Рабочая программа "Юный эколог" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Тарасенко Людмила Викторовна

Рабочая программа "Юный эколог" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_2_kl.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

  Рассмотрена и рекомендована                                                      «Утверждаю»                                          

                                                                                                             Директор

 к утверждению  педагогическим

советом от 28.08.2022 протокол №1                                                                                  

                                                                                     Приказ от 26.08.2022 №_____ОД

Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2022 – 2023 учебный год

Юный эколог

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование 2 «Б»

Количество часов:

Учитель: Тарасенко Л.В.

Программа разработана на основе

примерных программ внеурочной деятельности

В.А Горского, М: «Просвещение», 2011

Рассмотрена на заседании

     методического объединения,

                                                                    26.08.2022, протокол №1                                              

                                                Пояснительная записка

           Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития  общего среднего образования Министерства  Образования Российской Федерации.

            Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности       обучающихся начальной школы.

           Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  - Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  - Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и    привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  - Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

  - Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

  -Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности  Природы.

  -Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

  - Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков  людей по отношению к здоровью и миру природы.

  - Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  -Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

 принцип единства сознания и деятельности;

  - принцип наглядности;

  - принцип личностной ориентации;

  - принцип системности и целостности;

  - принцип экологического гуманизма;

  - принцип краеведческий;

  - принцип практической направленности.

           Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов.

           Количество часов в год:

          1 класс – 33 часа,

          2-4 класс – 34  учебных  часа.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,   опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.


Планируемые результаты курса  внеурочной  деятельности «Юный эколог»

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» во 2-м классе являются:

- осознавать роль человека в природе;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- сочувствовать, сопереживать;

- высказывать, своё отношение к проблемам;

- осознание неразрывного единства мира природы и человека;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

- осознание себя, как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем;

- понимание самоценности природы;

- подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог» являются:

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию);

- уметь доказывать, отстаивать;

- уметь ставить перед собой цели, задачи;

- притворять в жизнь свои идеи.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск информации;

- выделять главное;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы;

- постижению причинно-следственных связей в окружающем мире;

- формирование умения рационально использовать природные богатства;

- обучение азам экологической безопасности.

Коммуникативные УУД:

- работать в группе, в паре, выполнять различные роли (лидера исполнителя);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать других;

- воспитание активной жизненной позиции;

- договариваться с одноклассниками;

- представлять и защищать свою работу.

Планируемые результаты:

- Обогащение внутреннего мира ребенка;

- Проявление интереса к проблемам экологии;

- Умение самостоятельного поиска информации;

Умение анализировать, синтезировать;

- выбирать подходящее содержание;

- самоконтроль, рефлексировать.

Содержание курса

Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.

Часть 1 . «Мир вокруг нас» 4 ч.

Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире

Задачи:

1. Расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.

3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, радость от общения с природой.

Что такое экология? Экскурсия в природу

«Краски и звуки осени». Где мы живем? Что нас окружает?

Беседа «Мы – друзья природы». Как вести себя на природе.

Конкурс поделок.

Часть 2. «Живая природа» 18 ч.

Цель: Формирование осознание ребенком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:

1. Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах.

2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Деревья и кустарники, цветы и травы. Растения. Царство растений. Растения и климат. Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. Охрана растений. «Наука - Ботаника». Грибы съедобные и несъедобные. Организации по защите охраны природы. Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!» Принципы и правила содержания домашних животных. Занятие – игра: «В мире животных». Игра – занятие: «В мире птиц».

Операция «Птичья столовая».

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Беседа: «Насекомые». Беседа «Рыбы». «Наука – Зоология»

Значение животных в природе и в жизни человека. Животные, занесенные в Красную книгу.

Создание макета леса из пластилина или бумаги, на тему: «Берегите животных!».

Часть 3. «Неживая природа» 5 ч.

Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.

Задачи:

1.Учить детей ориентироваться в мире физических явлений

2.Систематизировать знания детей о таких явлениях как свет, воздух, вода, почва, температура.

Беседа «Времена года».

Изготовление коллективной работы «Времена года в картинках». Беседа. Солнце-источник тепла и света. Вода и жизнь. Открываем жизнь в почве. Чтение стихов и рассказов о природе. Планета - наш дом. Беседа: «Планета заболела».

Часть 4. «Планета - наш дом. Мы хозяева в нем» 6 ч.

Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера.

Задача: закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.

Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов. Учись быть здоровым. Вредные привычки. Как их искоренить? Создание настенной газеты. Экскурсия в природу.

Форма организации детской деятельности:

-    индивидуально-творческая деятельность;

-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

-    коллективная творческая деятельность,

-    работа над проектами,

-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

-    игровой тренинг;

-    экскурсии.

Организация учебного процесса: учебный кабинет, школьная и районная библиотеки, школьный музей.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игры, конкурсы, практические занятия. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии, экологические мероприятия, конкурсы, викторины, экологические выставки.

Календарно-тематический план

Кол-во часов

Тема

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

1

1

Мир вокруг нас 4 ч

Что такое экология?

  06.09

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Повторение понятия экологией. Беседа.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы;

- вступать в учебный диалог;

- различать способы и средства познания окружающего мира.

2

1

Экскурсия в природу

«Краски и звуки осени».

  13.09

Знать:

основные правила поведения в окружающей среде.

3

1

Где мы живем? Что нас окружает?

  20.09

Воспитывать любовь к окружающему миру.

Знать:

- Название нашей планеты;

- Что такое компас?;

- Строение земного шара, карту;

- Что такое суша?;

- Что такое водное пространство?;

- Название стран городов.

Уметь:

- Называть свой адрес в мире (планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира);

- Давать устное описание объектов окружающего мира;

- Уметь работать с картой.

Коллективная игра – исследование по карте.

4

1

Беседа «Мы – друзья природы». Как вести себя на природе.

Конкурс поделок.

  27.09

Экскурсия в парк. Изучать  правила поведения на природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Знать правила поведения на природе.  

Поделки разными материалами, защита.

Развивать аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие.

Уборка мусора в лесу.

5

1

Живая природа. 18ч

Деревья и кустарники, цветы и травы.

   04.10

Учить различать деревья и кустарники, развивать экологическую культуру учить работать со справочниками.

Знать:

Бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги. Уметь работать с бумагой.

6

1

Растения.

Царство растений.

Растения и климат.

   11.10

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы.

7

1

Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения.

  18.10

Воспитывать:

- Бережное отношение  к растениям;

- Интерес к наблюдениям за растениями;

- Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы.

Уметь:

- Определять растения;

- Называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие).

8

1

Комнатные растения Занятие  «Уход за комнатными растениями».

  25.10

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло). Познакомить с новыми растениями; сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых  растениях, в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют (не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. Знать названия 2-3 ядовитых растений, понимать.

Что любые растения нуждаются в охране.

9

1

2 четверть.

Охрана растений. 

Сообщение на тему: Исчезающие растения

10

1

«Наука - Ботаника»

Знать общее понятие ботаники

Знать о вреде вырубки елей к новогодним праздникам, уметь отражать свою позицию в листовке.

Формирование бережного отношения к окружающей среде, любви к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.

11

1

Грибы съедобные и несъедобные.

Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам.

12

1

Организации по защите охраны природы.

Знать:

- Природоохранные организации;

- Воспитывать бережное отношение  к растениям; культуру поведения на природе;

Уметь: 

– объяснять экологические знаки;

13

1

Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!»

Дать детям представление:

- люди создающих книгу;

- писатель и художник;

-  иллюстратор;

Знать порядок изготовления книги, уметь изготовить правильное, аккуратное изделие.

14

1

Какие бывают животные?

Дикие и домашние животные.

Расширить знания о диких и домашних животных, развивать мышление, речь. Поисковая работа.

Изучить животных занесенных в Красную книгу.

Знать и выполнять правила поведения в лесу.

15

1

Принципы и правила содержания домашних животных.

Уточнить представление о кошке, как о домашнем животном.

Формировать у детей представления о том, что собака - умное домашнее животное, преданный хозяину. Ее можно дрессировать, многому научить, поэтому ее используют на разных службах — для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для разыскивания правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

Поиск информации «Самые известные коты»

16

1

Занятие – игра: «В мире животных».

Познакомить с Экологическим центром, условиями проживания зверей в неволе, развивать экологическую культуру наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений.

Проектная работа – сообщение о животном.

- Описать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

- Обсудить наше отношение к домашним питомцам;

- Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

- Фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

- Составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

- Оформить фотовыставку;

- Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

17

1

Игра – занятие: «В мире птиц».

Познакомить с птицами, учить определять принадлежность к миру птиц, развивать внимание, любознательность.

Закрепить умение классифицировать животных, выделять существенные и отличительные признаки  разных групп животных, наблюдать за их внешним видом, образ жизни, способ питания, способ защиты; понимать, на что надо обращать внимание, чтобы отнести животное к определенной классификационной группе; правила ухода за домашними питомцами.

18

1

Операция «Птичья столовая».

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Различать зимующих и перелётных птиц;

Группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

Работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Углубленное изучение видов птиц.

19

1

Беседа: «Насекомые».

Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры насекомых;

Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20

1

Беседа «Рыбы».

Нахождение литературы в библиотеке. Рассматривание книг.

21

1

«Наука – Зоология»

Значение животных в природе и в жизни человека. Животные, занесенные в Красную книгу.

Воспитывать  бережное отношение ко всему живому на Земле, безопасное поведение с дикими и домашними животными.

Экологически грамотное обращение с животными; интерес к наблюдениям за животными. Рассматривать иллюстрации извлекать из них нужную информацию.

22

1

Создание макета леса из пластилина или бумаги, на тему: «Берегите животных!».

23

1

Неживая природа. 5ч

Беседа «Времена года».

Изготовление коллективной работы «Времена года в картинках».

Пересказ и обсуждение текстов о природе.

Выявление признаков времен года.  

Выявление связи  жизнедеятельности растений и животных и времени года.

Уметь:

использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

24

1

Беседа. Солнце-источник тепла и света.

- Поиск информации, подготовить сообщение;

- Проведения опыта.

25

1

Вода и жизнь. Открываем жизнь в почве.

Обсуждать необходимость экономии воды;

Выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- Моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков;

- Работать в паре: узнавать рыб на рисунке;

- Описывать рыбу по плану;

- Приводить примеры речных и морских рыб;

- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26

1

Чтение стихов и рассказов о природе.

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках, развивать интерес к наблюдениям в природе, желание делать простейшие опыты.

27

1

Чтение стихов и рассказов о природе.

Знать:

– понятие «болезнь»;

– правила сохранения и укрепления здоровья;

- формулировать основные правила и гигиены пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья;

- осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

28

1

Планета - наш дом. Беседа: «Планета заболела».

Уметь проводить профилактику болезней объяснять их назначение.

- Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

- Запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные.

29

1

Планета - наш дом. Мы хозяева в нем 

Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов.

30

1

Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов.

Знать:

 о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.

Определить с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации.

Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора.

31

1

Учись быть здоровым.

Формирование ценностного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о

строении и функционировании организма человека, для сохранения и укрепления своего здоровья. Воспитывать

внимательное и заботливое отношение и к другим людям.

32

1

Вредные привычки. Как их искоренить?

Самостоятельный выход из ситуаций, поиск решения ситуаций, по гигиене, вредным привычкам.

33

1

Создание настенной газеты.

34

1

Экскурсия в природу «Скоро лето».

Знакомство с понятием – Туризм.

Наблюдение ярусов. Трава, кустарники, деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...