Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Жидкова Любовь Юрьевна

Методическая разработка является вариантом представления обучающимся темы "Мудрость. Ум да разум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка занятия44.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая работа
в номинации «методическая разработка занятия для обучающихся 1 - 4 классов»

Ф.И.О. педагога Жидкова Любовь Юрьевна

Должность учитель начальных классов

педагогический стаж 34 года

в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки» 2 года

Образовательная организация МБОУ "СШ № 34"

форма занятия: урок

Класс: 3

возраст обучающихся / воспитанников 9 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ_____Мудрость, Ум да разум._________________________________

Цель для педагога:

Создание условий для формирования духовно – нравственных ценностей   «ум», «разум», «мудрость»

Цель для

обучающихся/ воспитанников:

Формирование представление о значение ума, разума и мудрости в жизни человека.

Задачи для педагога:

1.Формировать  истоки ценностей внутреннего мира человека ума, разума и мудрости.

  • 2.Развивать коммуникативные и учебные навыкичерез содержательный аспект урока.
  • 3.Воспитыватьчувства уважения, верности, доброжелательности и ответственности к своей семье, родным, одноклассникам.

Задачи для

обучающихся/ воспитанников:

1.Формировать представление о социокультурных категориях: «ум», «разум», «мудрость».

2.Развивать  индивидуальные компетенции: умение работать в группе, вести беседу, присоединяться к восприятию партнёра и умение излагать мысли, вести продуктивный диалог и сотрудничать. Развитиевосприятия, мышления, нравственного и духовного опыта ребенка. Расширение кругозора и обогащение словарного запаса.

  • 3. Воспитывать  готовность  дарить помощь и радость окружающим людям, чувства уважения, верности, доброжелательности и ответственности к своей семье, родным, одноклассникам и взрослым людям.

Термины, понятия

«ум»   «разум»  «мудрость»

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать:категории"Нравственность", "Ум", "Разум", "Мудрость"

Уметь: принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей.

Владеть: основами коммуникативной деятельности.

Личностные:

1. Действия, реализующие потребность школьника в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

2. Действия, характеризующие уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям.

3. Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.

Регулятивные:

1. Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов.

2. Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные:

1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках.

2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Анализ полученной информации и использование ее в организации работы на уроке.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Комментированное чтение статей.

Коммуникативные:

1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).

2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Формы организации: индивидуальная., фронтальная, работа в парах, работа в группах, работа в четвёрках, ресурсный круг.

Методы и приёмы:словесные, наглядные, практические, частично-поисковый

(проблемно- поисковый, исследовательский, репродуктивный: инструктаж, объяснение, тренировка. самостоятельная работа)

Рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом, дидактический материал.

Оборудование:

пословицы об уме и разуме, кластеры «ум», «разум», распечатки текста учебника, рабочая тетрадь II часть «Истоки»

Наглядно-демонстрационный материал:

мультимедийная презентация,

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся/ воспитанников

стр. книги

I этап. Целеполагание

Создание положительного эмоционального фона. Включение воспитанников в деятельность на личностно-значимом уровне по постановке темы и цели занятия.

Проверка готовности к занятию.

Адаптация обучающихся к деятельности.

Приветствие, создание благоприятной психологической обстановки

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Представьте, что в ваших ладошках маленькое зеркальце, улыбнитесь себе, друг другу, мне, а я улыбнусь вам. - Протяните свои ладошки к солнышку, как  ласковое солнышко протягивает свои добрые лучики к вам. (если на улице ярко светит солнышко, обратиться к нему, если нет, то к рисунку солнышка на доске либо на слайде)

Мобилизация  внимания на данное занятие.

- А, сейчас, мы,  все вместе отправимся в увлекательный мир по нашей светлой  дороге  социокультурные истоки.

- По мере своих сил будем помогать друг другу в дороге.

Учитель помогает формулировать цель урока.

2. Введение в тему. Нацеливает на работу.

-Уважаемые ребята,  внимательно послушайте, и скажите в чём по вашему смысл данных строк. (учитель зачитывает)

          В одно окно смотрели двое.

          Один увидел дождь и грязь.

          Другой -- листвы зеленой вязь.

          В одно окно смотрели двое.

- Ваше мнение о прочитанном.

-Да, действительно только разумный человек способен видеть вокруг себя всё положительное, т. к. разумный обладает духовно – нравственными ценностями   внутреннего мира человека.

 Связь с русским языком игра "Буквы рассыпались, собери слова."

Р О Ь М С А З У Д Т  

УМ   РАЗУМ  МУДРОСТЬ  слайд

- Кто догадался, какая тема занятия?

- Как вы думаете, а что главное из этих ценностей?

- И так, какая будет цель? 

Цель: будем заниматься формированием представления о значение ума, разума и мудрости в жизни человека. слайд

Самоконтроль

Саморегуляция.

Приветствие учителя, друг друга, присутствующих взрослых.

Слушают, выполняют предлагаемые действия.

Саморегуляция.

Включение в поисковую деятельность

Слушают стихотворение, думают над смыслом.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Участвуют в формулировании темы

Дети высказывают своё мнение.  

Участвуют в формулировании цели.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Активизировать внимание настроить на рабочую обстановку.

Активизирует опорные знания и умения. Направляет рассуждения детей в нужное русло.

3.Присоединение.(в презентации под музыку меняются символы христианской мудрости: Храм, Священное писание, великомученица София, орел с книгой).В этих символах и образах скрывается одно важное слово. Попробуем его определить.

«Что такое мудрость?»

- Чаще всего прозвучал ответ о том, что мудрость - это ум. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, достаточно ли одного ума, чтобы стать мудрым.

Определяют заданное слово.

Дети озвучивают свое собственное понимание мудрости.

III этап. Основной этап

Реализация основной идеи занятия.

Нацеливает на продуктивный просмотр.

  • Поощряет доброжелательное отношение друг к другу.
  • Посредством совместной деятельности учеников, подводит к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека.

4. Просмотр притчи «Все в твоих руках»

- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм – притчу. Если кто забыл, притча – это рассказ с поучением. Каждый человек по своему прав,  поэтому я предлагаю вам.разделиться на две большие группы (1,2,3.варианты - первая группа, 4,5, 6 - вторая. Первая группа будет защищать  ученика, вторая мастера. Для того чтобы защищать, нужно как бы стать самим героем И рассуждать с его позиции. Просмотр.

Давайте обсудим.

- Ученик умный?

- А мастер умный? Почему?

- А кого из них можно назвать мудрым?      Почему?

- Почему мастер ответил: «Все в твоих руках?»

Вывод: мастер ответил: «Все в твоих руках? » т. к. обладал большим  жизненным  опытом, был и умным , и разумным, и мудрым, и умел жить для людей.

 5. Активное занятие.

«Ум да разум».

- Человек наделён умом и разумом.

- Что же делает ум, а что разум? Или  по другому,   какова роль ума и разума?

- Ум познаёт окружающий мир, запоминает и накапливает знания.

- Разум – рассуждает, главное от второстепенного отделяет.

Тысячелетиями накапливаются  и вечно живут  в слове сокровища  человеческой жизни и опыта. Особенно богат наш язык пословицами.

Поощряет доброжелательное отношение друг к другу.

Работа в парах.

Соотнесите пословицы и евангельские выражения по смыслу:

  1. «Где ум, там и толк».

  1. «Преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою».
  1. «Глупый плети боится, а умному слова достаточно».

  1. «Не многолетние только мудры».
  1. «Мудрость в голове, а не в бороде».

  1.  «На разумного сильнее                   действует выговор, нежели на  глупого сто ударов».
  1. «Ученье свет , а не ученье тьма».

  1. «Ум силу одолевает».
  1. «Мудрость лучше силы».

  1. «Сердце мудрого знает и время и устав».

Вывод: и пословицы, и евангельские выражения имеют мудрое содержание.

5.Осмысление  понятий «ум», «разум».

Нацеливает детей на продуктивное чтение.

Работа с текстом учебника страница 103.

- Прочитайте отрывок из текста, и определите, что же такое «ум» и «разум».

Отрывок из текста.

     Человек наделен умом и разумом. Ум познает окружающий мир, запоминает, накапливает и хранит знания. Разум рассуждает, главное от второстепенного отделяет. Разум уму служит - без него знания не привести в порядок. Не случайно в народе говорили: «Ум без разума – беда».

          Важно, чтобы ум был в ладу с сердцем. Тогда горят, что у человека  сердечный ум. Такой ум слышит голос совести.

      Ум да разум – бесценные сокровища человека. Птице – крылья, человеку – разум.

- А сейчас, составьте, пожалуйста, кластеры, 1,3-я группы - ум, 2-4-я группы - разум. прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группах.

5. Физминутка
для улучшения мозгового кровообращения.

hello_html_m4d466bb7.pngИсходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

hello_html_m4d466bb7.pngИ.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

hello_html_m4d466bb7.pngИ.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через

hello_html_m4d466bb7.pngправое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

hello_html_m4d466bb7.pngПовторить 4-6 раз. Темп медленный.

Настраивает на работу, даёт инструкцию выполнения.

  1. Ребята и уважаемые родители, сейчас вам предлагается работа в группах (дети и родители)

-И так, каждая группа получает карточку,  на которой написана притча. Вы вместе с родителями читаете и обсуждаете содержание. После этого каждая группа отчитывается о проделанной работе: т. е. нужно рассказать нам, над чем человек может поразмышлять после прочтения притчи.

Уроки житейской мудрости.

-Как получают знания люди в современном мире? (в школе, из книг, из Интернета, от других людей)

-А как получали знания и где учились люди в древности? (полезные знания сохраняли в памяти и устно передавали новым поколениям)

-в сказках -песнях -загадках -поговорках -притчах

Каждая из групп получает задание:

1-я группа- текст притчи.

Притча: Гвозди

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

-Какая мудрость скрыта в этой притче?

2 группа:

Пловец.

Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал.

-Какая мудрость скрыта в этой притче?

3 группа:

Справедливость.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

4 группа:

Притча о мальчике, который верил в чудеса.

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».

Вывод о том, какие категории помогли вам  понять и рассказать нам, о сути прочитанного? (ум, разум, мудрость)

Л.Н.Толстой сказал: «Мудрость не в том, чтобы много знать…Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные… Из всех же знаний, нужных человеку, самое важное знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно больше добра».

Создаёт ситуацию снятия мозгового напряжения.

8.Минутка отдыха. Ладонь правой руки положить на лобную часть головы, а левой –    на затылочную и нажать, локти отвести в стороны, выпрямиться, дышать легко и свободно 5 секунд. Поменять положение рук и продолжить еще 5 секунд.

Предпосылки для осмысления

необходимости и важности обучения в целом.

Переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

9. Ресурсный круг: «Зачем я учусь?»

- Начните так:"Я учусь, чтобы…" (ответы детей  с передачей волшебного звоночка)

Послушайте смешную историю.

Один мальчик пришёл в аптеку и попросил дать ему таблетки. «Какие? – спросил у него фармацевт. «Я хочу быть самым умным. Да побольше, побольше!»

- Как вы думаете, ему дали таблетки? Почему?

 (Человек сам развивает свой ум, а не таблетки)

 - А как нужно развивать свой ум? Что в этом может помочь? (Нужно много читать, заниматься, пытаться всё понять, а что не понятно, спрашивать у учителя, родителей, старших братьев, искать ответы в словарях, книгах, энциклопедиях.  

Показывает энциклопедию.

- В них столько интересного! В них можно найти ответ на любой вопрос .Например - Можно ли хвостом напиться?

 - В них можно прочитать о многих умных людях, которые сделали великие открытия и прославились на весь мир.

Д. И. Менделеев– известный русский химик. Он разработал Периодическую систему химических элементов. Благодаря ей мы знаем много об окружающих нас веществах, например знаем структуру воды. Им написаны первые учебники по химии.

Просматривают притчу.

Обсуждают, отстаивая, каждый свою позицию.

Приходят к выводу о мудрости выражения

"Всё в твоих руках"

Соотносят выражения.

Самопроверка, самооценка.

Дети доказывают правильность выполнения задания.

Читают находят ответ на заданный вопрос.

Вспоминают правила работы в группах.

В результате работы у детей получаются следующие кластеры:

ум

Познает мир

Р

А

З

У

М

Служит уму

Запоминает

Рассуждает

Накапливает знания

Учит нас

Хранит знания

Приводит ум в порядок

Выполняют упражнения

Слушают инструкцию.

Дети совместно с родителями обсуждают притчи.

Ответы детей и родителей.

Объясняют мудрость своей притчи.

Делают вывод.

Выполняют

Снимают мозговое напряжение.

Передают волшебный звоночек,

 высказывают своё мнение.

Осознают значимость обучения в школе.

Отвечают

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Проводится анализ достижения цели урока. Применение полученных знаний при развитии общих компетенций

10. Итог урока.

- Как вы думаете, достаточно ли ума и разума для того, чтобы стать мудрым? (нужна еще вера, любовь, надежда, терпение, истинные знания и искреннее желание жить на радость людям.)

Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

-Нарисуй образы и символы на тему "Ум да разум"

Пусть ваши семьи будут самые дружные, пусть в них царит дружба, понимание, любовь, помощь, уважение, забота, согласие.

Спасибо всем за активную работу.

Организация рефлексии.

Рефлексия.

-  Встаньте, пожалуйста, в круг ребята и родители, возьмитесь за руки и скажите для чего человеку нужен ум, разум и мудрость?

-    Посмотрите, Что вы видите?

- Да, это вековое дерево. Это дерево и вся природа вокруг живёт для людей, ничего не требуя в замен, оно приготовило вам маленькие подарки - свои листики, они всё разные.

Кому было на уроке легко,  интересно и всё понятно возьмите листики зелёного цвета, легкое затруднение жёлтого цвета, смутно непонятно - красного цвета.

Систематизация детьми полученного опыта.

Фиксируют в речи новое содержание, изученное на уроке. Соотносят цель учебной деятельности и её результат. Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Используемая литература:

1. Камкин А.В. «Истоки», 3 класс. Учебное пособие М., издательский дом "Истоки" 2017 г

2. Бандяк О.А., Котельникова Н.В. «Истоки», 3 класс (части I и II). Рабочая тетрадь

3.Истоковедение, том 2, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.

6.Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979.

7.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

8.Камкин А.В. «Истоки», 3 класс. Учебное пособие  М., издательский дом "Истоки" 2017 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ

Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на осно...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса

Основная цель занятия: создать содержательные и организационные условия для изучения материала по теме "Школьные принадлежности"...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....

Методические разработки занятий по социокультурному курсу "Истоки" во 2 классе

Представленный  методический материал носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя разработки занятий для 2 класса начальной школы, основанные на программе социокуль...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане"

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане". Напрвление внеурочной деятельности: интеллктуальное. Цель: изучить легенду об Абакане. Создать мультфильм....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме: «Волшебный квадрат»

Цель Развитие познавательной активности детей;  мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления, математических представлений....