Воспитательная работа класса Принципы (по Бондаревской Е.В.):
методическая разработка

Цель: создать условия для развития ключевых личностных компетенций учащихся

Задачи:

  1. Помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
  2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
  3. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
  4. Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
  5. Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа класса

Принципы (по Бондаревской Е.В.):

  • природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности; 
  • культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры; 
  • индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания; 
  • ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой; 
  • сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Цель: создать условия для развития ключевых личностных компетенций учащихся

Задачи:

  1. Помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
  2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
  3. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
  4. Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
  5. Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.

 Методы и формы:

  • беседы и наблюдения;
  • классные часы;
  • занятия-практикумы;
  • экскурсии;
  • тематические праздники и вечера;
  • практическая деятельность;
  • проектная деятельность

Основные направления воспитательной работы:

  • общеинтеллектуальное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • общекультурное;
  • духовно-нравственное;
  • социальная деятельность

Направление

Задачи

Результаты

Методы и формы

Общеинтеллектуальное

1 класс: определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития

Выявлен уровень интеллектуального развития и учебных способностей учащихся

Тест Д. Векслера. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене.

2 класс: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии

Учащиеся имеют определённые успехи в интеллектуальной деятельности, имеют продвижение

Беседы, интеллектуальные игры, викторины, проектная деятельность, участие в конкурсах

3 класс: формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

У учащихся есть представления об окружающем мире, социуме; стремятся познавать и открывать новое

Беседы, тематические классные часы, экскурсии, походы, проектная деятельность, участие в конкурсах

4 класс: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни

Учащиеся способны излагать свои мысли, мыслить рационально, умеют применять умения и знания на практике

Конкурсы, олимпиады, проектная деятельность

Спортивно-оздоровительное

1 класс: воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения

Дети ознакомлены с основными традициями семьи, школы и Родины. Дети понимают значимость семьи, школы и Отечеств

Просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме, беседы, классные часы

2 класс: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Дети знают, что обозначает такие понятия, как долг, честь, ответственность, достоинство. Учащиеся понимают важность этих качеств для каждой личности и работают над воспитанием этих качеств в себе.

Спортивные викторины, тематические классные часы, спортивные конкурсы, соревнования

3 класс: знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья

Развиты чувства патриотичности и любви к Родине в каждом ученике

Беседы, тематические обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов

4 класс: формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья

Учащиеся осознают значимость бережного отношения к духовным богатствам родного края; ознакомлены с понятием «толерантность» и важности его значения. Знают, какие национальности РФ

Беседы, дискуссии, круглые столы, просмотр видеосюжетов и художественных фильмов

Общекультурное
(гражданско-патриотическое воспитание)

1 класс: Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

Дети ознакомлены с основными традициями семьи, школы и Родины. Дети понимают значимость семьи, школы и Отечества.

Проектная деятельность, участие в школьных традициях ( «День Победы», «Прощание с букварём», «День здоровья», «День учителя», «День защитников Отечества», «День Матери»), различные беседы, проведение классных часов («Мои права и обязанности», «Символика нашей Родины», «Моя страна»)

2 класс: Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство.

Дети знают, что обозначает такие понятия, как долг, честь, ответственность, достоинство. Учащиеся понимают важность этих качеств для каждой личности и работают над воспитанием этих качества в себе.

Проектная деятельность, викторины, классные часы («Я – гражданин России», «Что такое Конституция РФ», «Дети Ленинграда»), участие в школьных мероприятиях

3 класс: Формировать у учащихся верность Родине, готовности служить Отечеству.

Развиты чувства патриотичности и любви к Родине в каждом ученикею

Проектная деятельность, посвященная Великой Отечественной войне , беседы, экскурсии, проведение классных часов («Как досталась нам победа», «Почему люди уходили на фронт», «Значимость победы в ВОВ для русского народа»), принятие участия в школьном выступлении к 9 мая, принятие участия в конкурсах, викторинах

4 класс: Воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

Учащиеся осознают значимость бережного  отношения к духовным богатствам родного края; ознакомлены с понятием «толерантность» и важности его значения. Знают, какие национальности РФ

Знакомство с литературой, освещающей жизнь других народов России, их традиций, классные часы («Что такое нация», «Какие существуют нации», «Какие традиции есть у каждой нации»), беседы на тему духовного наследия страны/ родного края, викторины, принятие участия в конкурсах и олимпиадах

Общекультурное
(экологическое)

1 класс: Познакомить учащихся с природой и историей родного края.

Дети ознакомлены с историей родного края, имеют общие представления о культуре и традициях своего народа и природной среды в нем.

Экскурсии, беседа, викторины.

2 класс: Сформировать правильное и бережное отношение к окружающей среде.

У учащихся сформировано представление об окружающей среде, знают основные правила защиты природы.

Дидактические беседы, уход за растениями в классе и дома, знакомство с природой на пришкольной территории, походы.

3 класс: Обучение в проведении исследовательской работы обучающихся.

Умение формулировать знания об изучении объекта живой и неживой природы, умение структурировать свою деятельность и излагать планируемый результат, получение знаний об устройстве некоторых природных явлений/предметов.

Проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, беседы, экскурсии, участие в конкурсах.

4 класс: Принятие участия детей в природоохранных акциях

Формирование у детей установки на защиту и охрану окружающей среды, понимания значимости данных акций для общества

Проектная деятельность, экскурсии, участие в олимпиадах, принятие участия в экологических акциях города/деревни/села/ школы (проведение субботников)

Духовно-нравственное

1 класс: Способность ознакомлению и принятию базовых ценностей, национальных и духовных традиций

Учащиеся знают общественные нормы, национальные ценности, духовные традиции и принимают их как нравственную ценность

беседы, тематические классные часы, викторины

2 класс: Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем

Учащиеся знакомы с историей своего народа, с нравственным опытом предков, осознают свое место в нравственной культуре

беседы, классные часы, проектная деятельность, экскурсии

3 класс: Укрепление патриотичности, чувства ответственности перед прошлым, настоящим и будущим поколениями

У учащихся развито чувство патриотизма, гордости за Родину, героев Отечества, понимают важность и значимость истории и культуры страны

экскурсии, встречи с ВОВ, с военными, просмотр фильмов, беседы, тематические классные часы, проектная деятельность

4 класс: Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора

У учащихся сформировано умение делать выбор, умение отстаивать своё мнение и свою нравственную позицию

Беседы, дискуссии, круглый стол, проектная деятельность

Социальная деятельность
(трудовое воспитание)

1 класс: Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.

Дети социально организованы, умеют общаться друг с другом; дети с большой инициативой принимают участие в классной деятельности, проявляя активность, самостоятельность и ответственность в выполнении поручений учителя

Внеурочная деятельность различных видов (беседы, викторины, дидактические игры), установление классной иерархии, выполнение обязанностей дежурного

2 класс: Развивать самоуправление в классе.

Дети контролируют выполнение классных правил, самостоятельно следят за дежурством в классе

Беседы, классные часы, дежурство, общие уборки в классе в конце четверти/модуля

3 класс: Организовать работу актива класса.

Актив класса может самостоятельно организовывать элементарную деятельность других детей

Беседы групповые/индивидуальные, игры-викторины, походы

4 класс: Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.

Сплоченный и дружный коллектив, умеющий слажено и эффективно работать

Беседы групповые/индивидуальные, выполнение общих проектов, походы, викторины

Результат (портрет выпускника начальной школы):

  • Ученик любящий свой народ, малую Родину, страну;
  • Ученик, осознающий значимость экологически-чистой окружающей среды и бережно относится к природе;
  • Ученик, уважает и принимает ценности семьи, общества, школы;
  • Ученик, обладающий духовно-нравственными качествами, осознающий важность духовного наследия страны и малой родины;
  • Ученик с высокой познавательной активностью, замотивирован изучать школьную программу и окружающий мир;
  • Ученик обладает такими качествами как: ответственность, самостоятельность, осознанность;
  • Ученик социально развит, способен к диалогу с одноклассниками, учителями и взрослыми;
  • Ученик обладает личностными качествами: саморазвитие, самовоспитание, индивидуальность;
  • Ученик обладающий собственной позицией/мнением и умеет доказывать ее;
  • Ученик, понимающий важность здорового образа жизни и умеющий придерживаться этим правилам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...