Путешествие в страну эмоций
классный час

Авдеева Виктория Петровна

Конспект классного часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Конспект урока по психологии для детей 1 класса с ОВЗ

Название работы: «Путешествие в страну эмоций»

Автор: Авдеева Виктория Петровна

Должность: учитель начальных классов

Телефон: 8-964-615-04-97

Адрес эл. почты: avdeevavikci@yandex.ru

2020 год

Аннотация

Данная работа адресована педагогам начальных классов для работы с детьми ОВЗ, педагогам – психологам, родителям. В ней рассматриваются способы коррекции у детей психоэмоционального напряжения путем беседы с ребёнком, игр и практической деятельности. Данный материал будет способствовать эмоционально-волевому развитию, позитивного общения, формированию эмоциональной сферы детей, снятию эмоционального напряжения и умениям использовать полученные знания для выражения своих эмоций.

Цель: закреплять и расширять знания ребенка об эмоциях, обучение ребёнка понимать собственное эмоциональное состояние, развивать воображение, наблюдательность и выразительность речи. 

Задачи:

  1. Образовательные:
  • целенаправленно включить обучающегося в учебную деятельность;
  • формировать познавательную активность;
  • продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;
  • закрепить умение выражать эмоции: радость, грусть, удивление, злость;
  • способствовать осознанию детьми собственных эмоций.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать речь, речеслуховое внимание, память, мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность;
  • развивать наглядно – образное мышление.

3. Воспитательные:

  • формировать интерес к занятиям;
  • развивать самостоятельность, эмоциональную отзывчивость.

Достигаемые результаты: В результате проведенной работы мы наблюдали следующие изменения у ребёнка:

  • Стали преобладать положительные эмоции;
  • Умение показывать различные эмоциональные состояния в зависимости от ситуации в которой находится ребёнок;
  • Появилось желания общаться со сверстниками;
  • Развивается умение сдерживать свои эмоции;
  • Эмоциональная реакция ребенка адекватна ситуации;
  • Снизился уровень тревожности.

Форма организации работы: индивидуальная.

Методы и приёмы:

Словесный: беседа-обсуждение, вопросы, «Игра-приветствие с игрушкой».

Наглядный: рассматривание картинок.

Практический: дидактическая игра «Повтори», психогимнастика «Поделись своим теплом», дидактическая игра «Азбука настроения», прослушивание релаксационной музыки, лепка пластилином, дидактическая игра «Волшебные шары», физкульт-минутка, игра-прощания «Мыльные пузыри».

Образовательные ресурсы: 

Мягкая игрушка, раздаточный материал - карточки «Настроение», рисунки шаров, фломастеры, пластилин, музыкальный центр, сборник «Музыка для релаксации», мыльные пузыри.

1. Организационный момент.

Педагог приветствует учащегося, предлагает ребенку сесть за парту.

Учитель: Здравствуй дорогой друг! Посмотри какой сегодня чудесный день! Я предлагаю тебе отправиться в путешествие по стране эмоций!

И так, первая наша с тобой остановка «Приветствие». Если у нас хорошее настроение, что мы можем подарить другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своём настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. «Игра-приветствие с игрушкой». Сейчас мы будем передавать игрушку, и говорить друг другу комплименты и желать что-либо хорошее, при этом у нас с тобой не должна сходить улыбка с лица.

  1. Работа по теме

Беседа по теме «Эмоции».

Учитель: Вторая наша с тобой остановка беседа «Эмоции». Как ты уже понял, мы с тобой будем разговаривать об эмоциях. Эмоции – это наша реакция на различные ситуации, эмоции показывают наше состояние. Сейчас мы с тобой поговорим какие бывают эмоции. (Учитель раскладывает на столе карточки с изображением эмоций.)

Что такое эмоции мы с тобой уже поняли из предыдущему упражнения. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют люди.

А чтобы понять какие бывают эмоции, мы с тобой сейчас будем пробовать их проявлять:

  • Расскажи, какие события могут тебя обрадовать. Как можно наше настроение сделать радостным? Посмотри внимательно на карточки и покажи где изображена радость. Учитель слушает ответы ребёнка, затем делает выводы о том, как мы радуемся.
  • Теперь давай вспомним почему мы можем рассердиться, разозлиться, в каких случаях это происходит? Посмотри внимательно на карточки и покажи где изображен рассерженный человек. Учитель слушает ответы ребёнка и делает выводы о том, когда мы сердимся, злимся.
  • А бывают ли такие ситуации, когда ты обижаешься? Что или кто может тебя обидеть? Посмотри на карточки, которые лежат перед тобой и найди эмоцию выражающую обиду. Учитель слушает ответы ребёнка и делает выводы о том, когда мы обижаемся.
  • Теперь давай вспомним, когда мы удивляемся? Посмотри на карточки и найди человека который удивляется. Учитель слушает ответы ребенка и делает выводы о том, когда мы удивляемся.

Учитель: Третья остановка   игра «Повтори», я буду показывать эмоции, а ты будешь за мной их повторять (учитель проговаривает ситуации и показывает соответствующие эмоции):

- Когда нам грустно – мы делаем так.                

- Когда мы удивлены – делаем вот так.                                                                                                          

- Когда мы испуганы – мы такие.                                                                                                                  

- Когда мы злимся – мы уже другие.                                                                                                    

- Когда мы радуемся – мы делаем так.

Учитель: сейчас мы с тобой остановимся на остановке «отдых».

Психогимнастика:

«Поделись своим теплом»

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

Предложить ребёнку найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем он должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Учитель предлагает поделиться этим теплом с другими. Ребёнок прикасается к учителю или другому ребёнку со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем ребёнок делится своими ощущениями.

Учитель: Скажи, пожалуйста, а благодаря чему окружающие люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?

- выражение лица – мимика;

- движения рук, поза тела – жесты.

Иногда нам только стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение, понять его без слов.

Учитель: Итак, мы с тобой выяснили, что люди способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции –это радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – это грусть, обида, страх, злость.

Физкульт-минутка.

Поднимайте плечики. 
Прыгайте, кузнечики. 
Прыг-скок, прыг-скок. 
Стоп! Сели. 
Травку покушали, 
Тишину послушали 
Выше, выше, высоко 
Прыгай на носках легко. 

Учитель: Четвёртая остановка игра «Азбука настроения».  Сейчас мы с тобой поиграем в интересную игру.

Я приглашаю тебя к столу. Ребёнку, сидящему за столом, раздаются карточки, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием.

Учитель: Внимательно рассмотрите свои карточки, а теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется, злится, грустит... и т. д.

Учитель: Скажи пожалуйста, а ты знал, что и у стихотворений бывает своё настроение? Послушай, и попробуй определить настроение стихотворений.

  1. Плачет серый воробей:

"Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно -

В поле зёрнышка не видно!"

  1. Но мохнатые боятся:

"Где нам с этаким сражаться!

  1. Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки…

Учитель: Хорошо, молодец.

Учитель: Пятая остановка «Сделай сам». Сейчас я хочу предложить тебе самому вылепить пластилином эмоцию какую ты захочешь. Учитель даёт картон, на котором нарисован человек без лица, и пластилин.

Учитель: Молодец! У тебя отлично получилось!

Учитель: Сейчас мы с тобой немного отдохнем – звучит успокаивающая музыка.

Учитель: Шестая остановка игра «Волшебные шары. Перед тобой картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Твоя задача подобрать каждому шарику и изобразить на нем эмоцию, которая, на твой взгляд, больше подходит к форме шара, а также рассказать о его настроении, ориентируясь на его форму. Например, держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся".

  1. Заключительная часть

Учитель: И так, мы с тобой добрались до последней остановки, на которой будем прощаться. Давай вспомним, о чем мы сегодня с тобой говорили? Чем занимались? В какие игры играли? Учитель слушает ответы ребёнка и делает выводы.

Игра «Паутинка»

Учитель: Представь, что мы с тобой стали волшебниками и можем пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давай подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...

Например:

- Пусть избавятся от болезней;

- Пусть долго живут;

- Пусть у всех будет дом;

- Пусть все дружно живут;

- Пусть все будут счастливы...

И тогда все люди станут радостными!!!

Ритуал прощания «Мыльные пузыри»

Учитель: У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех, на кого попадают добром, любовью и хорошим настроением на весь день. Подходи ближе, я буду выдувать пузыри, а ты дотрагивайся до них, чтоб они лопнули у тебя в руках. А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза, и будем посылать искорку добра в виде рукопожатия. Я посылаю искорку тебе, а ты передаёшь её мне обратно.

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли тебе занятие?

До свидания, до новых встреч!

Список используемая литература

  1. «Обучение детей с ЗПР: организация групповых и индивидуальных занятий коррекционно-развивающегося обучения». Пособие для учителей нач.классов и психологов, Е.В.Шамарина; Москва, 2007.
  2. «Диагностика и коррекция задержки психического развития». Под ред. С.Г.Шевченко; Москва, Аркти, 2001.
  3. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-развивающие аспекты», С.Г.Шевченко; Москва, Владос, 1999.
  4. https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-stepanova/konspekt-zanjatija-dlja-detei-s-ovz-tema-chasti-tela-yemoci.html
  5. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения». Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н— М.: Издательство "Ось-89", 1997.
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz zhizni/2017/10/09/psihogimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-i-formirovaniya
  7. Кряжева  Н.Л.  Развитие  эмоционального  мира  детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  8. http://xaritonowa.21413s06.edusite.ru/p29aa1.html
  9. Семенака  С.И.Социально-психологическая  адаптация  ребенка  в обществе: Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие в Страну Эмоций"

Конспект интегрированного занятия учителя начальных классов и психолога для учащихся 3 класса СКОУ  VIII вида «Путешествие в страну Эмоций» Данное занятие направленно на закрепление представлен...

Интегрированный урок с мультимедиа презентацией "Путешествие в страну эмоций"

Данное занятие соответствует календарно-тематическому плану педагога-психолога. Соответствует программному материалу психокоррекционного воздействия в условиях коррекционного образовательного уч...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в страну эмоций"

Данное занятие нацелено на развитие эмоциональной сферы ребенка с примененнием технологии рисуночной терапии. Возрастная категория -малдшие школьники- 1-4 класс. Занятие проводится совместно с педагог...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в страну эмоций"

Данное занятие нацелено на развитие эмоциональной сферы. Педагог-психолог проводит занятие совместно с преподавателем по ИЗО. Возрастная категория-младшие школьники 1-4 класс...

Путешествие в страну эмоций

Расширение представлений детей о разных эмоциях и способах их выражения...

Путешествие в страну «Эмоции».

Здравствуйте, ребята!Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поприветствуем наших гостей, подарим им свои улыбки и частичку св...