Нравственное воспитание школьников на материале Великой Отечественной войны
консультация

Ирина Валерьевна Качанова

ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяют задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России. Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Прямая обязанность учителя - помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachanova_i_v.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяют задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России. Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Прямая обязанность учителя - помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников.

Именно на примерах подвигов Великой Отечественной войны, тех испытаний, которые достойно и мужественно вынес наш народ, можно развить способность сделать правильный нравственный выбор, убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Всё дальше и дальше от нас уходит время Великой Отечественной войны. В этом году мы отмечаем великую дату 75 - лет Победы. Время неумолимо. Ветераны уходят, унося с собой свои воспоминания. Это страница истории нашего народа и мы не должны допустить, чтобы она исчезла навсегда. Поэтому для себя я поставила цель: показать детям, что великая Победа это не только история нашей страны, это история каждой семьи, каждого человека.

В достижении своей цели я использую следующие приемы.

Я начала с беседы о том, что дети знаю о Вов. Насколько дети заинтересованы, готовы ли принятию этой информации. Дети знали о том, что в этом году отмечается 75-летие Победы, знали, что прадеды многих воевали. Беседа подтолкнула меня в к дальнейшим действиям.

На классных часах, знакомясь с материалами о героях Великой Отечественной войны, дети открывают для себя смысл таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Мы стремимся подвести ребенка к пониманию, что наш народ победил потому, что любит свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Детям я  предложила семейную анкету о прадедах, которые воевали или работали в тылу. Эту анкету ребята заполняли дома вместе с родителями. Мы можем бесконечно говорить о воспитании духовности и нравственности в учебном заведении, но неизменно основой является семья. Пусть родители помогают своим детям в их поисках. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной, воспитываем интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества.

Эта анкета стала отправной точкой для проекта «Книга Памяти» .

Целью проекта «Книга Памяти»: сбор информации об участии семей в Великой Отечественной войне. А самое главное показать детям, что герой есть в каждой семье. И если мы о них помним, то и поколения, которые будут жить потом, тоже будут о них помнить. Этот проект мы планируем закончить к 9 мая.

Из беседы также я поняла, что из всех городов – героев дети знают Москву и Ленинград. Поэтому первый классный час был посвящен Снятию Блокады Ленинграда. Он проходил 27 января. Я решила начать его с социальной рекламы «Жить» о блокадной Ленинграде.  Дети подготовили небольшие сообщения о жизни и труде в блокадном Ленинграде.

Следующим мероприятие была проектная деятельность «Города – герои воинской славы». Работа была посвящена 6 городам, которые первыми в 1945 году получили это звание; Москва, Ленинград, Сталинград, Брест, Севастополь, Одесса. При подготовке к проекту, группы сами распределили фронт работы, обязанности. Проект нужно было не только создать, но и защитить.

 Дальше следовал открытый классный час, совмещенный с проектной деятельностью «Длинный путь до Победы».

К этому мероприятию дети готовились вместе со мной. Они получили задания, которые нужно было подготовить заранее. Что-то они узнали только на классном часе. Проект был посвящен главным сражения Вов, и какой ценой русскому народу далась эта Победа.

Также ребята подготовили материалы к акции «Звезда Победы».

Важными условиями при подготовке и проведении классных часов, являются активность самих учащихся, их заинтересованность в мероприятии, понимание его значимости, непосредственное участие школьников во всех выбранных педагогами формах работы.

К 23 февраля – Дню защитников Отечества был приурочен следующим классный час. Он был посвящен тоже солдатам Вов. Но этим героям в период войны было столько же лет, как и ребятам. Речь шла о пионерах – героях. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Дети рассказывали ребятах, которые совершали свои подвиги во имя Победы, не задумываясь о том, что могут погибнуть. Больше всего детей потрясло то, как оккупанты относились к этим детям, как их пытали, пытаясь узнать информацию. Мне кажется именно в этом момент ребята поняли, что такое война. Как это страшно. Потому что гибнут не только солдаты, но дети.  

Очень важную роль для младших школьников играют литературные произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Произведения о войне глубоко волнуют учащихся. Они заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах: о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти.

Для такой работы я выбрала такие произведения:

Валентин Катаев «Сын полка»

Любовь Воронкова «Девочка из города»

Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

Лев Кассиль «Улица младшего сына»

Сергей Алексеев «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»

Эти книги рекомендованы для домашнего чтения. К уроку внеклассного чтения дети готовят небольшой рассказ о наиболее запомнившемся сюжете, рисунок по произведению.

Я всегда говорю о том, что очень повезло с родителями. Без них я не сделала бы и половины того, что было запланировано. Они искали вместе с детьми необходимую информацию, интересовались итогами работы: что получилось, что нужно доделать, дополнить. И я поняла, что эта работа важна для них, не только потому, что это нужно на урок, но и потому, что они сами заинтересованы в сохранении истории своей семьи.

Наша работа продолжается. Мы с ребятами постепенно двигаемся в Дню Победы. Постепенно мы создадим «Книгу Памяти». Попробуем участвовать в волонтерском движении вместе со старшеклассниками. А самое главное, я хочу, чтобы наша работа была нужна и востребована и после великой даты.

Мы часто говорим о том, что наша у нашей молодежи не привиты нравственные качества: она не умеет себя вести в обществе, не уважает стариков, грубит им, может использовать ненормативную лексику, не знает историю своей страны, не гордится ее достижениями, победами. А сами мы часто вспоминаем с гордостью о своей стране? Я обратила внимание, что гордимся своей страной только по Великим датам. В остальное время мы все всегда недовольны: недовольны правительством, спортсменами, актерами, фильмами, песнями. И это мы высказываем в присутствии своих детей. Откуда же подрастающее поколение будет видеть пример гордости за свою родину, если мы взрослые ей не гордимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой Отечественной войны

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения....

Патриотическое воспитание младших школьников на событиях Великой Отечественной войны

Материал для проведения внеклассного мероприятия,посвященного памяти Блокадного Ленинграда...

Память о Великой Отечественной войне как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников

Великая Отечественная война - одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю советского  народа. Она оставила неизгладимый  отпечаток в сознании людей и имела тяжелые последствия для нес...

К 80-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне урок мужества о юных героях Великой Отечественной войны в группе продлённого дня "У войны не детское лицо"

О первых днях Великой Отечественной войны.О детях-героях Великой Отечественной войны,о юных партизанах,о юных тружениках на заводах и фабриках,занимающихся изготовлением снарядов; и бомб для фронта.,п...