Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников.
статья

Любина Людмила Владимировна
Статья о методах и приёмах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников

 

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

К теме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно ее особенности, установки, взгляды, приемы и методы.

                Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного                                     процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.                                                                                                              

              Учитель обязан всегда помнить о том, что задания ученик должен выполнять без назидательности и принуждения, при этом поддерживать у него естественный интерес ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса в проблемной ситуации, направленного на ее расчленение и всестороннее исследование    

           Задача педагога в начальных классах - создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.

                Существуют различные методы, направленные на развитие творческих способностей.

Методы - это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала .

В ходе внеурочной деятельности можно использовать следующие методы: словесный, наглядный, практический и ТРИЗ.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и другие. В процессе обучения обучающий посредством устной речи излагает и объясняет учебный материал, а обучаемые посредством устного восприятия запоминают и усваивают учебный материал.

Наглядные методы обучения желательно применять для обучаемых, имеющих хорошее визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются совместно со словесными методами обучения. К наглядным методам относятся иллюстрация (просмотр картин, иллюстраций) и демонстрация (просмотр фильмов)

Практические методы обучения относятся упражнение, игра и т.д. Во время использования этих методов обучения применяются следующие приемы: постановка задания, планирование выполнения задания, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков.

Практические методы применяются совместно со словесными и наглядными методами обучения. Поскольку практической работе должна предшествовать подача теоретического материала, практическая работа будет являться продолжением и закреплением теории, также необходимо предоставить обучаемым инструкцию о том, как именно необходимо выполнять практическое задание.

Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом именно методы ТРИЗ помогают в этом.

ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения.

В рекомендации представлена актуальность, почему стоит развивать творческие способности, на что следует обратить внимания родителям и учителям, на успехи ребенка или наоборот неудачи, как правильно вести себя с детьми.

Технология ТРИЗ показало:

1. Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность любого занятия, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе

2. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

3. ТРИЗ – технология обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность.

Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Таким образом, традиционные методы и методы ТРИЗ работают на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

 Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников

Метод мозгового штурма

Данный метод изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в конце тридцатых годов двадцатого века. Есть разные модификации данного метода. Он может употребляться не только в индивидуальном, но и в групповом режиме. Чаще всего можно наблюдать последний способ.

Технология мозгового штурма основывается на факте, что есть люди

а) фонтанирующие новыми, оригинальными идеями и предлагающие нестандартные, иногда даже -- не вполне «адекватные» решения. Это категория людей не особенно заботится о практической ценности выдвигаемых предложений и не слишком способна подвергать их взвешенному критическому рассмотрению;

б) склонные к анализу, умеющие рационально и доказательно аргументировать свою точку зрения. Они четко представляют себе практическую ценность своих идей и способны подходить к ним критически.

Технология мозгового штурма строится на успешном сочетании основ объединения и разделения разнородных элементов. В одной группе объединяются как профессионалы, так и новички и непрофессионалы в обсуждаемой области, представители разных специальностей, люди с различными интересами. Одним из принципиальных условий успешного традиционного мозгового штурма считается разделение во времени интенсивного генерирования идей и их критического анализа. Помимо этого, группы «криэйторов» и «критиков» нередко состоят из различных участников.

Принципиальные правила группового мозгового штурма

• участники должны стараться продуцировать любые, даже самые фантастические и нереальные на первый взгляд идеи и предложения, оставляя за критиками их дальнейшую оценку и отбор;

• дается установка сгенерировать максимальное количество идей;

• не приветствуются смещения темы обсуждения в сторону от изначально поставленной задачи или проблемы;

• любые предложения и идеи высказываются без всяких обоснований, аргументаций и доказательств;

• в момент генерации идей жестко запрещается всякая критика и ирония в адрес друг друга;

• предложенные идеи могут дорабатываться и модифицироваться;

• между участниками изначально должны быть доброжелательные отношения, необходимо всячески избегать конфликтов в процессе сессии.

В контексте решения практических задач из различных областей жизни, деятельности, бизнеса, науки, технологий и пр. процедуру мозгового штурма можно разделить на следующие основные этапы

• определение проблемной области;

• постановка задачи;

• подбор оптимальной по составу и количеству участников группы;

• генерирование идей;

• анализ и оценка практичности и потенциальной эффективности предложений;

• поиск возможностей для реализации отобранных идей;

• практическая реализация и внедрение;

• итоговая проверка качества идей и эффективности их реализации.

Одним из главных факторов, характеризующих эффективность мозгового штурма, считается групповая динамика и взаимодействие между участниками группы. Это взаимодействие во многом имеет возможность реализовываться посредством срабатывания психологических механизмов: трансляции «творческого эмоционального фона», когнитивного обогащения и сравнения.

Все же приобретенные в последние десятилетия экспериментальные данные говорят о том, что, кроме бесспорных положительных сторон, мозговой штурм как метод формирования творческого потенциала, решения задач и разрешения проблемных ситуаций имеет и ряд недостатков. Один из недостатков этого метода является малая производительность при больших затратах времени.

Работа в группах мозгового штурма нередко приносит его участникам настоящее удовлетворение. Несмотря на то, что объективно мозговой штурм далеко не всегда является наиболее эффективным в сравнении с индивидуальным творчеством, его смело можно рассматривать в качестве прекрасного средства развития творческого потеницала. Не менее интересным может оказаться использование и иного метода -- метода синектики, схожий по некоторым характеристикам с мозговым штурмом.

Метод синектики

Метод синтектики был предложен У. Гордоном. Он использует активизацию некоторых бессознательных механизмов в ходе творческой деятельности. Главный упор в данном методе делается на эмоциональных аспектах мыслительной активности человека, которые проявляются на внерациональном уровне и приводящих к активизации метафорического мышления. Как и мозговой штурм, метод синектики может применяться в группе. Но кроме сходства, между этими 2-мя методами есть и значительные различия. Во-первых, если в группах мозгового штурма соперничество между участниками не приветствуется и делается упор на достижении общегрупповых целей, то в группах синекторов фактор соревнования и конструктивной конкуренции может оказывать стимулирующее воздействие на их членов. Вовторых, в случае если в мозговом штурме наиболее весомую роль играют умственные характеристики его участников, стиль мышления и так далее, то в синектике -- прежде всего характеристики и параметры эмоциональной сферы группы.

При всем этом работает два главных принципа:

• превращение известного в неизвестное;

• превращение неизвестного в известное.

Наиболее увлекательным и перспективным с точки зрения стимуляции творческого воображения считается принцип превращения известного в неизвестное. Это означает нахождение в объекте новых и внезапных свойств и качеств, взгляд на него под совсем другим углом зрения. Для того чтобы сделать знакомое незнакомым, используются некоторые «хитрости», основанные на использовании различных аналогий

• прямой,

• личностной (персонифицированной),

• фантастической,

• символической.

Прямая аналогия. Ее использование подразумевает сопоставление аналогов из самых разных сфер жизни. Иными словами, принцип функционирования одной системы (чаще биологической) «переносится» в иную область для решения в ней намеченной цели либо проблемной ситуации.

Пример. Механизм работы червяка был применен для создания технического прибора для движения в грунте.

Личная (персонифицированная) аналогия подразумевает идентификацию субъекта со всей системой, требующей усовершенствования, либо с элементом данной системы. Чем качественнее человек это сделает, тем лучше у него получится увидеть обстановку, проблемную область либо главное противоречие «изнутри». Это может помочь отыскать уникальное решение проблемы.

Пример. Для наиболее качественного понимания закономерностей теории относительности Альберт Эйнштейн время от времени представлял себя лучом света, движущимся по кривой траектории.

Фантастическая аналогия просит оставить ограничения. Для этого человеку необходимо задействовать воображение и на время допустить такую проблемной ситуации либо её элемент, существование которого в реальной жизни кажется невозможным.

Пример. Владельца одного магазина волновала мысль о том, как обрести обратную связь от клиентов. Фантастическая аналогия «клиенты» -- «судьи» натолкнула его на идею вручить им судейские молоточки. Когда у покупателя появлялись возражения, он имел возможность постучать молоточком для привлечения к себе внимания и высказать свое мнение. Идея всем очень приглянулась, и дела у ее создателя пошли существенно лучше.

Символическая аналогия подразумевает абстрагирование, ассоциацию предмета с его более значимым признаком, а также визуализацию главных частей проблемной ситуации.

Пример. При создании подъемного механизма использовали символическую аналогию с верёвкой, твердеющей в руках факира.

Символическая аналогия также может быть связана с нахождением неизвестного, нового и необычного в привычных для нас ситуациях и предметах. В большинстве случаев достигнуть этого можно методом, которые имеет название "заглавие книги".

Для этого нужно в двух-трёх словах выразить непривычный взгляд на данную ситуацию либо предмет, представить их в необыкновенном ракурсе, образно, переносно.

Пример. Книга -- немой собеседник.

Овладеть методом синектики всё равно, что овладеть искусством. То есть нужно замечать что-то свежее и неожиданное, новое, то, что не укладывается в строгий алгоритм.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Данную теорию разработал Г.С. Альтшуллером. В большей степени её применяют в решении технических проблем и задач. Центром теории считается АРИЗ -- алгоритм решения изобретательских задач.

По мнению автора, ТРИЗ превращает продуцирование оригинальных и новых технических идей в «точную науку». Г.С. Альтшуллер поставил перед собой следующий вопрос: «Как решать задачи без перебора бесчисленных рабочих вариантов решения»? Для этого необходимо нахождение «сильных» решений, в чем могут существенно помочь три основных принципа ТРИЗ

1. Принцип объективности законов развития систем (рождение, структура, функционирование и смена систем подчиняются объективным законам). В этом случае сильное решение -- это такое, которое соответствует этим самым объективным законам.

2. Принцип противоречия (проблема иногда кажется неразрешимой потому, что в ней могут быть скрытые или явные противоречия; в то же время противоречия -- источник развития). Сильные решения -- это такие, которые способствуют преодолению противоречий.

3. Принцип конкретности (в каждой системе и в каждом ее элементе есть свои особенности; они определяются как внутренними факторами, так и внешними). Сильные решения -- это такие, которыеучитывают специфику системы и ее элементов, плюс к тому -- специфику задач и конкретных ситуаций.

Теория возникла вследствие анализа ее создателем более сорока тысяч патентов на изобретения -- с выделением в них главных принципов разработки. При этом предусматривались только «сильные» решения, неидеальные либо слабые -- критически переосмыслялись. Так ТРИЗ -- это обобщение опыта технического творчества изобретателей множества поколений.

В рамках применения принципа «обратить вред в пользу» можно использовать несколько алгоритмов [

• использовать сами эти вредные факторы для получения желаемого эффекта;

• «скомпенсировать» вредный фактор наличием другого вредного фактора (соединившись, оба могут нейтрализовать друг друга);

• настолько усилить вредный фактор, чтобы он перестал бьггь вредным (количество перешло в качество).

Так как ТРИЗ в большей мере предназначен для решения технических задач, возможности ее применения в иных областях деятельности возможно окажутся несколько ограничены. Более широкой считается область применения иного метода развития творческого мышления -- метод морфологического анализа.

Метод морфологического анализа

Этот метод решений задач и разрешения проблемных ситуаций был предложен в середине XX века американским астрофизиком швейцарского происхождения Фрицем Цвики. Он предлагал использовать его для структурирования и исследования комплекса взаимосвязей внутри многомерных массивов данных, характеризующих сложные проблемные комплексы. Ф. Цвики применял данный метод в самых разных областях исследований: от классификации космических объектов и разработки ракетных ускорителей до изучения правовых аспектов космических полетов и освоения космоса. Он основал Общество морфологических исследований и весьма активно продвигал идею «морфологического подхода» к решению самых различных задач и проблемных ситуаций в течение 40 лет начиная с 1930-х годов и до самой смерти в 1974 году. В настоящее время этот метод используется для поиска нестандартных и оригинальных решений задач из самых различных областей науки, техники, экономики, бизнеса, социальнополитической сферы и т.д.

Единая идея морфологического анализа состоит в выделении всех главных характеристик проблемной ситуации, задачи либо системы, подборе всех вероятных значений данных характеристик, переборе всех вероятных комбинаций данных значений, а затем в выборе из всех приобретенных комбинаций наиболее уникальных и практичных.

Ф. Цвики таким образом описал алгоритм шагов морфологического анализа

Шаг 1. Проблема, требующая своего решения, должна быть сформулирована в очень краткой форме.

Шаг 2. Должны быть выделены и проанализированы все наиболее важные параметры проблемной ситуации.

Шаг 3. Создается морфологическая или многомерная матрица, содержащая все возможные решения.

Шаг 4. Все решения из этой матрицы внимательно изучаются на предмет практичности и соответствия основным целям.

Шаг 5. Наилучшие решения выбираются и реализуются на практике (предполагается, что все необходимые ресурсы и возможности для этого имеются).

Ход морфологического анализа начинается с подбора абстрактных характеристик, которые определяют задачу, объект либо проблемную область.

Так, например, для поиска оригинальных решений по созданию рекламных буклетов это могут быть «размер», «форма», «цветовое решение» и «способ вручения». А для выбора оптимальной формы проведения выставки современного искусства «время», «место» и «звуковое сопровождение». Далее все подобранные значения указанных параметров могут быть помещены в многомерный «ящик Цвики», в котором количество измерений соответствует числу обобщенных параметров. Пример «ящика Цвики» для трех параметров с числом значений по 1-му параметру -- 5, по 2-му -- 5 и по 3-му -- 3.

Каждая ячейка «ящика Цвики» представляет собой одно конкретное состояние проблемного комплекса. Так, например, содержанием какой-либо ячейки для задачи оптимизации проведения выставки произведений современного искусства могут быть следующие значения параметров

• «время» -- короткие еженедельные сессии по несколько часов,

• «место» -- тротуары городских улиц,

• «звуковое сопровождение» -- звук метронома. Или, например, другой вариант:

• «время» -- ночь,

• «место» -- крыша высотного здания или небоскреба,

• «звуковое сопровождение» -- запись шума летящего самолета.

Дальше рассматриваются все варианты из данной многомерной матрицы, отбираются только те, которые в большей степени отвечают установленным критериям. После чего проводится анализ практической реализуемости отобранных решений. Вследствие аналогичного многоступенчатого отбора остаются только те взаимосвязи и идеи, которые имеют возможность послужить решению намеченной цели.

Практическое применение метода морфологического анализа содействует тому, чтобы «неявные» и «скрытые» взаимосвязи между параметрами проблемной области проявлялись и становились наиболее доступными для того, кто его использует. Это может способствовать и еще формированию и развитию умения интуитивно не только отыскивать в любой ситуации уникальные и неординарные решения, но и выбирать среди ряда идей более перспективные и по мере надобности подвергать их доработке.

Метод стимуляции инновационного мышления

Инновационность, как было сказано выше, это способность осмысливать и воспринимать, далее по мере надобности видоизменять и внедрять новую оригинальную идею. Она связана, с одной стороны, с чувствительностью к нетрадиционному и новому , а с иной -- со способностью уметь их адаптировать и внедрять.

Главной принцип предлагаемого автором метода развития инновационного мышления считается разработка (модификация) появившейся идеи либо решения. Но при этом обозначается задача не разрабатывать свежие и уникальные идеи, а, используя принцип, который заложен в уже предложенной идее, отыскивать решения проблемных задач и ситуаций в совсем иных областях.

Процедура использования метода развития инновационного мышления состоит из следующих этапов

1. Продуцирование или выбор «базовой» оригинальной идеи;

2. Выделение основного принципа, лежащего в ее основе;

3. Поиск вариантов «приложения» этого принципа;

4. Выбор наиболее практичных и интересных приложений.

Главным считается 3-й этап, так как он требует одновременно постоянного учета требований практичности и реализуемости решений, которые предлагаются, и максимального использования творческого потенциала. В связи с этим на первый план выходит искусство человека не столько выделить главный принцип, заложенный в «базовой» идее (то есть решить задачу с единственным верным ответом), какое количество оказаться «восприимчивым» к инцидентам, противоречиям либо потенциальным возможностям, имеющимся в совсем не связанных как может показаться с этой идеей областях. В ходе «приложения» главного принципа «базовой» идеи к этим инцидентам либо возможностям появляются потенциальные инновации, которые в случае их предстоящей положительной оценки и внедрения имеют все шансы стать настоящими инновационными объектами, моделями либо технологиями.

В методе стимуляции инновационного мышления необходимо соблюдение двух основных правил.

В процессе применения метода стимуляции инновационного мышления нужно соблюдать два главных правила:

• внедрение свежайшей, только что появившейся идеи, которую большинство группы (если данный способ реализуется в условиях массового тренинга инновационного мышления) расценивает высоко;

• выбор только наиболее увлекательных воплощений применяемого принципа с ограничением, в случае если данное нужно, попыток продуцирования свежих и уникальных идей вне контекста применения обозначенного принципа.

Мы описали только некоторые наиболее популярные методы развития творческого потенциала. Некоторые из них основываются на применении групповых факторов, иные -- на использовании алгоритмов, которые позволяют вскрыть закономерности, которые не выявлены, и взаимосвязи внутри задачи либо проблемной ситуации. Но и те, и другие имеют все шансы успешно содействовать активизации творческого потенциала человека и снятию тех барьеров, которые препятствуют его проявлению.

1. Понятия «творчество» и «творческий потенциал» не имеют однозначных определений в сегодняшней психолого-педагогической, методической литературе. Применительно к нашему исследованию, мы рассматриваем творчество как деятельность, которая ведёт к развитию, а творческий потенциал как интегральную характеристику личности, которая включает творческие способности, навыки и умения, творческое воображение и мышление, творческую активность и направленность.

2. Младший школьный возраст - это важнейший период развития личности, сензитивный для развития творческого потенциала. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются следующие: осознанная произвольность регуляции интеллектуальной и психомоторной деятельности, памяти, внимания, восприятия; способность действовать во внутреннем плане; новый уровень рефлексии.

3. Занятия во внеурочной деятельности являются одним из уникальнейших способов, который отвечает большинству требований развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста.

4. Использование во внеурочной деятельности таких методов и приёмов как: метод синектики, морфлогического анализа, метод стимуляции инновационного мышления, теория решения изобретательских задач, метод мозгового штурма не только увлекают и приносят интерес участникам процесса, но и обеспечивает развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста. В случае если деятельность детей носит творческий характер, то она непрерывно вынуждает мыслить и сама по себе становится довольно заманчивым занятием. Творческая работа постоянно сопряжена с созданием чего-либо нового, с изобретением с целью нового знания, выявления в самом себе новых способностей. Подобная деятельность не только формирует творческий потенциал, но и укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах, повышает уровень притязаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка

Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....

Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"

Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...