Влияние коллективной творческой деятельности на развитие личности обучающихся
статья

Зинина Татьяна Романовна

 В статье рассматривается работа по методике И.П. Иванова как один из способов организации воспитательной работы в школе в современных условиях .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одно из требований ФГОС НОО  – это то, что обучение и воспитание должны носить системно-деятельностный характер, когда обучающиеся не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно и выбирает те виды деятельности, которые удовлетворяют их потребностям в саморазвитии и самореализации, а также формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В ФГОС НОО представлен «Портрет выпускника начальной школы», который задаёт четкие ориентиры педагогам при организации работы на уроке и во внеучебной деятельности. В соответствии с этим требованием выпускник начальной школы должен обладать следующими качествами: «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, готовый самостоятельно действовать и отвечать за поступки перед семьёй и обществом, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».

Изучив понятия, направления, формы и виды внеурочной деятельности, требования ФГОС начального общего образования, мы пришли к выводу, что одним из оптимальных вариантов ее организации является коллективная творческая деятельность, которая создает условия для успешного решения поставленных стандартом задач, раскрытия личности младших школьников, их социализации.

Коллективная творческая деятельность является особым видом организации воспитательной работы, в процессе которой происходит коллективное осмысление (обучающихся, родителей, педагогов) и поиск путей решения проблемы. Она отличается от воспитательного мероприятия тем, что педагог ставит воспитательные задачи перед школьниками незаметно, побуждая детей включиться в их определение; а также в выбор формы будущей деятельности, способа ее организации.

Основной формой реализации коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (КТД). Понятие «КТД» было введено в середине 60-х годов XX века Ивановым Игорем Петровичем, который продолжил развивать педагогическое наследие А.С. Макаренко. По определению И.П. Иванова [10], КТД представляет собой форму организации воспитательной деятельности, которая характеризуется практической направленностью (заботой об улучшении окружающей жизни), творческим подходом и коллективной организацией. Это создает уникальные условия для самораскрытия личности как детей, так и взрослых.

В процессе коллективных творческих дел происходит развитие трёх сторон личности обучающихся [10]:

  • познавательно – мировоззренческая (научные взгляды, идеалы, убеждения);
  • эмоционально – волевая (чувства, стремления, потребности, интересы);
  • действенная (общественно-необходимые навыки и способности, привычки).

 Сущность каждого КТД состоит в том, что оно даёт общую идею поиска, в процессе организации и планировании каждый обучающийся может предложить свой способ, взять на себя ответственность за реализацию определенного поручения.  Именно в процессе коллективной творческой деятельности обучающиеся могут взглянуть на себя со стороны, оценить других и свои возможности.

В основе КТД лежат три основные идеи:

  • коллективное (обучающиеся и взрослые совместно планируют, подготавливают, проводят и обсуждают);
  • творческое (нестандартное, создаваемое в совместной творческой деятельности, когда учитываются интересы и потребности каждого); 
  • дело (занятие, событие как забота об улучшении своей и коллективной жизни).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся.Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, п...

Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность...

Коллективное творческое дело "День семьи" для обучающихся начальной школы

Коллективное творческое дело "День семьи" для обучающихся начальной школы...