить   половину масла и половину воды, затем  размешаете хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, пищевой краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Если добавить таблетку аспирина, то получим бурлящую лаву. Когда Вы льете воду в  стакан с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это,  то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло.

Вопросы от  группы естествознания:

1. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)

2. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это? (Названия морей.)

3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%.)

Ведущий: Молодцы!  С демонстрацией опыта и вопросами выступает группа экологов.

(В одну емкость с водой насыпают ложку земли и размешивают, сворачивают жгутом бинт, один конец жгута опускают в емкость с загрязненной водой, а другой в пустую емкость, емкость с водой ставим выше( как на слайде) Вопрос: что это такое?(Это фильтр, через некоторое время вода по жгуту перетечет в другую банку и будет  более чистой. Проверено!)

Вопросы от  экологов:

1. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал.)

2. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка.)

3. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%.)

Ведущий: Ребята, можем ли мы назвать воду волшебной?

Дети: Можем.

Ведущий:  Что мы можем сделать, что бы сохранить это волшебство?

Ответы детей: экономно расходовать, не загрязнять окружающую среду и т.д.

Ведущий: Мы можем создать плакаты, призывающие беречь воду?

Дети: Да.

Ведущий: Приступим (Можно включить фильм о Байкале, как фон)

Представление и защита плакатов. 

Ведущий. В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т. д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

 Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарИт.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

 Рефлексия (карточка с заданием  «Продолжить фразу»):

 Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

 Используемая литература:

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся ОУ/ А. А. Плешаков – 12-е изд. – Просвещение, 2011, 223с.

Экологические сказки: Пособие для учителей/Сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель,2005, 57 с.

Кулинч Г.Г. Сценарии мероприятий: 1-4 классы. – ВАКО, 2006, 176 с.

Праздники круглый год: в учебное время и лето /авт.- сост. О.В.Калашникова. –Волгоград: Учитель, 2005, 98 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эта волшебная вода Учитель начальных классов МБОУ «СШ №4» г.Десногорска Ермакова Наталья Владимировна

Слайд 3

«Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Слайд 4

Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери , самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»

Слайд 5

« Капля воды дороже золота » - так сказал великий русский ученый Д.Менделеев .

Слайд 7

Земля удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн. км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной

Слайд 8

В таких регионах, как США, Китай и Индия, темпы потребления подземных вод превышают темпы их пополнения, и происходит постоянное снижение уровня грунтовых вод. Часто некоторые реки, такие, как Колорадо в США и Хуанхэ в Китае, пересыхают до их впадения в море.

Слайд 9

По статистике всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний и 52% детских смертей связано с некачественной водой. Вода занимает 70% человеческого организма и каждые 18 дней обновляется. В настоящее время более 40 процентов населения мира живет в районах, испытывающих среднюю или острую нехватку воды.

Слайд 10

Физкультмнутка .. Аква - с лат. — «вода», гидро - от греч.- вода

Слайд 11

Здесь замешаны целых 2 фактора. во-первых, плотность жидкостей. Как известно - менее плотные тела стараются подняться вверх относительно более плотных. Пример: менее плотный горячий воздух всегда поднимается вверх, относительно холодного. Менее плотный пенопласт плавает на поверхности более плотной воды и т.д. В нашем случае, масло имеет меньшую, нежели вода, плотность и стремиться занять верхнее положение. Второй фактор - полярность молекул воды и масла. Молекула воды состоит из полярных молекул. Т.е. такая молекула имеет с одной стороны - положительный заряд, с другой - отрицательный. Как известно, противоположные заряды - притягиваются, а значит и молекулы воды отлично притягиваются друг к другу. Молекулы масла - неполярные, они покрыты "оболочкой" лишь отрицательных зарядов, и такая молекула наотрез отказывается притягиваться в полярной молекуле воды. Именно поэтому вода и масло - не смешиваются.

Слайд 12

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Слайд 13

Активированный уголь широко используется производителями фильтров для воды. Он не только устраняет неприятные запахи различных примесей в воде, но и адсорбирует большинство вредных веществ. Чтобы очистить воду, нужно упаковать 5 таблеток активированного угля в марлю или вату и поместить их на дно сосуда для воды. К утру вода будет очищена. Очищение с помощью шерсти Еще один народный метод очистки воды. Один конец шерстяной нитки нужно опустить в посуду с водой, а другой - в пустую. Вода станет капать из полной в пустую посуду уже хорошо очищенной. Через такую очистку воду можно пропускать несколько раз.

Слайд 15

В Российской Федерации принята целевая программа « Чистая вода » . Она предусматривает такие меры: 1) рациональное использование водных ресурсов; 2) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; 3) повышение уровня защищённости водных ресурсов; 4) принятие законодательных актов.

Слайд 16

Мне было интересно… Я сегодня понял, что… За что ты можешь себя похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)

Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Методическая разработка экологической игры - викторины для начальной школы «Будь другом природе».

предлага. разработку внеклассного мероприятия по экологии для детей начальной школы. Данный методический материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. ...

Методическая разработка занятия "Экологическая игра-викторина "

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей...

Методическая разработка мероприятия: «Экологическая игра "Знатоки птиц", посвященная Международному Дню птиц»

Методическая разработка мероприятия:  «Экологическая игра "Знатоки птиц", посвященная Международному Дню птиц»...

Методическая разработка мероприятия: «Экологическая игра «В гостях у природы»

Методическая разработка мероприятия:  «Экологическая игра «В гостях у природы»...