Проект "Заповедники Прибайкалья"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Представлены материалы итоговой защиты проекта "Заповедники Прибайкалья". Каждая группа учеников готовила представление одного из заповедных мест. Материалы распечатывали на листах формата А-3 для оформления выставки в библиотеке в рамках общешкольного проекта "Берегите природу"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Байкало-Ленский заповедник * " Байкало-Ленский" государственный природный заповедник был создан: 5 декабря 1986 года . *Самый крупный и самый молодой заповедник. Интерес к созданию заповедника появился с 70-х гг. со строительством Байкало-Амурской магистрали. Проектирование заповедника началось только в 1984 г., когда природе уже был нанесен существенный урон. И до сих пор вокруг заповедника так и не удалось создать охранную зону, а весь заповедник поделили на 3 лесничества: «Берег бурых медведей», Верхнее-Ленский и Киренгский . * Заповедник занимает южную треть Байкальского хребта на территории Качугского и Ольхонского районов Иркутской области, Административно-научный центр заповедника находится в Иркутске. * В декабре 1996 года Байкало-Ленский заповедник, наряду с Баргузинским и Байкальским заповедниками, был включен в состав участка Всемирного Природного Наследия "Озеро Байкал".

Слайд 2

Байкало-Ленский заповедник вытянут вдоль западного побережья оз. Байкал примерно на 120 км и средней ширине 65 км . Площадь заповедника 659 тысяч гектар . Самая большая природоохранная зона на Байкале. 14 место по России

Слайд 3

Растительный и животный мир заповедника Растительный мир заповедника богат и насчитывает 920 видов, из них 47 видов — встречаются только в Сибири (эндемики), 11 из них включены в Красную книгу России и 19 - в Красную книгу Иркутской области: лилия карликовая и саранка , башмачок капельный, пион марьин-корень , мак Попова и др. В заповеднике обитает около 240 видов птиц - гнездящихся и перелётных. Здесь встречаются редкие и интересные птицы: орлан-белохвост , черный аист, серый журавль, серые цапли. Хищных птиц в заповеднике встречено 29 видов. Это ястребы, черный коршун, сапсаны и др. В заповеднике обитает много видов сов: болотная и ушастая, бородатая и длиннохвостая. В отдельные годы зимой встречаются белые совы. Широко представлены грибы (130 видов), лишайники (более 300 видов), мохообразных (178 видов). 23 вида реликтовых растений, сохранившиеся на Земле с древности, возраст которых насчитывает миллионы лет (с ледникового периода) - например лук алтайский. Большая часть территории заповедника покрыта лесом - это леса из лиственницы, сосны и кедра. . Широко распространен глухарь, воробьиные птицы, овсянки, дрозды, различные пеночки, мухоловки и даже соловьи. Встречается много стрижей, кукушки, скалистый голубь, большая горлица, 7 видов дятлов, много рябчиков, предпочитающих леса с ягодниками.

Слайд 4

Животный мир представлен, в первую очередь, сибирскими таежными видами: баргузинским соболем, белкой, зайцами, волками и лисами. Часто встречаются горностай, ласка, выдра, росомаха, бурундук, благородный и северный олень, лось. Самым редким и ценным животным Байкало-Ленского заповедника считается черношапочный сурок. Этот вид занесён в Красные книги России и Иркутской области. Одним из главных символов заповедника считается бурый медведь . Лесничество Байкало-Ленского заповедника недаром названо «Берегом бурых медведей», оно уникально по количеству выходов бурых медведей на байкальский берег. В июне на Байкале идет массовый вылет насекомых ручейников (« липочан »). Одновременно рыбки бычки откладывают икру на прибрежные камни. Все это привлекает сюда медведей - в это время можно видеть на берегу по 6-7 зверей. Они, как правило, на рассвете или перед закатом и проводят на берегу по нескольку часов, лакомятся, слизывая ручейников и икру. Байкальская нерпа регулярно встречается у заповедного побережья Байкала. Это эндемик. Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см, вес до 130 кг, Живут нерпы до 55 лет. В спокойной обстановке скорость движения под водой 7—8 км/ч. С большей скоростью она плавает, когда уходит от опасности. Нерпы могут опускаться на глубину до 400 метров. Под водой она находится до 40 мин .Нерпа может спать в воде - до тех пор, пока ей хватает кислорода. Нерпа — вершина в пищевой цепи в экосистеме Байкала. Единственный источник опасности — человек. В настоящее время популяция нерпы составляет более 100 тыс. голов. Добыча запрещена с 1980 года. Внесена в Красную книгу как вид, близкий к исчезновению.

Слайд 5

Достопримечательности заповедника Мыс Рытый –пожалуй , самое загадочное место озера Байкал. По поверьям на мысе построен призрачный дворец сына неба. Местное население боялось приставать к этому берегу, и уж тем более заходить в ущелье. Уж очень им не хотелось прогневать духов. Вершины хребта в районе мыса Покойники и Средний, Верхний Кедровый являются древнейшими на земле вулканами возрастом 1560-1710 млн. лет. Они извергались тогда, когда на земле не то что людей – динозавров не было! Исток реки Лена - семь небольших ручейков шириной по десять-двадцать см и глубиной в три-пять см - такова река Лена у своего начала. Ручейки сливаются по двое, по трое и вскоре соединяются воедино. В этом месте Лена достигает метра в ширину и всего нескольких сантиметров в глубину. Сама же река по занимает 8 место в мире!

Слайд 6

О защите природы Ершов Алексей Люблю природу русскую. Хочу сберечь от всех Её творенья чудные Дающие успех. Друзья мои, товарищи, Хочу я вам сказать: «Давайте станем дружненько Природу защищать!» Не будем больше мусорить Следить за ней всегда. И будет благодарна Нам матушка-земля! И будем мы наказывать Вредителей таких... Природу защищать Учить мы будем их. И будет она пышная Цвести, благоухать. Природу наша русская Век будет процветать. Работу подготовили ученики 2А класса школы № 14: Наумова Елизавета Лылова Анна Кадников Даниил Тимченко Лиза Яблочков Лев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАПОВЕДНИКИ ПРИБАЙКАЛЬЯ Байкальский государственный п риродный биосферный заповедник Над проектом работали учащиеся 4 А класса

Слайд 3

Байкальский государственный заповедник, основан в 1969году - заповедник в республике Бурятия, одно из природоохранных учреждений в южной части восточного берега оз.Байкал. Территорией размещения заповедника стала центральная часть горного хребта Хамар-Дабана в предместьях озера Байкал с высшей точкой-горой Сохор . От самого озера заповедник отделен автострадой и линией Транссибирской железной дороги. Байкальский государственный заповедник окружают скалистые склоны, а на отрогах хребта, на территории которого расположился заповедник, находятся узкие речные долины. Имеются каньоны, пещеры, и лазы, что придает необходимый колорит и без того потрясающим видам природы Байкала. Границы заповедника проходят по рекам Выдринная и Мишиха . На южном склоне граница заповедника проходит по правому берегу реки Темник. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Слайд 4

На территории Байкальского заповедника, насчитывается 360 видов животных, из них 18 видов внесены в Красную книгу России. Самые охраняемые животные: выдра, кабан, косуля, лось, медведь, соболь, ящерица. Из птиц: глухарь, коршун, куропатка, квакша Также на территории заповедника в о. Байкал водится 12 видов рыб: ленок, таймень, хариус. ЖИВОТНЫЕ

Слайд 5

В заповеднике лесами занято около 70 % территории. Насчитывается 1280 видов растений, 20 из которых включены в Красную книгу России, например голубая ель, так же в заповеднике растет более 200 видов грибов. Самые распространённые деревья: осина, береза, сосна, кедр, тополь. Другие растения: папоротник, брусника, черника, черная и красная смородина. Грибы: Волнушки, подосиновики, грузди, опята. РАСТЕНИЯ

Слайд 6

Байкальский заповедник несёт роль хранителя животных и растений, обитающих у берегов озера. Роль Байкальского заповедника определена Решением Международного Координационного совета «Человек и биосфера» ЮНЕСКО. На основании этого документа заповедник назван БИОСФЕРНЫМ РЕЗЕРВАТОМ. Его охранные территории используются для: изучения, проведения исследований, постановки научных опытов, мониторинга, принятия решений об использовании природных ресурсов. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БАЙКАЛЬСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

Слайд 7

Байкальский заповедник занимается новым направлением деятельности - развитием познавательного туризма. На сегодняшний день на территории Байкальского заповедника для туристов действует 22 экологических маршрута. А также по территории заповедника проходят научно-познавательные экологические тропы, самые популярные называются «Птичий рай» и «В отроги Хамар-Дабана ». Любой желающий может пройтись проложенным маршрутом в сопровождении сотрудника заповедника, послушать рассказы об особенностях его природы. Туристы со всего мира могут увидеть красивые горы, таежные леса, тропы диких зверей, быстрые реки и водопады с кристально чистой водой. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Слайд 8

Жителям нашего региона природа подарила редкую красоту и уникальность. Давайте вместе познавать родной край, любить и беречь его!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАПОВЕДНИКИ ПРИБАЙКАЛЬЯ БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК Над проектом работали учащиеся 4 А класса

Слайд 3

БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК На северо-восточном берегу самого древнего, самого глубокого, самого чистого, самого прозрачного и самого красивого на Планете озера раскинул свои владения Баргузинский заповедник. Он является самым старым российским заповедником. Именно здесь в 1916 г. зародилась современная заповедная система нашей страны. Заповедник был создан с целью сохранения природы западного склона хребта Баргузинский и северо-восточной части побережья озера Байкал и увеличения численности соболя. Территория Баргузинского заповедника охватывает более 374 тысяч гектаров. Из них 15 тысяч принадлежит водам озера Байкал. Заповедник располагается на поверхности Баргузинского хребта и имеет на своей территории множество рек, озер, заливов, мысов. Именно с Баргузинского хребта дует вдоль Байкала северо-восточный ветер Баргузин, который воспет в народных песнях. Самыми известными озерами на территории Баргузинского заповедника являются озера Лосиное и Карасевое. Раньше территория заповедника подвергалась сильному оледенению. Современных ледников в заповеднике нет, однако есть снежники, иногда не успевающие растаять за лето. Баргузинский Заповедник

Слайд 4

Спускаясь со склонов хребта к акватории озера, заповедные просторы целиком и полностью сохранились в своей первозданной красоте и девственности. Флора Баргузинского заповедника насчитывает 874 вида сосудистых растений, 212 видов лишайников, 171 вид грибов, свыше 147 видов мхов и более 1200 видов водорослей. Самые распространенные деревья: лиственница и сосна, кедр, пихта, ель и береза, а среди кустарников – брусника, черника, грушанка красная и Линнея северная. Кедр и лиственница, уникальные сибирские деревья, делают леса Баргузинского заповедника красивыми и светлыми. На заповедной территории можно застать красивейшее в мире явление – цветение лотоса. Многие виды растений, находящихся на территории Баргузинского заповедника, являются очень редкими и вымирающими, поэтому они занесены в Красную книгу.

Слайд 5

Фауна Баргузинского заповедника насчитывает 41 вид млекопитающих, 265 видов различных птиц. По берегам водятся рыси и росомахи, а на лесной опушке - ласка и горностай. Весной в кедровых лесах обитают бурые медведи и бурундуки, водится большое количество грызунов. Обитают олени, лоси, волки, лисицы . Побережья водоемов населяют копытные животные, а в речных долинах обитают ласки и горностаи. В луговых травах живут полевки и зайцы-беляки. На территории заповедника проживает огромная популяция соболей, белок. Разнообразие в животный мир заповедника вносят разнообразные птицы. Из них имеется два вида, внесенных в Красную книгу – это орлан белохвост и черный аист.

Слайд 6

Центром заповедника является поселок Давша . Название Давша имеет эвенкийские корни и означает «луга», «широкая открытая местность» . В Давше находится научный отдел Баргузинского заповедника и Музей природы Дивное диво сотворила природа в Давше . В самом центре поселения бьет из земли горячий ключ. Температура целебной воды плюс 40 — 43 °С. Таких источников по побережью много, они отличаются друг от друга составом воды и температурой. Воды Давшинского термального источника обладают лечебным эффектом. С момента создания Баргузинского заповедника численность его обитателей возросла в 300-400 раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАПОВЕДНИКИ ПРИБАЙКАЛЬЯ ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК Над проектом работали учащиеся 4 А класса

Слайд 2

ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

Слайд 4

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПРИБАЙКАЛЬСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА Зоологические памятники природы - это скальные острова башенного типа с обрывистыми берегами, которые являются местами массового гнездования серебристой чайки

Слайд 5

Мировую известность получили наскальные рисунки на утесе Саган-Заба , а также в бухте Ая , у входа в Сарминское ущелье, на мысе Бурхан. Они включают изображения шаманов, бегущих оленей, лебедей. Возраст рисунков оценивается в 2,5 тыс. лет.



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проект

«Заповедники Прибайкалья» в рамках

общешкольного проекта «Берегите природу»

Предмет

окружающий мир,  внеклассная работа, изобразительное искусство.

Организатор проекта

Бартенёва Татьяна Тимофеевна

Возраст участников

четвероклассники, их родители,  учитель

Состав

весь класс

Вид проекта

информационно-познавательный, социальнозначимый

Сроки реализации

долгосрочный (январь 2021 – май 2021)

Гипотеза

Если не охранять окружающую среду, не участвовать в акциях по сохранению животного мира, лесов, пресной воды, морей, озонового слоя Земли, то экологическое состояние на Земле пострадает и жизнь на планете прекратится.

Цель проекта

Создание информационных листов в виде книжек-раскладушек для выставки в школьной библиотеке

Задачи проекта

  • Собрать и проанализировать материал о заповедных местах Прибайкалья в литературе и Интернете.
  • Провести практическую работу по изучению экологических проблем современности.
  • Обогатить экологическими знаниями учащихся.  
  • Изучить сущность и предназначение заповедников Прибайкалья.
  • Узнать их географическое положение.
  • Узнать, какие памятники природы охраняются в заповедниках Прибайкалья.

Прогнозируемые результаты

  •  повышение уровня экологической культуры детей и взрослых;
  • сформированная система становления нравственных качеств личности учащихся посредством экологического воспитания;
  •  организация среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей

Актуальность

 Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Под натиском прогресса всё чаще страдает природа. Человек должен быть осторожен и благоразумен в отношении природы. Экологическая ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования. Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды.

Этот проект по экологическому воспитанию учащихся. В проекте учащиеся знакомятся с экологическими проблемами Прибайкалья, узнают о создании заповедников, создают информационные листы, книжки-раскладушки. готовят литературно-музыкальное представление, участвуют в выставке рисунков.

Этапы проведения проекта

 январь 2021 г. Подготовительный этап:

  • составление предварительного плана проведения проекта;
  • подбор литературы, фотографий, иллюстраций;
  • подготовка презентации для привлечения детей к проекту;
  • подготовка литературно-музыкальной композиции;
  • подготовка к конкурсу рисунков.

февраль-апрель 2021 г. Основной этап

     Для решения первой задачи учащиеся во внеурочное время искали необходимый материал по направляющим вопросам (в энциклопедиях, книгах, журналах, в Интернете). Для исследования был создан план изучения и подготовки материалов:

  • Когда создан заповедник
  • Географическое положение
  • Цель создания заповедника
  • Какие растения, животные или другие памятники природы охраняются в заповеднике
  • Значение заповедника

   Анализ материала показал, что в настоящее время существуют следующие экологические проблемы:

-озоновые дыры;

-вырубка, пожары и загрязнение лесов;

-браконьерство, сокращение численности животных и растений;

-загрязнение морей, разлив нефти и гибель морских животных;

-сокращение видов животных;

-недостаток чистой пресной воды;

-мусор, загрязнение окружающей среды.

   Для решения этих проблем и создавались в Прибайкалье заповедники и национальные парки.

   Для решения второй задачи нами была организована следующая деятельность учащихся:

1)на основе подобранных материалов нами был разработаны макеты книжек-раскладушек, которые содержат информацию о самых значимых заповедных местах Прибайкалья:

Байкало-Ленский заповедник;

Байкальский государственный природный биосферный заповедник»

Баргузинский заповедник;

Прибайкальский национальный парк

2)решение задач по экологии на уроках, выполнение заданий тестового характера с выбором ответов;

3) Чтение и разбор экологических сказок.

 май 2021 г. Заключительный этап.

Готовый продукт проекта: оформление и выставка в библиотеке книжек-раскладушек «Заповедники Прибайкалья», защита проекта в виде литературно-музыкальной композиции на школьном фестивале «Берегите природу», выставка рисунков.

Предполагаемый продукт

1.Книжки –раскладушки «Заповедники Прибайкалья».

2.Защита проекта в виде литературно-музыкальной композиции.

3. Выставка рисунков . 

Отчет о реализации проекта

«Заповедники Прибайкалья»

в рамках общешкольного проекта «Берегите природу»

Руководитель проекта: Сокова О.В.

Участники: ученики 4А класса, родители, учитель

Сроки проведения проекта: долгосрочный (январь 2021 – май 2021).

Вид проекта: информационно-познавательный, социальнозначимый

Цель проекта: создание информационных книжек-раскладушек «Заповедники Прибайкалья».

Задачи проекта:

  • Собрать и проанализировать материал о заповедных местах Прибайкалья в литературе и Интернете.
  • Провести практическую работу по изучению экологических проблем современности.
  • Обогатить экологическими знаниями учащихся.  
  • Изучить сущность и предназначение заповедников Прибайкалья.
  • Узнать их географическое положение
  • Узнать, какие памятники природы охраняются в заповедниках Прибайкалья.

Актуальность:

Экологическая ситуация современности требует воспитания в детях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования. Возникла идея создать информационные листы, рассказывающие об экологических проблемах родного края и оформить их в виде книжек-раскладушек «Заповедники Прибайкалья».

Через проект планировалось показать актуальность экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду, исчезновение животных и растений, загрязнение природной среды и необходимость её сохранения.

Этот проект создаст условия для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и критического мышления.

Планируемый результат:

        - повышение уровня экологической культуры детей и взрослых;

        - сформированная система становления нравственных качеств личности учащихся посредством экологического воспитания;

        - организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает календарь экологических праздников

 

Во время работы над проектом учащиеся получили знания об экологических проблемах современного мира и путях их решения. Познакомились с особенностями работы заповедников. В совместной деятельности с родителями смогли оформить каждую страничку книжки-раскладушки, применив все свои творческие способности и фантазию. Каждый ребёнок приготовил рассказ о своей страничке и сумел рассказать эту информацию всему классу. Совместно с учителем была подготовлена литературно-музыкальная композиция для защиты проекта на школьном фестивале «Берегите природу», где были представлены информационные листы книжек-раскладушек. Кроме этого дети поучаствовали в школьном конкурсе рисунков «Береги природу»

Я считаю, что цель проекта достигнута, задачи выполнены. Мы, как жители планеты Земля, жители Прибайкалья, должны беречь природу и участвовать в экологических акциях, которые проводятся в нашем крае, стране и во всём мире. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Директор МБОУ СОШ №14                ___________________        /Л.Л.Тучкова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные упражнения _Жемчужины Прибайкалья

Интерактивные упражнения могут быть использованы как для коллективной, так и для индивидуальной работы на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности. Для работы с данным видом упражнений не н...

Семь жемчужин Прибайкалья

Разработка занятия к факультативному курсу "Я живу в Прибайкалье"...

Инсценировка на пожарную тему. Сценка про зверят и Коробок спичек. На городской конкурс: «Защита Прибайкалья от пожара»

Данная инсценировка предназначена для просмотра детьми младшего школьного возраста.Тематика сценки обращает внимание детей на то, что ОГОНЬ может быть и ДРУГОМ, и ВРАГОМ.А также учит правилам пожарной...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Я живу в Прибайкалье" 4 класс

В материале представлено календарно-тематическое планирование по курсу "Я живу в Прибайкалье" для 4 класса...

Презентация к занятию по курсу "Я живу в Прибайкалье" 3 класс

Материал содержит презентацию по теме "Растения Иркутской области"...

Презкнтация по курсу "Я живу в Прибайкалье" 4 класс

Материал содержит презентацию по теме: "Население Иркутской области"...

Выступление на VI фестивале педагогов Прибайкалья "Шаг к успеху"

Обмен опытом. Доклад: «Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»...