«Урок чистой воды»
классный час (2 класс)

Тухфатшина Наталья Ильинична

Классный час «Урок чистой воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chistoy_vody.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                 

        

                                    Классный час

                «Урок чистой воды»

                                                       Автор: Тухфатшина Наталья Ильинична

                                                                         учитель начальных классов

                               

                                        Ст. Марьинская

                                       2021-2022 уч. год

Цели:

  • объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;
  • сформировать убеждение о причастности каждого человека к экологической ситуации на Земле;
  • воспитание гражданской позиции.

Оборудование:

  • видеофильм,
  • экран,
  • проектор
  • плакат о воде,
  • физическая карта полушарий;    

Ход классного часа.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово.

Отгадайте загадки:

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (Дождик.)

Мимо сосен и берез

Лесом ходит Дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

Он украсит бахромой.

Это что за бахрома?

Угадайте, детвора! (Иней.)

Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда, белы как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

Что за странный звездопад:

Звезды белые летят?

 Покружатся, а потом

 Устилают сад ковром. (Снег.)

Что за хрупкое стекло

Вдруг на лужицу легло?

Солнце в полдень припекло –

Где же в лужице стекло? (Лед.)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)

 -Почему облако, иней, снег, лед, град связывают с понятием «вода»?

 -  Где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь.)

 - Какая вода пригодна для питья?

Как вы, поняли, разговор у нас пойдет о чём?

Верно, о проблеме чистой питьевой воды. Поэтому приглашаю принять активное участие в классном часе «Урок чистой воды».

Какие цели мы с вами перед собой поставим? (Ответы ребят)

2. Актуализация знаний. 

Откуда воду для питья берут люди? Когда они дома? На улице? В школе? Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью?

Так, где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая? В каком состоянии может быть вода?

            - Вода в природе может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

- Дождь - это, какое состояние воды? (Жидкое.)

            - А если мы нальем воду в блюдце и поставим в морозильник, что произойдет?   (Она замерзнет и превратится в твердый лед.)

- Правильно, при низкой температуре вода замерзает. А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Она испарилась.)

Мы говорим «испарилась», т. е. превратилась в пар - это и есть газообразное состояние — крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Эти капельки поднимаются в воздух, встречаются, высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков летом выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки — это замерзшие капельки воды.

-Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей.)

Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Можно привести примеры: средняя ель весит 100 кг, из них 80 кг - вода; нарцисс — 100 г, из них 85 г — вода; лосось вести 2 кг, из которых 1,5 кг приходится на воду.

Таким образом, всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода

.

Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего–либо, мы обычно сравниваем с золотом. Белым золотом называем хлопок, зеленым – лес, черным – нефть, величайшее богатство Земли – хлеб – получают из золотого колоса.

С чем же можно сравнить ценность обычной, простой, не говоря о лечебной воде?

Одно из древнегреческих изречений гласит:

 “Самое лучшее – это вода: лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”.

Следовательно, вода – бесценна и уникальна.

Просмотр видео «Берегите воду».

 Вопрос: Сколько нужно человеку воды?

Хронический недостаток воды в тканях служит причиной большинства болезней.

Чай, кофе, алкоголь и всевозможные напитки не заменят воду. Организм подвергается ежедневному стрессу.

Дети не приучены пить воду обычную, а привыкли к газированным, сладким сокам.

В Индии “Колу” покупают целыми упаковками для травли колорадского жука. Хроническое обезвоживание наблюдается с детства.

Все функции организма зависят от рационального использования воды. Вода, будучи растворителем, регулирует все функции организма.

2,5л воды выпивать нужно в сутки вместо таблеток. Ощущения жажды и голода зарождается одновременно. Организм нуждается минимум в 6-8 стаканах воды в день.

Утром 2стакана воды, оптимальное время за 0,5часа до еды и стакан после 2,5часов после еды. После обильной трапезы и перед сном по 1стакану. Пейте столько воды, чтобы ваша моча стала бесцветной.

 Запасы пресной воды.

Вопрос: Почему возникла проблема воды?

97% водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому непригодна для питья.

Оставшиеся 3% приходится на долю пресной воды.

Вопрос: Назовите источники пресной воды?

(Поверхностные воды рек и озёр, подземные воды, водохранилища, вода, законсервированная в айсбергах Антарктиды.)

Тем не менее, человечество может использовать из этого количества лишь малую часть.

Вопрос: почему?

Т.к. она либо сильно загрязнена, либо содержится в айсбергах, атмосферной почве, либо заключена на очень большой глубине. Для большой наглядности предположим, что весь водный запас планеты равен 100 л. Из этого количества пригодны к потреблению лишь половина чайной ложки.

 

Современное состояние проблемы дефицита пресной воды.

Итак, человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды.

22 марта – всемирный день воды, отмечается с 1994 года.

-        Давайте подумаем, связано ли загрязнение воды только с поступками взрослых людей? (Нет, загрязнение воды может быть связано и с поступками детей.)

-        Вы помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»?

-  Закрывать кран; понапрасну не тратить воду; садить растения; следить за чистотой береговых линий; высаживать быстрорастущие кустарники, деревья для укрепления берегов; расчищать реки, озера, пруды; выпускать листовки; вести разъяснительную работу.

Вода действительно является чудом природы. Без нее невозможна жизнь животного, растения, человека.

Подготовленные дети:

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода!

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в школу к вам бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало».

III. Игра «Ручеёк»

IV. Рефлексия.        

Антуан де Сент-Экзюпери:  “..., у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете” (вода).

- Ребята, почему вода самое большое богатство на свете?

V. Итог урока.

                                           - Какой теме был посвящен наш классный час?

                                           - Какие выводы вы сделали для себя?

В решении экологических проблем каждый может и должен принять участие, все зависит от экологической культуры, поведения каждого гражданина. Все очень просто. Перед нами ставятся вопросы: “когда вы моете руки, будете ли вы пытаться закрывать кран, видя, что вода ещё капает или равнодушно, пойдете дальше? Это тоже проявление вашей гражданской позиции по отношению к природе и обществу. А ведь гораздо легче сохранить, чем воссоздавать, вовремя уберечь, вместо того чтобы потом восстанавливать”.                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Литература: 

Андреев Ю.А. “Вода – наместник бога на Земле”; С-Петербург, “Питер”,2007г.

Николаева С.Н. “Юный эколог”, М, “Мозайка-синтез”,2004г.

Тетерина Т.Н., Филиппенко Д.П.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». «Первое сентября»,2007г.

Т.  Я.  Шипунова  «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста», Новосибирск 1994г.

Л. А. Обухова,  Н.А. Пемяскина, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы», Москва. «Вако». 2007 г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок чистой воды

Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....

Урок "Чистой воды"

На уроке рассматриваются вопросы о роли воды в жизни человека, причины загрязнения воды и бережное и экономное отношение к воде!...

Урок чистой воды

Берегите воду. Снежинка-балеринка. Беседа Артема с дедом....

«Урок чистой воды. Вода – путешественница»

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы. Главные вопросы мероприятия: 1. Состояние воды в природе. 2. Значение воды в жизни человека. 3. Охрана и рациональное использование водных р...

Всероссийский урок "Чистой воды"

Презентация к уроку "Чистой воды"....

Классный час "Урок Чистой воды"

Классный час "Урок Чистой воды"...

Классный час "Урок Чистой воды"

Можно провести на классном часе и на занятиях внеурочной деят-ти "Урок Чистой воды" (эклолгическое направление)...