Программа воспитания
рабочая программа

Рахчевская Наталья Михайловна

В данной статье предложена программа воспитания, которая была разработана для включения в ООП НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

1.Пояснительная записка

Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ. Назначение программы воспитания-направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый. Воспитатель, куратор, тьютер и т.п) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою образовательную организацию воспитывающей организацией.

В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, указанных во ФГОС:

  • формирование основ российской идентичности;
  • готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению;
  • ценностные установки и социально значимые качества личности;
  • активное участие в социально значимой деятельности.

Программа воспитания-это описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися.

На основе примерной программы воспитания разработана рабочая программа воспитания МБОУ СОШ № 7. Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:

1. Раздел «Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса», в котором описывается специфика деятельности в сфере воспитания. Здесь размещена информация о специфике расположения образовательной организации ,особенностях ее социального окружения, источниках положительного и отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах образовательной организации, а также важных для образовательной организации принципах и традициях воспитания.

2. Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формируется цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит решать для достижения цели.

3.Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показываются, каким образом будет осуществляться достижение поставленных целей и задач воспитания. Данный раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариантных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательной организацией задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы образовательной организации. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями (законными представителями)», «Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования). Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно- эстетической среды».

Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включить в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у неё кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в образовательных организациях России многообразна и примерная программа не может охватить всё это многообразие, допускается, что каждая образовательная организация по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность обучающихся и педагогических работников, эта деятельность является значимой для обучающихся и педагогических работников, эта деятельность  не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы образовательной организации. Деятельность педагогических работников образовательных  организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

4.Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором необходимо показать, каким образом в образовательной организации осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы осуществления.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися, а не общие рассуждения о воспитании. К программе воспитания каждой образовательной организацией прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.

Разрабатывая  рабочую программу воспитания, важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник-своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.

Особенностями организуемого в общеобразовательной организации воспитательного процесса  

Процесс воспитания в образовательной организации основывается наследующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающегося и педагогических работников, профилактика буллинга в школьной среде;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг другу;
  • организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
  • системность. Целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации является следующее:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы образовательной организации являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование,  коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряются конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
  • педагогические работники образовательной организации ориетированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в общеобразовательной организации является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный , творческий, компетентный гражданин России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),формируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации- личностное развитие обучающихся, проявляющееся в:

  • усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей(т.е. в  усвоении ими социально значимых знаний);
  • развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
  • приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний-знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета младшего школьного возраста: с их   потребностью   самоутвердиться   в   своём новом социальном статусе обучающегося, т.е. научиться   соответствовать   предъявляемым  к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в образовательной организации педагогическими работниками  и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающего. Их знание станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину - родной дом, двор, улицу, город, село, страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за  комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и по возможности о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания4
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимися младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для этого возраста, поскольку облегчает вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся им систему общественных отношений.

2.В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и прежде всего ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности   в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • в культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные   и  взаимоподдерживающие  отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее.

 Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки, повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на уровне основного общего образования связано с особенностями подросткового возраста: со стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст-наиболее удачный возраст для развития   социально значимых отношений обучающихся.

3.В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в образовательной организации. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в трудовой практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательной организации, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, проектной деятельности;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, создания собственных произведений культуры, творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтёрский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимся конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбрать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих людей.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;
  • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм знаний с обучающимся;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений и организаций;
  • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать профориентационную работу с обучающимися;
  • организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать её воспитательные возможности;
  • организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках ряда направлений воспитательной работы образовательной организации. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в образовательной организации, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают   включённость в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной   организации. Введение ключевых дел в жизнь образовательной организации помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся.  Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

На уровне вне образовательной организации:  

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразованное окружающего образовательную организацию социума;
  • открытие дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других образовательных организаций, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни образовательной организации, города, страны;
  • проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
  • участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым отечественным и международным событиям.

На уровне образовательной организации:

  • общешкольные признаки – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.д.) дела, которые связаны со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы образовательной организации;
  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в образовательной организации и развивающие школьную идентичность обучающихся;
  • церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни образовательной организации, защиту чести образовательной организации в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие образовательной организации. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
  • участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведённых дел на уровне общешкольных советов дел.

     На уровне обучающихся:

  • вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
  • индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, поведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль «Классное руководство».

Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель. Куратор, наставник, тьютер и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями – предметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно – оздоровительной, духовно – нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установит и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
  • проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
  • сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
  • выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих им освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях, играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, учителями- предметниками, а также (при необходимости) со школьным психологом;
  • поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
  • индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их,  а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

       Работа с учителями – предметниками в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями – предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями – предметниками и обучающимися;
  • проведение мини – педсоветов, направленных на решение   конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
  • привлечение учителей – предметников к участию во внутриклассных  делах,  дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей – предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

     Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:

  • регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителями – предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организации и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся;
  • привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательной организации.

        Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

                      Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через :

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование детско – взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;  
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;
  • поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

 Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обручающимися её видов.

Познавательная деятельность.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимися социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество.

Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Проблемно-ценностное общение.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

 Курсы   внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Игровая деятельность.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у их навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Модуль «Профилактика социально негативных явлений»

В результате анализа профилактической работы, проводимой в МБОУ СОШ №7 определены следующие работы:

  • отсутствие контроля со стороны родителей обучающихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины, нежелание родителей приходить в школу для совместного решения проблем обучающихся;
  • недостаточная занятость детей группы риска в каникулярный период, недостаточная роль классных руководителей в организации занятости обучающихся;
  • недостаточный уровень развития правовой культуры обучающихся и их родителей.

Цель профилактической работы МБОУ СОШ № 7-создание условий для позитивной социализации обучающихся, предотвращения социально – негативных явлений, повышение уровня общей и правовой культуры обучающихся.

Направления (содержательные) профилактики.

- профилактика зависимого поведения (химической и нехимической зависимости);

- профилактика правонарушений и безопасности, в том числе экстремистских проявлений;

- профилактика аутодеструктивного, суицидального поведения несовершеннолетних;

- развитие навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (на воде, вблизи железной дороги, общественном транспорте);

-проведение мероприятий по предупреждению травматизма обучающихся, в том числе детского дорожно- транспортного травматизма, пожарной безопасности.

Организация профилактики.

Решаемые задачи, содержание и профилактика в рамках:

- программ учебных предметов (окружающий мир, литературное чтение, русский язык и др.);

-программ внеурочной деятельности («Сильные, смелые, ловкие», «Если хочешь быть здоров», «Я гражданин»);

- плана воспитательной работы классного руководителя (с обучающимися и родителями);

-плана работы педагога-психолога (с обучающимися, родителями, педагогами);

- календарного плана воспитательной работы – акции, недели и др. (с обучающимися, родителями, педагогами образовательной организации);

-участие в проведении межведомственных комплексных профилактических мероприятиях и акциях Всероссийского, областного и муниципального уровней: «Подросток». «За здоровье и безопасность наших детей», «Единый День профилактики», «Безопасность детства», «Единый день правовой помощи детям», «Сообщи, где торгуют смертью», День отказа от курения, Международный день борьбы с наркотиками- проведение мероприятий в рамках дней/недель/декад/Месячника профилактики:

  • Месячник по обучению участников ОП в области защиты от ЧС (сентябрь-октябрь);
  • Мероприятия в рамках Дня защиты детей (март-апрель);
  • Всероссийский урок безопасности школьников в сети «Интернет»;
  • Декада профилактики правонарушений;
  • Декада правовых знаний и др.

-выявление и сопровождение детей «группы риска» (с проблемами в развитии, обучении и адаптации), в социально опасном положении;

-выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении и адаптации, в социально т опасном положении (диагностика психологическая, педагогическая, социально-педагогическая);

-организация работы Совета профилактики.

Формы: диагностика, консультирование, организация межведомственного взаимодействия и др.

Средства диагностики: экспертная оценка педагогом (классным руководителем) ребенка (класса)

на основе наблюдений (1-4 классы).

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы».

Экскурсии. Экспедиции. Походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях. В походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • регулярные пешие прогулки, экспедиции или походы выходного дня, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: фотографов, разведчиков, гидов, корреспондентов, оформителей)
  • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями (законными представителями) обучающихся в другие города или сёла для углублённого изучения биографий проживающих  там российских поэтов и писателей, произошедших исторических событий, имеющихся природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны.

Модуль «Профориентация».

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных   проб обучающихся. Задача совместной   деятельности педагогического работника и обучающегося- подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение занять определённую позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориетационных  парков,  профориетационных  лагерей, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования;
  • совместное с педагогическими работниками изучение интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
  • индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

Модуль «Организация предметно- эстетической среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда образовательной организации при условии её грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создаёт атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся образовательной организации.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно- эстетической средой образовательной организации, как:

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекриаций, залов, лестничных пролётов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работниками друг друга; картин определённого художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчётов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведённых ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п. );
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе образовательной организации спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися  своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазии и творческие способности, создающие повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, эмблема образовательной организации, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни образовательной организации знаковых событий;
  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих   проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведённых для детских проектов мест);
  • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностных образовательной организации, её традициях, правилах.

Модуль «Работа с родителями (законными представителями)».

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский комитет и попечительский совет образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации и их обучающихся;
  • Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер- классы, семинары, круглые столы   с   приглашением   специалистов;
  • родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в образовательной организации;
  • общешкольные родительские   собрания, проходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • семейный всеобуч, на котором родители (законные представители) могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственными творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
  • помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятиях воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в общеобразовательной организации воспитательной работы осуществляется по выбранным самой образовательной организацией направлениям и проводятся с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориетирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких, как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
  • принцип разделённой ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие обучающихся- это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие:

Результаты воспитания, социализация и саморазвития обучающихся  

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое   наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Состояние организуемой

 В образовательной организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Анализ осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями (законными представителями), хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации.

Способами получения информации о состоянии организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации.

Внимание при этом сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:

  • проводимых общешкольных ключевых дел;
  • совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • организуемой в образовательной организации внеурочной деятельности;
  • реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • существующего в образовательной организации ученического самоуправления;
  • функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений;
  • проводимых в образовательной организации экскурсий, экспедиций, походов;
  • профориетационной работы образовательной организации;
  • организации предметно – эстетической среды образовательной организации;
  • взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся.

Итогом самоанализа реализуемой в образовательной организации воспитательной работы  является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания

Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...