«Обобщение опыта по использованию диагностических методик детско-родительских отношений с целью практического применения»
опыты и эксперименты (4 класс)

•В связи с этим цель исследования: изучение детско-родительских отношений и разработка системы занятий, направленных на развитие и гармонизацию этих отношений в семье. .
•Задачи:
•1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования детско-родительских отношений в семье.
•2. Подобрать диагностические методики по изучению детско-родительских отношений в семье. Определить тип родительского отношения к ребёнку, а также изучить эмоциональное благополучие или неблагополучие ребёнка в семье.
•3. Разработать программу, которая включает в себя систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию родительско-детских отношений в семье младшего школьника.
•4. Проверить эффективность реализованной программы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обобщение опыта по использованию диагностических методик детско-родительских отношений с целью практического применения» Выполнила :воспитатель высшей категории МОУ « Школа-интернат для обучающихся с ТНР» Сосновикова Анна Борисовна

Слайд 2

«Обобщение опыта по использованию диагностических методик детско-родительских отношений с целью практического применения» В связи с этим цель исследования: изучение детско-родительских отношений и разработка системы занятий, направленных на развитие и гармонизацию этих отношений в семье. . Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования детско-родительских отношений в семье. 2. Подобрать диагностические методики по изучению детско-родительских отношений в семье. Определить тип родительского отношения к ребёнку, а также изучить эмоциональное благополучие или неблагополучие ребёнка в семье. 3. Разработать программу, которая включает в себя систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию родительско-детских отношений в семье младшего школьника . 4. Проверить эффективность реализованной программы .

Слайд 3

Характеристика семьи (анкета для родителей ) Ф.И. ребенка Возраст Состав семьи Родители Образование родителей Б.А. 9 лет полная Мать:Кристина Анатольевна Отец:Владимир Владимирович Срю-специальное Средне-специальное В.В. 9 лет неполная Мать: Ольга Васильевна Ср.-специальное К.А. 9 лет неполная Мать: Оксана Михайловна,1991 г.р. Ср-специальное М.Е. 9 лет полная Мать: Валентина Николаевна,1975 Отец: Александр Геннадьевич,1976 Высшее Высшее Н.Р. 9 лет неполная Мать: Марина Михайловна,1981 Высшее П.И. 9 лет полная Мать: Дарья Александр.,1986г.р. Отец: Анатолий иванович,1 957 г.р. Ср.-специальное Ср.-специальное П.Д. 9 лет неполная Мать: Оксана Юрьевна,1983 Ср.-специальное Р.Д. 10 лет полная Мать : Мария Александровна,1980 Отец: Петр Петрович,1976 Ср.-специальное Ср.-специальное С.Н. 10 лет полная Мать: Любовь Николаевна,1972 Отец: Станислав Владимирович,1972 Высшее Высшее С.М. 9 лет неполная Мать:

Слайд 4

Проективные графические методики « Рисунок семьи» этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка. Метод используется преимущественно при обследовании детей. Но может применен и для выяснения отношений в семейной сфере у взрослого человека. « Динамический рисунок семьи» ( кинетический) В задании по тесту « Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция : Нужно нарисовать семью так,чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят. « Динамический рисунок семьи»« Семья животных» это тест часто оказывается более информативным,чем тесты «Рисунок семьи» и « Динамический рисунок семьи».

Слайд 5

Тест «Динамический(кинетический) рисунок семьи»

Слайд 6

Тест « Рисунок семьи»

Слайд 7

Тест « Семья животных»

Слайд 8

Результаты по выявлению эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка младшего школьного возраста в семье ( анализ рисунков детей) Ф.И. учащегося Эмоциональное благополучие Эмоциональное неблагополучие Б.А. + В.В. + К.А. + М.Е. + Н.Р. + П.И. + П.Д. + Р.Д. + С.Н. + С.М. +

Слайд 10

Методика диагностики родительского отношения (ОРО). Авторы: А.Я Варга, В.В. Столин Тест направлен на оценку родительского отношения как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, используемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Слайд 11

Методика диагностики родительского отношения (ОРО). Авторы: А.Я Варга, В.В. Столин Текст опросника состоит из 61 вопросов.Родителям предлагается прочитать в списке утверждения и отметить те из них, с которыми они согласны. Структура опросника состоит из 5 шкал. 1.Принятие-отвержение 2.Кооперация 3.Симбиоз 4.Авторитарная гиперсоциализация 5.Маленький неудачник

Слайд 12

Типы родительского отношения к ребёнку по результатам теста- опросника родительского отношения «Принятие-отвержение» «»Кооперация» «Симбиоз» «Авторитарная гиперсоциализация » «Маленький неудачник» Б.А. + В.В. + К.А. + М.Е. + Н.Р. + П.И. + П.Д. + Р.Д. + С.Н. + С.М. +

Слайд 14

Опросник « Взаимодействие родитель- ребенок» (ВРР) Инструкция: Отметить степень согласия со следующими утверждениями по 5 –балльной системе. Оцени­те утверждения отдельно для каждого ребенка в блан­ке ответов: 5 — несомненно, да (очень сильное согла­сие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие ). Обработка результатов по 10 шкалам 1.Нетребовательность-требовательность 2.Мягкость- строгость 3. Автономность- контроль 4.Эмоциональная дистанция-близость 5. Отвержение- принятие 6.Отсутствие сотрудничества- сотрудничество 7. Тревожность за ребенка 8. Непоследовательность- последовательность 9.Воспитательная конфронтация в семье 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

Слайд 15

Опросник « Взаимодействие родитель- ребенок» Вариант для родителей младших школьников

Слайд 16

Методика Рене Жиля Это проективная методика исследования личности. Цель методики :обследование социальной приспособленности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, а также восприятие им внутрисемейных отношений. Материал: 42 картинки с изображениями детей или детей и взрослых, текстовые задания. Инструкция: Перед началом работы ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Он должен выбрать себе место среди изображенных детей. Простота и схематичность ,отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов делают ее более легкой для испытуемого ребенка .

Слайд 17

Программа занятий по развитию и гармонизации детско-родительских отношений в семье Название Цель 1. «Знакомство» Знакомство участников друг с другом, с целями занятий 2. «Мир взрослый и мир детский» Осознавание разницы между миром взрослого и миром ребёнка. Научить различать три состояния своего «Я»: родитель, ребёнок и взрослый. 3. «Язык принятия» Ознакомление с понятиями «принятия» и «непринятия» ребёнка. Обсуждение вопроса об эффективной (оптимальной) родительской позиции. 4. «Давайте общаться» Установление доверительного отношения между родителями и детьми. 5. « Что значит слышать чувства ?» Осознание необходимости прислушиваться не только к словам ребёнка, но и к его чувствам. 6. «Конфликт» Ознакомление участников занятия с понятием «конфликт» и возможными путями его преодоления. 7. «Наказание и поощрение» Ознакомление с принципами использования наказаний и поощрений. 8. «Дисциплина» Ознакомление и участников занятия с понятием «дисциплина» и позитивными средствами ее развития у ребёнка. 9. «Давайте сочинять» Установление оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми. 10.« Заключи-тельное » Обсуждение правила общения с ребёнком. Завершить работу в группе. Подвести итоги занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Из опыта работы. Использование игровых методик для организации детской проектной деятельности.

Из собственной практики или литературных источников, предлагаем Вашему вниманию примеры игровых методик, используемых в организации различных этапов работы по методу проектов. Предлагаемые игры возмож...

Мониторинг "Использование диагностических методик"

Мониторинг "Использование диагностических методик"...

Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»

Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти»)  - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу дл...

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"...