Программа "Одарённые дети"
рабочая программа

Программа "Одарённые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx66.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самолюбовская основная школа

 Починковского района Смоленской области

Принята на заседании                                                      Утверждено

педагогического совета                                                директор школы

                                                                              __________С.Н Казначеева

Протокол № 5 от 09.01.2020г                            Приказ № 3/1-А   от 09.01.2020г.

ПРОГРАММА

 «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

                                                       2020 год

Содержание

Пояснительная записка

1. Введение

        1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости создания Программы

         1.2. Цель и задачи  Программы

2. Концепция работы с одаренными детьми.

           2.1.Выявление одаренных детей

           2.2. Модель работы с одарёнными детьми

3. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

4. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2020-2025 г.г.

5. Сроки реализации Программы

6. Ожидаемые результаты

7. Приложения.

Программа  «Одаренные дети»

Пояснительная записка

1. Введение

Актуальность: В свете концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся  возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

                                                                                          Из материалов ФГОС

 Цель работы: Создание условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;

- провести диагностику и создать банк данных одарённых детей;

- обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах  как внутри школы, так и за её пределами. 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-    принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости создания Программы

В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, в том числе поддержка одарённых детей.

Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, инициативных, неординарно мыслящих и умеющих находить нестандартные решения людей, то есть людей одарённых. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и, прежде всего, уникальных способностей особо одарённых детей.

Наряду со специальной системой поддержки сформировавшихся талантливых школьников важно также поддержание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащимся  каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширение системы олимпиад и конкурсов школьников, практики дополнительного образования, различного рода  ученических конференций и семинаров, отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся.  

При определении стратегии программы «Одарённые дети» исходим из следующего содержания понятия «одарённость»:

Психофизиологические особенности:

  • наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
  • природно-обусловленная потребность к умственному труду;
  • стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность.

Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес;
  • информационная эрудиция;
  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • нестандартность мышления;
  • способность к абстрагированию;
  • диалектическое мировоззрение.

Творческий (креативный) потенциал:

  • оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
  • инициативность;
  • целенаправленность в выборе видов деятельности;
  • неординарность подходов;

Мировоззренческие ценности:

  • высокий уровень сознательности и культуры;
  • инициативно-активная ответственность, активность;

Работа с одарёнными детьми требует изменений в организации и содержании учебного процесса в ОУ:

  • опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
  • создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учётом реализации Программы;
  • включение в вариативную часть учебных планов специальных курсов, факультативов по выбору;
  • организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации Программы;
  • разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
  • учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей;
  • обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одарённых детей;
  • использование модульно-развивающей системы обучения;
  • дальнейшее развитие системы предпрофильной подготовки 9-тиклассников и сети профильных классов на старшей ступени образования.

1.2. Цель и задачи  Программы

Цель Программы:

  • формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Задачи Программы:

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
  • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;
  • стимулирование творческой деятельности одарённых детей;
  • разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми;
  • обеспечение фундаментальной образовательной подготовки одарённых детей;
  • воспитание сознательного гражданина России;
  • создание одарённым детям условий для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.

Принципы реализации Программы:

  • гуманизм;
  • демократизм;
  • научность и интегративность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • систематичность;
  • развивающее обучение;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

2. Концепция работы с одаренными детьми.

  1. Выявление одаренных детей. 

       В МБОУ  Самолюбовской ОШ  выявление одаренных детей начинается с поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения  особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.     

      Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем мы будем опираться на «рабочее» понятие одаренных детей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели работы с одаренными детьми:

  • Выявление одаренных детей.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
  • Адаптация, предпрофильная подготовка выпускников.

       Условия успешной работы с одаренными учащимися 

       Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной  мотивации к учению.
      Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
    Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися 

  1. объединения дополнительного образования;
  2. групповые занятия  с  сильными учащимися;
  3. кружки по интересам;
  4. конкурсы и конференции;
  5. интеллектуальные игры;
  6. участие в олимпиадах;
  7. курсы по выбору.

2.2. Модель работы с одарёнными детьми

Модель работы с одарёнными детьми

включает в себя следующие направления:

1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.

Координационное направление:

– Организация работы педагогического коллектива.
– Обеспечение нормативно – правовой базы.
– Организация предметных кружков и клубов по интересам.
– Ресурсное обеспечение.
– Контроль и анализ деятельности.
– Формирование банка данных “одарённых детей”.

Диагностическое направление:

– Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
– Проведение диагностики учащихся.
– Создание банка данных “одарённых детей”.
– Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление:

– Повышение квалификации педагогов. 
– Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам).

Развивающее направление:

– Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
– Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
– Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
– Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

Информационное направление:

– Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
– Организация работы библиотеки.

3. Программа  работы с одарёнными и талантливыми детьми

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

постоянно

Зам. директора по УР

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы

постоянно

Зам. директора по УР

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

Зам. директора по УР

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Зам.директора по УР,  соц. педагог

5

 Организация  исследовательской деятельности

 постоянно

 Зам. директора по УР, учителя - предметники

6

Участие школьников в  предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

постоянно

Учителя-предметники

7

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников

постоянно

Учителя-предметники

8

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

Зам. директора по УР

9

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

в течение периода

Учитель информатики

10

Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

Проведения занятий с детьми  по разработанным программам

Отработка форм, методов, приёмов работы

Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

2020

 

постоянно

 

постоянно

Учителя-предметники 

 

 

 Зам. директора по УР

  1. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2020-2025 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Февраль ежегодно

Классные руководители

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март ежегодно

Заместитель директора по УВР

3.

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся

Май, ежегодно

Заместитель директора по УВР

4.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь ежегодно

Заместитель директора по УВР

5.

Участие в районных олимпиадах

Ноябрь, декабрь ежегодно

Учителя- предметники

6.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

2019 год январь

Заместитель директора по УВР

7.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Заместитель директора по УВР

8.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Директор

9.

Поощрение  победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Ежегодно по итогам конкурсов и олимпиад

Директор

10.

Поощрение  педагогов, подготовивших победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Ежегодно по итогам конкурсов и олимпиад

Директор

11

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

С 2020 года

Заместитель директора по УВР

12

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные конкурсы, олимпиады.

Постоянно

Заместитель директора по УВР

13

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

Учителя- предметники

14

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегоднр.

Учителя- предметники

15

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Учителя- предметники

5. Сроки реализации Программы

Первый этап – диагностико-организационный ( 2020-2021 год)

– Создание нормативно-правовой базы.
– Создание системы диагностики развития одарённости детей.
– Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
– Организация методического обеспечения. 
– Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно-практический (2022-2023 год)

  • апробация программы работы с одарёнными детьми;
  • мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  • отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно-обобщающий (2024-2025 год).

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка программ.

6. Ожидаемые результаты:

  • Создание банка данных “Одарённых детей”;
  • Создание портфолио каждого из “Одарённых детей”;
  • Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;
  • Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”;
  • Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
  • Конкурентоспособность одарённых учащихся;
  • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
  • Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Создание банка данных “Одарённые дети”

Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей.

2

Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных “Одарённые дети”

 Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград.

3

Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;

Наличие:

  • программы работы с одарёнными детьми;
  • программы психолого-педагогической поддержки одарённых учеников и педагогов;
  • программ работы кружков, клубов по интересам и т.д.

4

Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”;

Наличие программы работы с родителями детей из банка данных “Одарённые дети”.

5

Конкурентоспособность одарённых учащихся.

Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах.

Приложение

Схема №1

                                                       Схема №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...