К вопросу о развитии творческой активности учащихся.
Обсуждение достаточно отвлеченных теоретических понятий часто вызывает у педагогов-практиков саркастическую улыбку. Действительно, может показаться, что администраторы от педагогической науки в очередной раз вознамерились продемонстрировать свою нужность и опять занялись словесной эквилибристикой. Однако, в педагогическом коллективе, где собрались представители самых разных областей знания, особенно необходима единая психолого-педагогическая платформа всех педагогов. Единое понимание цели и смысла собственной деятельности, как развития личности учащихся (но разными средствами: научного исследования, художественного творчества, спорта и т. д.) необходимо для того, чтобы, оставаясь в рамках своей культурно-профессиональной традиции, педагог не подменял развитие способностей, творческой активности, мировоззрения ребенка задачей совершенствования в своей узкой области, подготовкой к профессиональной деятельности; понимал приоритетную значимость субъективно ценных достижений в области ближайшего развития ребенка (например, известных закономерностей в экологии или личного рекорда в спорте) в противовес объективно новым данным и абсолютным рекордам. И именно понимание и направленность на решение прежде всего педагогических задач может превратить сотрудников учреждения в единый педагогический коллектив, поли профессиональное образовательное сообщество. Какой же приоритет в образовательной деятельности в самых разных областях может явится единой платформой для науки и спорта, живописи и игр? В качестве одного из таких подходов можно обратиться к понятию “творческой активности”. Это понятие особенно актуально в современном информационном обществе. Подчеркнем акцент в понятии “активность”. Под активностью мы будем понимать только позитивную активность, направленную на реализацию личностно и социально значимых целей разрешенными и одобренными в обществе средствами. В самом деле, можно представить себе процесс развития личности, основанный на асоциальных средствах, и этот процесс и его результат для отдельной личности может быть значимым и целесообразным. Однако одна из главнейших задач образовательного учреждения состоит в социализации личности, в этом его воспитательная функция, поэтому постольку, поскольку мы говорим об активности, инициируемой в образовательном учреждении, мы с необходимостью должны потребовать ее позитивной направленности. Приведем рабочее определение творчества (рабочее – подчеркивающее одну из наиболее существенных его особенностей, необходимых для работы над проблемой в заданном нами контексте). Творчество – способ наиболее разностороннего, полного, эмоционально, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в познании мира. При этом под познанием мы будем понимать процесс практического освоения закономерностей и связей явлений через собственную предметную деятельность. Поясним это рабочее определение. Каждый человек конституционально имеет определенные потребности, которые он стремится удовлетворить. Эти потребности организованы в некую сферу потребностей, которая на каждом этапе развития человека определяет его запросы, поведение и др. У ребенка главной потребностью выступает потребность в познании в той или иной своей форме. Потребности могут осознаваться или не осознаваться индивидуумом. Этим определяется характер их удовлетворения. Во втором случае потребности руководят поведением на интуитивном уровне, нередко приводят к повышенному чувству тревожности, ощущению невозможности удовлетворения в жизни, порождают навязчивые поиски интуитивно ощущаемых желаний. В этом случае поиск средства удовлетворения потребности происходит бессистемно, случайно, за такие средства постоянно принимаются первые попавшиеся средства; осознание, что это “не то”, приводит к еще большей депрессии, поисков ухода в “виртуальный мир”, в котором проблемы приглушены или извращены. Путь к направленному развитию и саморазвитию личности лежит через осознание собственной сферы потребностей. Наиболее эффективно процесс осознания протекает через самореализацию в какой-либо предметной деятельности. Включение в деятельность в какой-либо общности, помимо работы с конкретным объектом, предполагает широкий спектр личностных коммуникативных связей через коллег, в том числе преподавателей, в профессиональной, общекультурной и других областях, что обеспечивает включение процесса осознания потребностей в определенную культурную традицию, осознание того, что ты не первый, перед кем встала эта проблема, понимание богатства и разнообразие путей, которыми эта проблема решалась предыдущими поколениями, т. е. вокруг предметной деятельности формируется эмоционально и культурно насыщенная среда. Предметная деятельность, помимо осознания собственной сферы потребностей, дает технологию реализации потребности, что определяет свободу и уверенность в плодотворности собственной деятельности. Наличие устойчивых навыков предопределяет активность человека в отношении к собственной деятельности, к ее развитию. Деятельность в условиях эмоционально и культурно насыщенной среды создает возможность, в процессе реализации деятельности, возникновения особого трансцендентного состояния человека, характеризующегося откровением в видении, понимании, путях реализации собственной деятельности и ее отношении к окружающему миру, акта творчества, характеризующегося обретением человеком нового видения сущностей. Именно через акт творчества происходит максимально полное, насыщенное и глубокое удовлетворение человеком своей потребности в познании мира. Таким образом, путь наиболее эффективного развития личности проходит через осознание собственных потребностей в процессе предметной деятельности, происходящей в культурно богатой среде и могущей привести к своей высшей форме – акту творчества как высшей форме самореализации личности. Таким образом, творческая активность – устойчивое качество личности, формируемое образовательными средствами, характеризующееся осознанием собственных потребностей, пониманием их культурных оснований, владением технологией реализации средств их удовлетворения и возникающей мотивацией на создание качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами. Развитие творческой активности является прежде всего воспитательной задачей, поскольку определяет социально активную позицию ребенка и задает его мотивацию для собственного развития в некотором коридоре, соответствующем определенной культурной традиции. В творческой активности можно выделить две составляющих. Первая – желание и возможность к достижению акта творчества. Эта составляющая определяется внутренней культурой личности, владением некоторым багажом знаний, наличием авторитетов – людей, чья деятельность для данного учащегося является значимой и желаемой для подражания. Второе – умение выразить открывшуюся сущность в общепонятном культурном тексте. Эта составляющая определяется владением техниками обработки материалов, методиками и т. д. Творчество характеризуется некоторыми устойчивыми чертами, среди которых необходимо отметить следующие. Предметность (творчество всегда имеет дело с каким-то конкретным предметом, материалом, опредмечено определенными формами, через которые оно восходит к видению глубинных сущностей). Акт творчества является событием глубоко личностным. Коммуникативные, особенно достаточно богатые связи способны его инициировать, однако его нельзя вызвать, ему нельзя обучить, оно является самостоятельным проявлением личности, которой даны определенные культурные, деятельностные, ценностные основания. Продуктивность – творчество всегда находит свое выражение и завершение в каком-то конкретном предмете или продукте. Без этого творчество не является завершенным. Исходя из изложенных представлений можно представить себе следующую схему творческого процесса: 1-й этап характеризуется включением ребенка в некую культурно деятельностную среду, создаваемую с помощью привлечения кадров – носителей культурной традиции в той или иной области, ресурсным обеспечением, обучением некоторым технологическим навыкам деятельности с предметом, созданием коммуникационных связей внутри некоторого перечня организационных форм образовательной деятельности (классные занятия, экспедиции, экскурсии и др.). Этот этап формирует мотивацию – главную предпосылку активности, создает вектор мотивации на удовлетворение собственных познавательных потребностей на максимально эмоционально, ассоциативно богатом уровне, вызывает стремление к творчеству – высшему способу удовлетворения потребностей. На 2-м этапе происходит собственно акт творчества. Этот этап, как было сказано выше, является глубоко личностным, у кого-то он не происходит никогда, у кого-то достаточно часто, у кого-то он единовременен, у кого-то достаточно растянут во времени. И третий этап характеризуется приведением явившейся сущности к общепонятным формам (продукту), выражением ее в определенном культурном тексте. Из этой схемы вытекает две задачи образовательного учреждения при развитии творческой активности. Первая – в проектировании и реализации культурно-образовательного сообщества, культурно-образовательной среды, внутри которой происходит выход на творчество (независимо от конкретного предмета). Вторая – в обучении общим технологическим навыкам представления нового сущностного видения и представления в виде понятных и общепринятых продуктов (культурных текстов). Рассмотрим это на примере исследовательской деятельности учащихся. В этом случае образовательный процесс происходит на основе исследовательской специализации – отдельного предметного учебного подразделения (например в области экологии или фольклора). Специализация в основных своих звеньях представляет собой модель научной школы – одного из самых эффективных моделей меж поколенной трансляции культурных норм и ценностей. Ведущей культурной традицией является традиция русской научной школы (прежде всего естественнонаучной). Работающие в специализации действующие научные сотрудники из ряда институтов РАН и вузов, несут в себе определенную ауру принадлежности к научному сословию – в стиле отношения к собеседнику, особенностях речи, рассказах и воспоминаниях о личном общении с авторитетами науки, отношении к приборам и т. д. Они заражают ребят значимостью своей деятельности. Не нужно забывать, что для большинства ребят такое общение может явиться единственным окном во “взрослый мир”, возможностью равного общения с профессионалами, имеющими имя в своей области. В самом деле, для школьного учителя основой его профессиональной деятельности является обучение детей, она происходит здесь же, в школе. Как все происходит “в настоящей жизни” ребята порой знают только понаслышке, тем более, что для многих из них равный диалог по профессиональным проблемам с родителями представляет существенную трудность. В процессе работы специализации происходит проектирование и реализация творческой среды. Одновременно формируются навыки работы с исследовательскими методиками – главным инструментом научного творчества (в изобразительном искусстве ту же функцию выполняют техники масляной живописи или графики). Владея методикой, зная историю и особенности ее применения, характер возможных результатов, имея перед глазами руководителя, который способен к высокой степени обобщений полученных результатов, возникает возможность для творчества, которое в данном случае означает в интуитивном понимании особенности и предмета применения методики для получения не предопределенного результата, а затем откровение при обобщении полученных данных, позволяющее уловить новое видение исследуемого явления. Третий этап творчества состоит в представлении нового видения в общедоступном виде (графики, таблицы, фиксация сделанных допущений, просчет ошибок и т. д.), которое позволяет корректно обосновать полученное видение (или результат). Подобная же цепочка реализуется и в любой другой области, в которой может быть реализовано творчество. Задача воспитания творческой активности как культурного качества личности, таким образом, сводится к проектированию образовательной среды, задачи которой стояли бы в зоне ближайшего развития учащегося, обучению техникам работы с материалом, высвечиванию предмета деятельности с исторических, предметных, культурологических и др. позиций; и далее к индивидуальной работе с учащимися по наиболее адекватной фиксации и представлению продуктов творчества. |