Этнопедагогические средства
методическая разработка (3 класс)

Сизова Екатерина Сергеевна

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamin_platok.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развёрнутый конспект комбинированного открытого урока по изобразительному искусству и технологии на тему:

«Мамин платок. История платка»

Подарок к Дню Матери

         автор: Сизова Екатерина Сергеевна                                                

                                         учитель начальных классов

Зотова Татьяна Александровна

                                         учитель технологии

Тема урока: «Мамин платок. История платка»

Класс: 3

Учебник: Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» / Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. Под ред. Б. М. Неменского. Учебник «Технология»  3 кл. нач. шк. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова  9-е изд. – М.: Просвещение, 2018 г.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель:

  • учить детей выполнять узор в карандаше и в цвете в квадрате;
  • учить построению изображения гирлянд, букетов, неожиданных узоров;
  • развивать умения смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и задумываться, радоваться и сопереживать;
  • воспитывать аккуратность, мускулатуру рук, любовь к прекрасному.

Оборудование:

  • для учителя: конспект, презентация, образцы, этапы, заготовки, цветные карандаши
  • для учащихся: карандаш, заготовка, цветные карандаши, шерстяные нитки

                                      План (структура) урока:

  • Организационный этап
  • Самоопределение к деятельности учащихся, актуализация знаний.
  • Анализ образцов
  • Мотивация учебной деятельности учащихся. Поэтапное объяснение выполнения работы
  • Закрепление по этапам
  • Самостоятельная работа учащихся с исправлением типичных ошибок
  • Рефлексия

                                                        Ход урока:

Этапы

Содержание

I.Организационный этап

II. Самоопределение к деятельности  учащихся, актуализация знаний

III. Анализ образцов

IV.Мотивация учебной деятельности учащихся. Поэтапное объяснение выполнения работы

V.Закрепление по этапам

VI.Самостоятельная работа учащихся с исправлением типичных ошибок

VII.Рефлексия

СЛАЙД 1

Прозвенел для всех звонок

Приглашаю на урок

Все у парт красиво встали

Здравствуйте! сказали

Сосчитали до 5-ти

И присели за столы

Я, с улыбкой вас встречая

И к вниманью призывая,

Вам желаю от души

Домой с 5-ми прийти.

СЛАЙД 2

Какой праздник мы скоро будем отмечать? ответы детей.

Правильно, 24 ноября (последнее воскресенье ноября) - день матери. А как вы думаете, кому будет посвящен наш сегодняшний урок? (женщине, матерям) Всё верно, сегодняшний урок будет посвящён именно мамам. А чем обычно женщины покрывают голову, чем закрывают шею? Отгадайте загадку…

СЛАЙД 3

Аксессуар я очень важный, —
Хоть меховой, хоть трикотажный
Иль вязаный, д а хоть тряпичный, —
Я грею голову отлично
(Платок)

СЛАЙД 4

Тема урока «Мамин платок».

СЛАЙД 5

Плат, платок неизменный головной убор русской крестьянки. Двойной платок на плечи - шаль - придает праздничность и нарядность русской женщине. Мода на шали пришла в Россию почти 200 лет назад.

Сейчас образ русской женщины неотрывно связан с красочным, нарядным платком.

СЛАЙД 6

В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених, в знак добрых чувств, любви, внимания.

Нарядный платок сохраняет связь с далёким прошлым. Его носят и сегодня.

СЛАЙД 7

Платок - квадратный. На его цветном поле изображают гирлянды, букеты разнообразных цветов или совсем неожиданные узоры, какими их выдумал художник.

Иногда у платков украшают только угол, иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма.

СЛАЙД 8

Надетые на голову или плечи, такие платки придают величавость. Они особенно идут мамам.

Сегодня иногда делают платки, не выделяя на них центр рисунка. И, кажется, будто они сохранили ощущение легкого ветра или прозрачной волны. Такой платок подойдет юной девушке.

СЛАЙД 9, СЛАЙД 10

А для бабушки нужен платок построже и поспокойнее - мягкий и добрый по цвету и рисунку.

А для весёлой и озорной девчонки?

СЛАЙД 11

Художник всегда знает, для кого он делает платок, кого он хочет украсить. И каждая женщина наденет тот платок, который ей идёт, более других выражает её характер.

Ребята, почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива?

СЛАЙД 12, 13, 14, 15, 16

Возможно ли через узор платка выразить красоту раннего утра? Кому бы подошёл такой платок?

Можно ли узорами на платке передать сказочную таинственность наступающего вечера?

СЛАЙД 17

Отличия между платком, косынкой и палантином.

(учитель показывает платки, косынки. палантины)

 Как вы уже догадались, сегодня мы будем созвать прекрасную косынку для наших мам.

На уроке нам понадобится:

Ребята, посмотрите на доску, я принесла вам образцы примерных узоров, которые могут быть на платках. Это могут быть и цветочки, и листочки, и лепесточки, и закорючки. Посмотрите, как можно украсить уголки. Можно нарисовать всё, что подскажет вам фантазия.

1 этап. Ребята, для того, чтобы вы смогли нарисовать красивые ровные платки, нам нужно взять альбомный лист и расчертить его. (показ образца)

2 этап. Затем на расчерченном листе, нам нужно поставить точки, на одинаковом расстоянии: вверху, внизу и по бокам. (показ образца)

3 этап. После того, как вы расставите точки, их нужно соединить горизонтальными и вертикальными линиями, чтобы получился квадрат. Соединять точки нужно плавными линиями, не давя на карандаш. (показ образца)

4 этап. Чтобы было легче нарисовать рисунок на платке, мы должны провести дополнительные линии (диагонали). Посмотрите, как это делать. (показ образца)

5 этап. Далее можно приступать к оформлению, к узору платка. Это может быть рисунок в центре или с помощью всех делений нарисовать круг и рисунок по кругу. Это может быть рисунок в одном углу. (показ образцов)

6 этап. Когда вы нарисуете рисунок в квадрате, приступим к раскрашиванию.

-Как будем раскрашивать? Сначала наносим локальный цвет (фоновый). А вы знаете, как наносится локальный цвет? (показываю 2 разных образца) Какой выполнен правильно?

-Верно. Нужно акварель разбавить водой и очень легко нанести на весь рисунок.

7 этап. Дождавшись, когда рисунок подсохнет, будем раскрашивать теми цветами, которые понадобятся дл оформления рисунка. Это сочные и яркие цвета, их разводить водой не нужно.

-Ребята, что будем делать первым?..вторым?..и т.д.

-Как? (учитель на доске записывает названные детьми этапы).

-Молодцы!

Ребята, я напоминаю вам, что рисовать нужно тонкими линиями, кисточки выживать от воды…

А теперь открывайте альбомы и фантазируйте, придумывайте свой рисунок, свой красивый платок, который вы подарите маме. Представьте, что вы самый известный дизайнер. Выполняя работу, обдумывайте, что можно рассказать о нем на показе (выставке) в Доме Мод. Приступаем к работе.

Учитель ходит по классу. Помогает, если нужна помощь. Повторяет ещё раз, как нужно выполнять работу.

После выполнения работы дети рассказывают о своем платке, что они хотели передать через рисунок, куда этот платок можно носить.

Выставление оценок с комментированием.

Урок окончен. Уберите свои рабочие места.

Источники информации:

Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» / Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. Под ред. Б. М. Неменского. М: Просвещение,2011. 144с

Учебник «Технология»  3 кл. нач. шк. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова  9-е изд. – М.: Просвещение, 2018 г.

http://infourok.ru/urok_v_3_klasse_mamin_platok-288139.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...

Использование этнопедагогических идей в сельской начальной школе

Ознакомление детей с хакасской национальной культурой – это один из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста....

Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников.

Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников. При создании этнопедагогических учебных фотофильмов следует учитывать ...

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...