Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе "Мифы Древней Греции"
материал (4 класс)

Тихомирова Ксения Александровна

Обобщение и закрепление знаний учащихся о мифах Древней Греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mify_drevney_gretsii.docx32.92 КБ
Файл mify_drevney_gretsii.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Редькинская ОШ

Конспект внеклассного мероприятия

Мифы Древней Греции

Подготовила:

учитель начальных классов

Тихомирова Ксения Александровна

Бор

2021

Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся о мифах Древней Греции

Задачи:

  1. предметные: активизировать интеллектуальную деятельность учащихся через использование формы игры;
  2. метапредметные: развивать умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развивать навык работы в творческих группах;
  3. личностные: воспитывать интерес к литературе, культуре других стран.

Форма проведения мероприятия: классный час

Оборудование:

•        мультимедийная аппаратура

•        реквизиты для игр и заданий

Место проведения мероприятия: 4 класс

План проведения мероприятия:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Основная часть

4.Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами откроем для себя мир Древней Греции с её искусством, богами и мифами. Мифы - слово греческого происхождения. Означает предания о богах, героях и чудесных существах.

Учитель:Мы привыкли смотреть на мифы как на нечто загадочное, считать их буйством фантазии и изощренной выдумкой. Но все гораздо сложнее и … намного проще. Сложены они древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Он гораздо сложнее и многообразнее, чем кажется на первый взгляд. Если на него смотреть через призму мифа, мир будет еще более красочным и привлекательным.

Казалось бы, зачем нам сейчас, спустя более чем 2,5 тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все в них - вымысел.

С мифами мы сталкиваемся не только в образах и произведениях искусства, художественном слове, но и очень далеких от них сферах действительности. Есть ли хоть один школьный предмет, свободный от мифов? Нет. Литература и язык, МХК, история, география, физика, математика…

Но не будем забывать, что мифы создавались народом на протяжении веков. В них древние греки воплощали все свои чаяния и надежды, заветные мечты. Это сокровищница великолепных образов, произведения литературы и искусства.

Кроме того - мифы поучительны. Изображая своих богов и героев, древние греки наделяли их самыми лучшими и самыми дурными свойствами человека. Восхищались благородными, мужественными героями, презирали трусов, предателей, осуждали коварство, жадность.

Разве сейчас в современном обществе мы по-другому оцениваем поступки людей?

Сегодня мы вновь обратимся к литературному и народному творчеству древних греков.

Итак, давайте начнём.

Учитель: Как возникли мифы?

Учитель: Смешивая правду и вымысел, древние греки придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории о возникновении мира. Они отвечали на вопросы: почему люди бывают смелыми и мудрыми, глупыми и трусливыми. Так складывались предания о богах, героях и чудесных существах. Боги, герои и люди у древних греков воплощали в себе хорошие и плохие свойства человека. Благородство, отвага, крепкая дружба и нежная любовь шли вровень с жалкой трусостью, жадностью и коварством.

Учитель:Теперь давайте вспомним древнегреческих богов.

Власть над миром разделили сыновья Кроноса и Реи - три брата: в море стал править бог Посейдон, в подземном мире мёртвых - Аид, а самый могущественный бог Зевс стал повелителем неба и земли и правителем на Олимпе. Женой Зевса – громовержца была богиня Гера. Много детей было у Зевса и среди них Гефест – бог огня, Деметра – богиня плодородия, Арес – бог войны. Артемида – богиня охоты, златокудрый Апполон – бог искусства, Гестия – богиня домашнего очага, Афродита – богиня любви и красоты, а также могучая Афина – богиня мудрости. И, конечно же, на Олимпе жили братья Зевса: Посейдон и Аид

Учитель:Определите, какому греческому богу принадлежат слова.

1) "Ударю я трезубцем - и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец - и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец". (Посейдон)

2) "Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой - и поражу клятвопреступника пламенной молнией". (Зевс)

3) "Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса". (Гера)

4) "Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Волнами плещется вокруг меня красота. Дикие звери - львы, волки, пантеры - следуют за мной, как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит самого себя". (Афродита)

5) Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых". (Аид)

6) "Я бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь". (Гефест)

Учитель: Вы наверняка знаете, что иногда люди употребляют в своей речи крылатые выражения (например, для выражения усмешки или иронии). Обратите внимание на экран. Здесь представлены три выражения. Какое из них произошло из древнегреческой мифологии и что обозначает?

Учитель:Нарцисс - прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса. Он отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: увидев своё отражение, он влюбился в самого себя и от безнадежности закололся. Из капель его крови вырос цветок нарцисс. Имя его стало нарицательным для самовлюбленного человека, который любуется собой.

Учитель показывает ещё группу выражений

Учитель:Олимп - гора в Греции, где обитали боги. Олимпийцы - бессмертные боги; в переносном смысле люди, стоящие выше обычных страстей и волнений, сохраняющие невозмутимо-спокойный вид и внешнее величие. "Олимпийское спокойствие" - невозмутимое спокойствие.

Учитель показывает ещё группу выражений

Учитель: Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев. Мать Ахилла - богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за которую Фетида держала его, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса. Выражение "ахиллесова пята" значит слабое, уязвимое место.

Учитель показывает ещё группу выражений

Учитель: Возникло из сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и овладели Троей. Выражение "троянский конь" значит тайный, коварный замысел; предательство.

Учитель:Вы молодцы и отлично справились с заданием. А теперь давайте посмотрим на карту древнего мира. Ребята, какая земля также богатая мифами и легендами находится напротив Греции?

Учитель: Верно, это Египет. А какое море омывает берега этих двух стран?

Учитель: Правильно, Средиземное море. Кроме того, одинаково светит им и жаркое солнце юга. Наверное, благодаря этому в греческих мифах представления о мире и о значении природы для людей напоминают мифы Древнего Египта. История древнего Египта окружена тайнами и мистическими образами. А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Египет?

Учитель: Египетская мифология начала приобретать свой современный облик в 5 – 6 тысячелетии до нашей эры. Египетскую мифологию невозможно соединить в единый рассказ. Очень часто одни и те же события изображаются абсолютно по-разному, а боги выступают в разном обличии. В отличие от греческой, древнеегипетская мифология не приобрела особой популярности.В Египте мифы были только о богах, а в Греции – о богах, героях и людях. В Египте боги олицетворялись животными. В целом же, великие народы прошлого оставили нам бесценное наследие. Древними мастерами созданы бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня, спустя тысячелетия, восхищают нас своей красотой и совершенством.

Учитель: ребята, никто бы ведь не стал сочинять мифы просто так. Значит, Древние люди вкладывали в них какой-то определённый смысл. Как вы думаете, чему могут научить нас мифы?

Учитель: сейчас мы это и проверим. Я раздам вам листы с мифом про героя Геракла, который вы будете читать вместе, как и на уроках литературного чтения, построчно.

*Дети читают миф, учитель следит за чтением. Исправляет ошибки.*

Учитель:Теперь, когда мы прочитали миф, скажите, кто является главным героем? Охарактеризуйте его. Кто противостоит Гераклу? Сколько дней Геракл гонялся за ланью? Расскажите, как произошла встреча Геракла и Артемиды? Какое предсказание сбылось и как? Какие чувства Вы испытываете после прочтения данного мифа? Как древние греки относились к предсказаниям судьбы?

Учитель:Ещё один знаменитый герой древнегреческих мифов – Персей. В честь него даже названо созвездие. Карта звёздного неба - невероятно привлекательное и завораживающее зрелище, а особенно в тёмное ночное небо. Предлагаю вам обратиться к карте.

Учитель:На фоне туманной дороги Млечного пути прекрасно видны яркие и слегка затуманенные звёзды, именно они составляют различные созвездия. Одним из таких созвездий, практически целиком находящимся в Млечном пути, является созвездие Персея. Кстати, расположение звёзд созвездия напоминает человека в высокой шапке на голове. Ещё древними астрономами было открыто созвездие Персея. Оно расположено в северном небесном полушарии. На звёздном небосклоне оно просматривалось с ноября по март. Состояло созвездие из девяноста крупных звёзд, поэтому было хорошо видно даже невооружённым глазом.Созвездие Персея наблюдали астрономы разных стран, своей загадочностью и неповторимостью всех влекло это звёздное скопление. В средние века изучением активно занимались арабские астрономы, которые заметили, что один глаз у головы медузы остаётся неподвижным, а другой время от времени как будто подмигивает. Эта звезда получила имя Алголь. Европейским астрономом, первым, кто глубоко изучал феномен мигающей Алголь, был итальянский астроном-физик, живший в 17 веке. Лишь благодаря астрономам в конце 18 века удалось установить, что в «подмигиваниях» Алголь существует строгая периодичность. Разгадка тайны Алголь состоялась лишь в конце 19 века. Учёные обнаружили у Алголь спутник. В созвездии Персея, кроме Алголь, есть ещё одна переменная звезда. Её также можно наблюдать без телескопа. Она также имеет спутник. При этом его размеры меньше размера самой звезды. Наблюдая эту пару в телескоп, астрономы называют их «небесными бриллиантами» из-за удивительного сочетания цветов. Главная звезда горит красивым оранжевым светом, а её маленький спутник имеет загадочное синеватое свечение.В середине 20 века астроном из Голландии сделал ещё одно интересное открытие: звёзды второго скопления разбегаются во все стороны от его центральной части. Ещё в созвездии Персея есть увлекательное зрелище - метеоритный дождь. Приходится звездопад на летнее время, примерно с середины июля до конца августа. Пик дождя выпадает на середину августа. Астрономы назвали этот активный метеорный поток Персеидом.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд по нашей теме, вопросы к которому я выведу на экран.

Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Слайд 17: группа крылатых выражений

Учитель: Сизиф – правитель Коринфа. Он был очень хитер и прозорлив. Часто обманывал, но не только простых смертных, а даже богов. Один раз ему даже удалось обмануть смерть и вернуться целым и невредимым из царства Аида. За хитрости, обманы и ложь, которыми славился Сизиф в своей земной жизни, должен был он теперь нести наказание. Каждый день от подножия горы катил он, выбиваясь из сил, огромный камень к вершине. А когда цель была близка, камень вырывался из рук и падал вниз. Надо было начинать все сначала.
Потому-то и говорят о нескончаемой, бессмысленной работе: «Это же сизифов труд».

Слайд 28:

Учитель: Ребята, теперь я предлагаю вам разгадать ребусы.

1)Аполлона - греческого бога - знают не только, как отличного стрелка, но и как прекрасного музыканта. Играя на своей кифаре, он извлекал по истине великолепные чистые звуки. Нередко к Аполлону присоединялись музы, девушки пели и танцевали, а юноша подыгрывал им. И в такие благодатные минуты даже сам Зевс прекращал метать гневные молнии.

2)Даная – дочь царя Акрисия и мать Персея, который впоследствии стал великим героем.

3)Посейдону  при разделении мира после победы над титанами досталась водная стихия. Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея.
Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчится по морю на колеснице, запряжённой гиппокампусами, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников с пресной или морской водой.

Дети слушают рассказ учителя

Дети отвечают на вопрос

Дети обращают внимание на презентацию и пытаются ответить на вопрос

Дети называют  богов, с которыми им было предложено ознакомиться заранее (Посейдон, Гера, Зевс, Деметра и Персефона и т.д.)

Дети: Посейдон

Дети: Зевс

Дети: Гера

Дети: Афродита

Дети: Аид

Дети: Гефест

Дети видит три выражения:

1.Самовлюбленный Нарцисс

2.Самовлюблённый Тюльпан

3.Самовлюблённый Ландыш

И отвечают на вопрос учителя

Дети находят правильный ответ:

1.Райское спокойствие.

2.Олимпийское спокойствие

3.Тихое спокойствие

Дети находят правильный ответ:

1. Умная голова

2. Костяная нога

3. Ахиллесова пята

Дети находят правильный ответ:

1. Троянский конь

2. Африканский ёж

3. Персидский кот

Дети: Древний Египет

Дети: Средиземное море

Дети: пирамиды, сфинкс, жара, песок, пустыня

Дети слушают рассказ учителя и обращают внимание на презентацию

Дети отвечают на вопрос: мифы Древней Греции учат благородности, смелости, доброте и справедливости

Дети слушают задание учителя, получают листы и готовятся к прочтению.

Дети читают текст по предложению поочерёдно.

Дети отвечают на вопросы учителя, анализируют произведение, делятся впечатлениями

Дети обращают внимание на экран мультимедийной доски, там представлен рисунок карты звездного неба и изображенное на нем созвездие Персея.

Дети слушают рассказ учителя

Дети разгадывают кроссворд.

Дети отвечают на вопросы учителя

Дети находят правильный ответ:

1. Апрельский субботник

2. Сизифов труд

3. Рутинная работа

Дети разгадывают ребусы с презентации.

  1. Аполлон
  2. Даная
  3. Посейдон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Тихомирова Ксения Александровна

Слайд 2

Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о богах и героях. Мы часто сталкиваемся с мифами в жизни, даже не задумываясь об этом Мифы поучительны С оздавались народом на протяжении веков

Слайд 3

Как возникли мифы? Миф Правда Вымысел Хорошее Плохое Добро Зло

Слайд 4

Главные боги ПОСЕЙДОН ЗЕВС АИД

Слайд 5

Боги Древней Греции АРЕС ГЕФЕСТ АПОЛЛОН ДИОНИС

Слайд 6

Богини Древней Греции ДЕМЕТРА ГЕРА АРТЕМИДА АФРОДИТА АФИНА

Слайд 7

"Ударю я трезубцем - и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец - и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец" А) Посейдон Б ) Гефест В ) Зевс

Слайд 8

" Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой - и поражу клятвопреступника пламенной молнией" А) Аид Б ) Зевс В ) Арес

Слайд 9

"Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса". А) Афина Б ) Деметра В ) Гера Г) Артемида Д ) Афродита

Слайд 10

"Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы . Волнами плещется вокруг меня красота. Дикие звери - львы, волки, пантеры - следуют за мной, как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит самого себя" А) Гера Б ) Артемида В ) Афродита

Слайд 11

М еня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через эти реки души мертвых" А) Посейдон Б ) Аид В ) Гермес

Слайд 12

"Я бог огня и кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь". А) Гефест Б ) Арес В ) Дионис

Слайд 13

Крылатые выражения 1.Самовлюбленный Нарцисс 2.Самовлюблённый Тюльпан 3.Самовлюблённый Ландыш

Слайд 14

Крылатые выражения 2.Олимпийское спокойствие 3.Тихое спокойствие 1.Райское спокойствие

Слайд 15

Крылатые выражения 2. Костяная нога 3. Ахиллесова пята 1.Умная голова

Слайд 16

Крылатые выражения 2 . Африканский ёж 3. Персидский кот 1. Троянский конь

Слайд 17

Крылатые выражения 2 . Сизифов труд 3. Рутинная работа 1. Апрельский субботник

Слайд 18

Карта древнего мира

Слайд 19

Древний Египет

Слайд 20

Египетская мифология Бог солнца Бог-творец Бог мертвых Бог художников и ремесленников Бог плодородия и потусторонней жизни Богиня истины Богиня любви и радости Бог мудрости

Слайд 21

Египетская мифология 5-6 тысячелетия до нашей эры невозможно соединить в единый рассказ одни и те же события изображаются по-разному мифы только о богах

Слайд 22

Чему учат мифы? Благородству Доброте С мелости Справедливости

Слайд 23

Керинейская лань (3 подвиг Геракла)

Слайд 24

«Звездный» герой Созвездие Персея расположено в северном небесном полушарии

Слайд 26

Метеоритный поток Персеиды

Слайд 27

По горизонтали: Мифология этой страны не приобрела особой популярности Богиня охоты и Луны, сестра Аполлона Этого зверя победил Геракл в первом подвиге Самовлюбленный юноша Яркая звезда в созвездии Персея Главная богиня, жена Зевса По вертикали: Сколько подвигов совершил Геракл? Сколько было главных богов в Древней Греции? Кто одолел медузу Горгону? Священная гора, на которой жили боги Животное Артемиды, которое забрал Геракл Воин, уязвимым местом которого была пятка

Слайд 28

Д В Е Н А Д Ц А Т Ь Т Р И Г Е Т П Е Р С Е Й А Т Е М Д Л В И О Л М П А Л Н Ь А Р Ц С С Л Г О Л Ь И А Х Л Л Е С Г Р А

Слайд 29

Ребусы АПОЛЛОН

Слайд 30

Ребусы ДАНАЯ

Слайд 31

Ребусы ПОСЕЙДОН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина

данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....

конспект внеклассного мероприятия

Выпуской вечер в 4 классе....

Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата

В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...

Конспект урока по теме "Мифы Древней Греции"

Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства во 2 классе.Цель: знакомство с понятием «миф», обзорное знакомство с мифологией древней Греции....

Конспект урока Тема урока: Мифы Древней Греции

Тема урока: Мифы Древней Греции...