Работа с родителями
методическая разработка (1 класс)

Шмелёва Яна Сергеевна

Планы проведения родительских собраний на различные темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya_dlya_1_klassa.docx562.35 КБ

Предварительный просмотр:

https://school14-slob.ru/wp-content/uploads/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 1

«Доброе начало , или  Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»

Цель: профилактика школьной дезадаптации.

Задачи: 

- психолого-педагогическое просвещение родителей,

- знакомство с понятием «адаптация»,

- анализ причин возникновения дезадаптации и способов её преодоления.

Форма проведения: тренинг.

Участники: родители первоклассников.

Подготовительная работа: памятки родителям первоклассников (приложение 3), листы с вопросами «Кто я? Какой я?» (приложение 4).

Материалы: мягкая игрушка, музыка, детские фотографии родителей, ручки.

ХОД СОБРАНИЯ

Звучит мелодия, родители располагаются по кругу.

Вступление. Знакомство.

        Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе».

Но, прежде чем начать наш разговор, мне бы хотелось с вами познакомиться. Давайте сейчас каждый из вас, передавая игрушку, представится, сообщит, чей он родитель и скажет что-нибудь положительное о своём ребёнке (учитель начинает с себя). …Спасибо всем за участие!

        Основная часть.

        Вот в такой доброй и теплой атмосфере мы с вами и поговорим об адаптационном периоде  первоклассников к обучению в начальной школе.

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление к новым условиям.

Почему именно в этот период мы говорим о том, что необходимо быть очень внимательным к тому, как протекает данный процесс? Начало обучения в школе – это очень напряженный период, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных способностей и физических сил. Школа кардинально изменяет образ жизни ребёнка. Процесс знакомства со школой, её правилами, учителем и сверстниками очень труден для ребёнка своей новизной. А ситуация новизны для каждого человека является тревожной, вызывающей беспокойство. Это характерно и для взрослых, а уж тем более, для ребёнка, который недавно покинул знакомые и родные стены детского сада, где были такие знакомые воспитатели, друзья, все правила поведения. Попадая в школу, ребёнок начинает ощущать эмоциональный дискомфорт,  прежде всего из-за того, что в его жизни появляется новый взрослый — учитель, которого он ещё не знает, он знакомится сразу с большим количеством детей. Для него все школьные правила — новые, всякое дело для первоклассника ново, и трудности могут возникнуть там, где взрослый их и не предполагает.

Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от сформированности положительных эмоциональных установок по отношению к школе.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Теперь давайте поговорим о том, как вы родители можете помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни.

1. В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:

  • будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
  • придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;
  • встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.
  1. Что же делать, если появились первые трудности?
  • будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание   должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок.
  • ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к  озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе;
  • серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.

И еще… Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том, и другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!» Помните, пожалуйста, это не допустимо! Отдельного внимания заслуживает режим дня – это старый и надежный способ поддержать здоровье первоклассника. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательное полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на свежем воздухе. Для успешной адаптации так же очень важно, чтобы атмосфера в семье была спокойной и стабильной. Неправильные методы воспитания, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье и школе – все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, во многом зависит от вас, уважаемые родители, и помните: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего».                                                                                                             А теперь мы перейдем с вами к практическим упражнениям, которые помогут вам лучше усвоить полученные  рекомендации.

Упражнение «Кто я? Какой я?»

Цель: способствовать рефлексии, раскрытию собственной индивидуальности, осознанию многообразия своих социальных ролей.

        Я раздам вам листочки, которые разделены на две половинки. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. На выполнение 5 минут. (Родители в течение отведенного времени отвечают на вопросы «Кто я?» и «Какой я?».) А теперь давайте прочтем, какие качества вам удалось в себе обнаружить.

        Итак, мы попытались с вами заглянуть в собственную индивидуальность. Оказывается, мы все разные и освоили в своей жизни не менее 8 социальных ролей. Лучше всего нами освоены «взрослые» роли, но давайте вспомним про то, что и мы сами были когда-то детьми.

Упражнение «Детское фото»

Цель: актуализация детских впечатлений, осмысление своего детского опыта.

Вы принесли с собой свои детские фотографии. Посмотрите внимательно на них. Постарайтесь вспомнить этот период вашей жизни, ваших родителей, то, какими они были. Вашу первую учительницу, ваше самое первое сентября. За какой партой вы сидели, с кем дружили? Припомните, чего вы ждали от школы, с чем были связаны ваши надежды и страхи. Важно ли было для вас,  гордятся ли вами ваши родители? Какой поддержки вы ждали от них? Что делало вас счастливыми и что вас огорчало?  Вспомните ваши первые победы и разочарования. Погрузитесь на время в ваше детство. Можете закрыть глаза.

Включается спокойная музыка на 5 – 8 минут.

Итак, вы пережили вновь ваши детские впечатления. Подумайте, похожи ли на вас ваши дети?  Вы знаете, все мы давно выросли, но порою очень важно ощущать то, что внутри нас продолжает жить маленький ребенок со своими страхами и обидами, счастливыми моментами и трагедиями. Вспоминайте чаще себя в детстве. Это поможет вам лучше понимать своих детей. У них ролевой репертуар тоже достаточно широк (они дочери или сыновья, внуки, ученики, друзья и т.д.), но у многих еще не установилась самооценка. Мы можем помочь детям в формировании и того и другого. Давайте им обратную связь, не оставляйте без ответа их вербальные или невербальные запросы, оказывайте им поддержку и помощь.

Заключительная часть.

        В заключение, хотелось бы пожелать вам, уважаемые родители: ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Ведь, чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05fc/00154f33-dd910438/img0.jpg

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 2

«Ребята и зверята»

Цель: осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Задачи:

- повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их  ребенка;

- способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей;

- предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.

Форма проведения: тренинг.

Участники: родители первоклассников.

Подготовительная работа: бланки анкеты на каждого родителя (приложение 6), видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Остера, рекомендации (четырех типов) для родителей (приложение 7).

Материалы: мягкие игрушки (до 30 штук), музыка, ручки, портреты героев мультфильма «Завтра будет завтра», черный цветок «Неприятие», красный цветок «Принятие».

ХОД СОБРАНИЯ

Столы расставлены в форме круга, на столах анкеты и ручки. У входа в кабинет – стол, на котором множество мягких игрушек. Психолог, встречая родителей, предлагает каждому родителю на свой вкус выбрать игрушку и занять место за столом.

Вступление.

        Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Каждый из вас выбрал игрушку, поэтому я сейчас попрошу всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал (а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем…»; «А мой ребенок похож (не похож) на неё, потому что…».

... Спасибо всем!

Основная часть.

        С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешними данными, но и индивидуальными психологическими особенностями. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.

Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста (каждый родитель заполняет анкету).

        А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось (интерпретация результатов анкеты).

Наверное, каждый из вас смотрел мультфильм по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра», где главными героями являются попугай, мартышка, слоненок и удав. Сейчас я предлагаю вам ещё раз посмотреть видеозапись мультфильма и внимательно понаблюдать за его героями. Среди них – ваши дети. (Просмотр мультфильма).

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

«ПОПУГАЙ» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.

        Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости,  и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Взрослым, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

        Итак, главные черты нашего «попугайчика» - оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он – заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.

        «МАРТЫШКА» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.

        Однако и навязывать свое желание такому ребенку не удается – это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний.

        Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»

        «СЛОНЕНОК» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.

        «Слонята» отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, односторонне развитым. При всем этом, он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».

        «УДАВ» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.

        Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.

        «Удавчики» остро переживают обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.

        В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности и отзывчивости.

Работа в группах.        

        А сейчас я предлагаю вам объединиться по полученным результатам анкетирования в четыре группы и поработать сообща (на стол каждой группе ставится картинка – психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав)). На столе у каждой группы – лист с рекомендациями по воспитанию детей каждого типа. Зачитайте «советы» и выразите к ним свое личное отношение, расскажите о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем выбирают выступающего, который высказывает  мнение группы относительно данных рекомендаций.

Спасибо всем за участие!

Заключительная часть.

        Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)

        В таком отношении к ребенку – причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?

        Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке есть некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный и т.д.)

        Я благодарю всех присутствующих за совместную работу, которая, надеюсь, внесет новизну в вашу воспитательную деятельность.

        Проводится рефлексия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...