Доклад на тему: "Роль семьи в профессиональном определении школьников"
материал

Ситникова Анастасия Валерьевна

Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и активным участием родителя.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее: (4 слайд)

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
  • Умение укрепить сотрудничество в достижении общей цели;
  • Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
  • Умение требовать и поощрять.

Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины, приводящие к неправильному выбору профессии. Их можно разделить на три группы: (5 слайд)

1 из них - недостаточная информированность о профессиях.

   Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок.

Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Выбирают профессию ювелира и не могут сказать, чем он занимается.

   Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях и учебных заведениях.

   Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста (приложение 1).

 (6 слайд)

2 группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо разобраться в себе, правильно оценить свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

   Разобраться в себе, своих личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья своего ребенка, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующих их детей.

3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий

   Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rol_semi_v_prof._opred._shkolnika.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»

Доклад на тему:

«Роль семьи в профессиональном определении школьников»

Воспитатель:

Ситникова Анастасия Валерьевна

г. Иркутск, 2022

Доклад на тему:

«Роль семьи в профессиональном определении школьников»

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.

Задачи:

  • изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
  • развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого он зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно?

   Влияние родителей на выбор профессии их детьми, безусловно, очень важен. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей. (2 слайд)

Нет родителей, которые бы не желали своим детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

   Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей. (3 слайд)

   Некоторые родители, проявляя чрезмерную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своего ребенка во взрослой жизни, настаивают, чтобы он выбрал престижную по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, заставляя ребенка отказаться от своего выбора, в итоге, чаще всего, результат получается точно такой же, как и у них, не сложилось, не удалось.

   Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и активным участием родителя.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее: (4 слайд)

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
  • Умение укрепить сотрудничество в достижении общей цели;
  • Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
  • Умение требовать и поощрять.

Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины, приводящие к неправильному выбору профессии. Их можно разделить на три группы: (5 слайд)

1 из них - недостаточная информированность о профессиях.

   Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок.

Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Выбирают профессию ювелира и не могут сказать, чем он занимается.

   Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях и учебных заведениях.

   Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста (приложение 1).

 (6 слайд)

2 группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо разобраться в себе, правильно оценить свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

   Разобраться в себе, своих личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья своего ребенка, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующих их детей.

3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий

   Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

   Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

   Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

   Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваш ребенок начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

  Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает и согревает.

Используемая литература:

  • Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Питер, 2005.
  • Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2005.
  • Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Фликта, 2003.

Приложение 1

Анкета профессионального самоопределения

  1. Выбрал ли ты профессию? да- 6 человек, 6 -нет.
  2. Почему именно эту профессию? 4 - мне это интересно, 7-высокая зарплата, 1-не будет проблем с трудоустройством.
  3. Что ты знаешь о своей будущей профессии? 8- профессионально важные качества, 4 – предмет, содержание, условия труда

Опросник жизненные ценности (ребятам нужно было отметить от одного пред самым важным утверждением до двенадцати наименее важным)

- Активная деятельная жизнь

- Здоровье

- Интересная работа

- Красота природы и искусства

- Любовь

- Материально обеспеченная жизнь

- Наличие хороших и верных друзей

- Уверенность в себе

- Познание (возможность получения новых знаний)

- Свобода как независимость в поступках и действиях

- Счастливая семейная жизнь

- Творчество

Самым главным для себя дети отметили: здоровье, счастливую семейную жизнь, интересную работу, любовь, активную деятельную жизнь.

Наименее важным отметили: познание (возможность получения новых знаний), свободу как независимость в поступках и действиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...

Доклад на тему «Роль адаптивной физической культуры в обучении школьников со сложной структурой дефекта»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровьяшкольников, особенно детей младшего школьного возраста. Малаяподвижность отражается на функционировании многих систем организмашкольни...

Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...

Доклад на тему: «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семь и школы»

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности...

Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».

Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...

Доклад на тему: "Роль игры в развитии младших школьников"

А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр ...