Нравственные ценности (из опыта работы)
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Пережогина Елена Васильевна

Что в наше время важнее: знания или нравственность, и чему отдать предпочтение в процессе обучения детей?

По сути, два этих понятия должны в равной степени присутствовать в современных уроках. Без знаний, нет навыков, но без нравственности нет того, что делает нас людьми.

 

В нашей школе на протяжении нескольких лет ведется работа по нравственному воспитанию через олимпиадное движение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_tsennosti.doc48 КБ
Файл prezentatsiya.odp732.43 КБ
Файл buklet.docx1.99 МБ
Файл ankety.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

 «НРАВСТЕННЫЕ ЦЕННОСТИ + ЗНАНИЕ – НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ»

(из опыта работы)

Д.И. Менделеев: "Знания  без  нравственности  -  меч  в  руках  сумасшедшего".


Что в наше время важнее: знания или нравственность, и чему отдать предпочтение в процессе обучения детей?

По сути, два этих понятия должны в равной степени присутствовать в современных уроках. Без знаний, нет навыков, но без нравственности нет того, что делает нас людьми.

В нашей школе на протяжении нескольких лет ведется работа по нравственному воспитанию через олимпиадное движение.

Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?

  • у наших детей ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом.
  • участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех делах. Это опора учителя, проводники его идей.

Наряду с предметными олимпиадами мы широко используем межпредметные олимпиады, особое место в которых занимает открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Наше наследие», основной целью которой является нравственное воспитание подрастающего поколения

Несмотря на то, что участниками Олимпиады могут стать учащиеся со 2 класса, свою работу начинаем с первоклассниками. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, распознать уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.

Младший школьник любознателен, интересен, непосредственен. Важно поддержать этот интерес и увлечь.

  • Принцип № 1: ненавязчивость и добровольность. Учитывая возраст и багаж знаний, возникает необходимость в правильном подборе заданий и упражнений на первом этапе.
  • Принцип № 2: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано мотивацией учащегося.
  • Принцип № 3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы. Систематичность занятий обязательна.
  • Принцип № 4: Наряду с принципом «Пусть победит сильнейший» при подготовке и проведении олимпиад необходимо руководствоваться и другим принципом: «В олимпиаде есть победители, но нет побежденных», так как важно и просто участие.

Совсем не легко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам, воспитании олимпийца. Тем не менее, есть несколько подходов при решении данной проблемы:

  • Успешная подготовка — это решение как можно большего числа олимпиадных задач.
  • Успешная подготовка — это более подробное дополнительное изучение тем.

Система работы с детьми  предполагает взаимосвязь трех составляющих: семья, дети, педагоги, каждая из которых вносит свой вклад в создание развивающей среды.

В православном понимании семья - это живой организм. Есть незримая духовная связь между детьми и родителями. Духовная атмосфера в семье и обществе всегда будет сказываться на ребёнке.

Поэтому и начинаем мы нашу работу с семьи.

На первом этапе предлагаем родителям тест-вопросник для родителей, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности. и тест Мой ребенок способен, выявляющий способность к творчеству.

Далее предлагаем цикл консультаций для заинтересованных родителей, в ходе которых показываем роль семьи в работе со способными детьми, необходимость насыщать ребенка не только знаниями, но духовно-нравственными понятиями.  

На следующем этапе мы предлагаем семьям, совместно с учителем, поучаствовать в региональном конкурсе творческих работ для младших школьников "Как хорошо уметь читать" (Организатор факультет дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ).

Обратите внимание, среди победителей и призеров конкурса есть учащиеся 1 класса – это наш «золотой запас», пополнение.

Один из интереснейших приемов, который помогает привлечь детей и родителей к олимпиадному движению – электронное тестирование, которое мы широко применяем, используя приложение «Дневник.ру» (приложение 4)

Таким образом, уже на начальном этапе мы видим детско-родительский потенциал для дальнейшей работы.

Со 2 класса работа ведется более углубленно.

Мы ставим перед собой долгосрочную цель: обеспечить качественную подготовку школьников к участию в Открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие».

Определяем задачи для реализации цели:

1. Познакомить детей с содержанием и структурой интеллектуальных заданий олимпиады и научить некоторым способам выполнения интеллектуальных действий запоминания, мышления, чтения, сопоставлений.

2. Организовать участие детей в школьном туре олимпиады «Наше наследие».

3. Развивать познавательные процессы детей: внимание, память, мышление, воображение.

4. Воспитывать патриотизм и уважение к национальным традициям и героическому прошлому нашей Родины.

Наша работа строится как последовательное знакомство со спецификой заданий каждого блока олимпиады и выполнение упражнений по каждому виду заданий. В качестве упражнений и заданий используются тексты олимпиады «Наше наследие» прошлых лет. Блок соревнований на эрудицию проводится по теме предстоящей олимпиады.

В начале учебных занятий педагогом проводится вводная диагностика для определения начального уровня умений учащихся работать в режиме теста и решать логические задачи. Для этого им предлагается выполнить два задания олимпиады - «Тест на эрудицию» и «Логические задачи» - по теме прошлого года для определенной возрастной категории.

Итоговый контроль – результаты школьного тура олимпиады по теме этого учебного года.

Количество баллов, набранных учеником в школьном туре олимпиады, сравнивается с количеством баллов, набранных за вводную диагностическую работу.

Положительная динамика свидетельствует о высоком уровне подготовки ребенка, равное количество баллов – о среднем уровне, отрицательная динамика – о низком уровне подготовки к Олимпиаде.

Опишу несколько методических приемов, которые я использую при подготовке олимпиадников.

  1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
  2. Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
  3. Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.
  4. Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
  5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей.
  6. Консультация преподавателя.

Важным моментом является подведение итогов участия в олимпиаде. Школа поддерживает своих победителей:

- оформляется стенд «Наши достижения» с поздравлениями и пожеланиями с указанием фамилий детей-участников

-   проводятся общешкольные линейки, на которых ребят награждают.

Но главное учащиеся младших классов осознают, насколько важную работу они проделали, защищая честь класса, школы, стараясь не подвести ожидания одноклассников, учителей.

Каков же итог нашей работы?

Благодаря слаженной работе учителя, ребенка и родителей нашей школы коллектив смог достичь немало побед.

Ежегодно ребята становились призерами муниципального уровня в отдельных конкурсах Олимпиады «Наше наследие». В этом году произошел прорыв – из 9 учащихся Балахнинского района четверо из МБОУ "СОШ № 6 им. К.Минина" стали обладателями дипломов 2 и 3 степени. (прил6)

Призерами муниципального этапа стали:

Ваткушев Тимофей

Диплом 2степени

Учитель: Пережогина Е.В.

Пережогина Елизавета

Диплом 2 степени

Учитель: Чистоткина Е.Г.

Лаврентьева Мария

Диплом 2 степени

Учитель: Савельева Э.К.

Хорькова Анастасия

Диплом 3 степени

Учитель: Пережогина Е.В.

Призерами в отдельных конкурсах стали:

Ваткушев Тимофей

Логика – 1место

Тест – 1 место

Соответствия – 1 место

Стихотворение – 2 место

Учитель: Пережогина Е.В.

Пережогина Елизавета

Логика -2место

Примеры – 1 место

Соответствия – 1место

Стихотворение -2 место

Учитель: Чистоткина Е.Г.

Лаврентьева Мария

Тест –3 место

Соответствия – 3 место

Стихотворение – 3 место

Примеры – 1 место

Чтение – 1 место

Учитель: Савельева Э.К.

Хорькова Анастасия

Логика – 3 место

Соответствия – 3 место

Чтение – 3 место

Учитель: Пережогина Е.В.

Зуева Ксения

Логика – 1 место

Учитель: Пережогина Е.В.

Рихтарик Юлия

Логика – 2 место

Учитель: Пережогина Е.В.

Нельзя не отметить еще одну важную работу, направленную на воспитание нравственности, развитии успешной личности ребенка – исследовательская деятельность.

Третий год подряд мы выдвигаем исследовательские работы своих учащихся на Региональный конкурс «Я – исследователь» в стенах факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Каждый раз среди наших участников есть победители:

в 2016 и 2017 году  Дипломы 2 степени были вручены Селиной Анне, руководитель Чистоткина Е.Г.

В этом году мы поднялись на новую ступень. Диплом лауреата в секции «Физика, математика и техника» был вручен Горбачевой Марии, руководитель Каврижкина О.Б.

Обладателем Диплома 1 степени в секции «Гуманитарная» стал Моисеев Григорий, руководитель Пережогина Е.В. А это значит, что учащийся нашего Балахнинского района будет защищать честь Приволжского федерального округа на Всероссийском этапе конкурса «Я – исследователь», проведение которого запланировано на май в г. Сочи.

Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекая в олимпиадное движение, прививая и воспитывая определенные качества мы делаем одно общее дело, растим патриота, гражданина, личность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ + ЗНАНИЕ – НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им.К.Минина»: Пережогина Елена Васильев на

Слайд 3

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания у детей ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом

Слайд 5

Принципы подготовки к олимпиаде ненавязчивость и добровольность высокая мотивация обучения продуманность и систематичность « Пусть победит сильнейший » « В олимпиаде есть победители, но нет побежденных »

Слайд 6

Составляющие успеха олимпиадного движения

Слайд 7

Методики диагностики одаренности тест-вопросник для родителей , определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности тест «Мой ребенок способен» , выявляющий способность к творчеству

Слайд 8

Победители конкурса

Слайд 9

Электронное тестирование

Слайд 10

ЦЕЛЬ: обеспечить качественную подготовку школьников к участию в Открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». Задачи : 1. Познакомить детей с содержанием и структурой интеллектуальных заданий олимпиады и научить некоторым способам выполнения интеллектуальных действий запоминания, мышления, чтения, сопоставлений. 2. Организовать участие детей в школьном туре олимпиады «Наше наследие». 3. Развивать познавательные процессы детей: внимание, память, мышление, воображение. 4. Воспитывать патриотизм и уважение к национальным традициям и героическому прошлому нашей Родины.

Слайд 12

Призеры муниципального этапа Ваткушев Тимофей 4Д Диплом 2степени Учитель: Пережогина Е.В. Пережогина Елизавета 2Г Диплом 2 степени Учитель: Чистоткина Е.Г. Лаврентьева Мария 2Д Диплом 2 степени Учитель: Савельева Э.К. Хорькова Анастасия 4Д Диплом 3 степени Учитель: Пережогина Е.В.

Слайд 13

Призеры в отдельных конкурсах Ваткушев Тимофей 4Д Логика – 1место Тест – 1 место Соответствия – 1 место Стихотворение – 2 место Учитель: Пережогина Е.В. Пережогина Елизавета 2Г Логика -2место Примеры – 1 место Соответствия – 1место Стихотворение -2 место Учитель: Чистоткина Е.Г. Лаврентьева Мария 2Д Тест –3 место Соответствия – 3 место Стихотворение – 3 место Примеры – 1 место Чтение – 1 место Учитель: Савельева Э.К. Хорькова Анастасия 4Д Логика – 3 место Соответствия – 3 место Чтение – 3 место Учитель: Пережогина Е.В. Зуева Ксения 4Д Логика – 1 место Учитель: Пережогина Е.В. Рихтарик Юлия 4Д Логика – 2 место Учитель: Пережогина Е.В.

Слайд 14

СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩИЕ Селина Анна, руководитель Чистоткина Е.Г. Горбачева Мария , руководитель Каврижкина О.Б. Моисеев Григорий , руководитель Пережогина Е.В.

Слайд 15

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ-ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов 

  • От 20 до 23 баллов — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
  • От 15 до 19 баллов— ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
  • От 9 до 14 баллов— большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
  • От 4 до 8 баллов — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
  •  Менее 4 баллов — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

ТЕСТ «МОЙ РЕБЕНОК СПОСОБЕН»,

выявляющий способность к творчеству.

Мой ребенок способен:

  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
  2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
  3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
  5. Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
  6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
  7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

  • 35-28 баллов — высокий уровень креативности;
  •  27-17 — средний;
  •  16-0 — низкий.

   Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы, и ребенок еще может измениться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению (из опыта работы)

В докладе к педагогическому совету представлен анализ работы по проекту "Мой любимый город Белогорск"....

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».

«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей младших школьниковчерез работу со сказками

В программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направл...

Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимостиэкологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-ственной политики в области экологического развития Российс...