Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников
статья (3 класс)

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством музыки.

Одним из средств развития нравственного сознания детей является музыка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетанием способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключает в том, что минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и создает настроение человека. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шигаева Л.В.

учитель музыки

ГБОУ СОШ № 547

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Одним из средств развития нравственного сознания детей является музыка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетанием способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключает в том, что минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и создает настроение человека. Следовательно, её содержание, может вызвать в его душе самое благородные или, напротив, самые темные желания. В сегодняшней реальности музыка как фактор воспитания используется современным обществом как антивоспитание. На сегодняшний день интенсивно развивается развлекательная индустрия, в которой музыка преподносится как фон, реклама или развлечение для широких масс не только взрослых, но и для подрастающего поколения. Поэтому существует определенная пассивная позиция у родителей и педагогов и недооценка музыки, как искусства, которое действует при становлении личности детей. В результате теряется громадный потенциал музыки в нравственном подъеме детей, в желании постичь истинную художественность и ценность искусства.

В педагогике и психологии накоплен большой опыт исследовательских работ об интересах, потребностях и психолого-педагогических механизмах формирования личности. Это фундаментальные научные труды Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. Их работы доказывают, что, во-первых, если музыкальные способности не сформированы в раннем детстве, то очень трудно, а иногда и невозможно, в дальнейшем восполнить этот пробел в воспитании ребенка. Во-вторых, музыкально развитие личности ребенка протекает по внутренним законам жизни, но подчиняется воздействию извне, то есть музыкальное воспитание детей, как педагогический процесс охватывает внутренние процессы и внешние влияния в их единстве. Академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев доказали, что центральная нервная система по-разному реагирует на различную музыку. “Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания о прошлом опыте — печальные или радостные, в зависимости от характера музыки” [4,с.24–25]. Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом человеческого внимания, заботой и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Здесь имеет место состояние постоянного напряжения, незащищенность, повышенный уровень тревожности и ожидания возможной опасности. Поэтому на этой почве легко возникают вторичные поведенческие отклонения, низкое нравственное ориентирование детей, их социальная беспомощность, не эффективные способы поведения, нарушения учебной, игровой и трудовой видов деятельности. Музыкальная культура развивает такие нравственные чувства, как любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, она способна пробудить в душе ребенка даже чувство стыда и желание исправиться, стремление пожалеть, совершить доброе дело, учиться быть внимательным к людям и окружающему миру, то есть ориентировать не на потребление, а на желание служения людям и окружающему миру, а это служит явным сигналом начала пробуждения самосознания. Доказано, что в процессе музыкального обучения и воспитания наблюдается динамика развития интеллекта, обогащения активной речи, улучшается мышление. Музыкальная деятельность с детьми способна развивать детскую самостоятельность, позволяет ослабить постоянный контроль со стороны учителя, когда правильно подобраны музыкальные произведения, пробуждается скрытые потенциальные возможности, активизируются защитные силы организма, имеется готовность детей к совершению морально-нравственных поступков, вызываются эмоциональные переживания определенной силы, улучшается самочувствие и укрепляется здоровье.

Музыка — искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она играет огромную роль в формировании нравственных представлений детей. Возможность формирования нравственных представлений детей средствами музыки объясняется нравственной сущностью музыкального искусства, которая выражается в преобразовании, познании, оценке, общении. Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни. Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого — формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами.

Таким образом, можно заключить, что регулятивная функция музыки осуществляется в ходе следующих психических процессов:

1) образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального и жизненного содержания, поэтому развеивается мыслительная деятельность внимание, сосредоточенность, память;

2) развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку, воспитываются такие качества личности, как доброта, сочувствие, любовь;

3) улучшается положительная мотивация поведения, сознательная саморегуляция учебной деятельности

4) снижается степень тревожности за счет подходящего психологического климата

5) на учебном процессе в начальной школе;

6) развиваются творческие возможности;

7) формируется толерантность и подготовленность взять в толк и взять культуру носителей иной культуры;

8) формируются высоконравственные позиции, эстетические интересы.

В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

‒ Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом;

‒ Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным;

‒ Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим;

‒ Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий. [1,с.16]

Развивающий потенциал музыки зависит от того, какая конкретно музыка употребляется преподавателем и каким образом исполняется процесс ее восприятия ребенком.

Хорошими аспектами к отбору музыкальных произведений, развивающих эмоциональную чуткость к музыке, будут:

‒ яркость, насыщенность музыкального вида и музыкального повествования, очень интересная для ребенка, вызывающая у него энтузиазм;

‒ богатство эмоционально переживаемых цветов музыкальной интонации;

‒ педагогическая разработка развития эмоциональной сочувственности

‒ подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (присутствие эксперимента переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);

‒ инструментальные творения, как верховодило, не связанные с текстом и с буквально определённым сюжетом музыкального повествования;

‒ особое хитросплетение средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп и ритм, выкройка музыкального творения и др.;

‒ наличие солирующего прибора (фортепиано, скрипка, рожок, окарина, гобой, хоть какой иной аппарат), выделяющего четкость мелодии музыкального творения;

‒ музыкальная драматургия творения сочиняет ныряние в одно эмоциональное положение, его цвета (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, инновационные эстрадные композиции);

‒ произведения с многократной повторяемостью мелодии (в этом случае у ребенка возникает вероятность наиболее буквально найти эмоциональное положение вида);

‒ длительность звучания музыкального творения;

‒ художественность выполнения музыкального творения учителем музыки. Эмоциональная чуткость детей имеет место быть в легкости, с которой выразительные составляющие звучания передают надлежащие треволнения. Эмоционально-познавательная роль музыки теснейшим образом связана с эмоционально-выразительными исполнительскими движениями. С поддержкой исполнительских движений и в процессе их освоения.

Мы определили, что конструкция эмоциональной культуры, подключает такие элементы: эмоциональная чуткость, эмоциональная саморегуляция, сопереживание, направление личности на свои треволнения.

Особенности процесса нравственного воспитания младших школьников изучали А. В. Рожков, Н. А. Высотская, которые выявили, что нравственное воспитание включает в себя внешние педагогические воздействия, деятельность школьника и внутренние факторы развития личности. И. Н. Ягодина, В. Н. Серов отмечали, что нравственное воспитание в начальных классах носит ярко выраженный обучающий характер, но оно может быть успешным лишь при обеспечении единства и единовременности формирования нравственных знаний, мотивов и опыта поведения. При этом опыт поведения самих детей является не только результатом применения нравственных знаний, но и их источником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного развития младших школьников.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомитьс...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...