Занятие "Красота вокруг нас"
методическая разработка (3 класс)

Занятие предзначаено для обучающихся 3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_vneurochnogo_zanyatiya.docx237.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта воспитательного мероприятия

Класс: 3

Направление воспитательной работы: эстетическое

Целевые ориентиры: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту; природе; искусстве; творчестве; людей.

Тема воспитательного мероприятия: «Красота вокруг нас»

Цель воспитательного мероприятия (для учителя): воспитание эмоционально-ценностного отношения к красоте окружающего мира, природе посредством известных поэтов, композиторов и художников; развитие творческих умений при выполнении задания; актуализация знаний о творчестве русских поэтов и композиторов (П.И. Чайковский, А.С. Пушкин, И.И. Левитан, Ф.И. Тютчев, В.Д. Поленов).

Этап воспитательного мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

Средства воспитания (включая указания слайдов презентации), интерактивное оборудование

Форма организации деятельности (Ф,И,П,Г)

Подготовительный (организационно-мотивационный)

Звучит запись песни Ю. Антонова «Живёт повсюду красота».

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, не забывайте о правильной посадке.

-Перед тем, как начнём наше занятие, проведем гимнастику для мозга.

-Первое упражнение «Качания головой», опустите голову вперед, расслабьте плечи и медленно качайте головой из стороны в сторону (выполнять 30 сек);

-Второе упражнение «Ленивые восьмёрки», нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости по 3 восьмёрки каждой рукой, затем двумя руками.

-Отлично.

-Ребята, кто из вас был внимательный, какая песня звучала в начале занятия, о чем она?

-Верно. Сегодня мы с вами поговорим о красоте. Как вы думаете, что такое красота?

-Красота- это то, что приятно и нравится всем людям, это всё прекрасное, что окружает человека и вызывает в нём радость.

-Где мы можем увидеть красоту? В чем?

-Согласна с вами, красота она по всюду.

- Я предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию в прекрасный мир красок, поэзии и звуков! В мир природы.

- Ребята, все мы часто наблюдаем окружающую нас природу: на экскурсиях, на прогулках, по дороге домой и в школу. Как вы думаете, чему нас учит природа?

- А от чего можно получить удовольствие, отдыхая на природе?

- Да. Можно получить удовольствие, когда рассматриваешь деревья, цветы, птиц. Можно смотреть, как в реке отражаются облака и солнце. Можно прикоснуться к дереву, например, к берёзе, обнять руками и попросить её поделиться своей силой. Приятно полежать на мягкой траве, побегать по ней босиком. Удовольствие – искупаться в море или реке, а еще погулять по лесу, собрать грибов и ягод.

- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы рассмотреть красоту русской природы, прочувствовать, как эту красоту воспринимали и отражали в своих произведениях искусства известные русские поэты, композиторы, художники.

-Как могут выразить свои чувства художники?

-Как могут выразить свои чувства к осени композиторы?

- Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты?

- Русской природе посвящено очень много стихотворений, музыкальных произведений. Она является предметом любви, восхищения, размышления, описания, изображения.

-Давайте посмотрим на доску и отгадаем тему нашего занятия (АТОСАРК В ЕДОРИРП в ИСИПОВИЖ, ЕКЫЗУМ и ИИЗЭОП)

- Да, тема нашего занятия «Красота природы в живописи, музыке и поэзии»

-Как вы думаете, что нам необходимо понять на нашем занятии? Что увидеть, прочувствовать?

-Приветствие.

-о красоте, что она повсюду.

-красота-что-то за понимающееся и т.д.

- в людях, в природе, в музыке и т.д.

-слышать и видеть прекрасное

- пение птиц, рассматривать деревья и цветы и тд.

-красками, цветом, нарисовать картины.

-звуками, музыкой.

-писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах

«Красота в природе в живописи, музыке и поэзии»

-увидеть красоту в живописи, музыке и поэзии, прочувствовать то, как поэты, композиторы и художники изображали природу.

Метод формирования сознания (беседа), музыкотерапия, нейрогимнастика (упражнения), метод формирования интереса (экскурсия), игровой (шифр).

Педагогическая беседа, музыкотерапия

Интерактивная доска, колонки

Ф

Основной

- Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся «Музыкально - литературная».

-Слушая, стихотворение, подумайте, о каком времени года говорится?

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички - щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Полумесяц молодой.

(Алексей Плещеев)

-О каком времени года это стихотворение?

-Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

-Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

-Правильно, Петр Ильич Чайковский.

-А как называется произведение П.И. Чайковского, в котором он обращался к временам года? Цикл.

-А что такое цикл?

-Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра. Каждая миниатюра имеет свое название. Например, Апрель - подснежник, а Декабрь- Святки.

-Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь».

-Прочитайте, эти строки про себя: «Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят …»

-Что мы представляем, читая данные строки.

-Верно. Сейчас предлагаю вам прослушать мелодию П.И. Чайковского «Времена года» Октябрь (повторение правил слушания мелодии, музыки)

-После прослушивания, вам необходимо будет ответить на вопрос: что вы почувствовали, прослушав мелодию?

-Что вы почувствовали?

-Какое настроение передает музыка?

- Что вы представили себе? Какую картину природы?

-Какой мы можем сделать вывод на первой станции «Музыкально - литературная».

-Вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени».

-И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах, какого поэта? Известного русского поэта (портрет А.С. Пушкина)

(Выходит ученик)

«Унылая пора!

Очей очарованья!

Приятна мне твоя

Прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса».

-Какие красивые слова у А.С. Пушкина.

- Почему Пушкин называет осень унылой порой?

-Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Сможете перечислить признаки осени, которые очаровывают?

-Почему красу осени Пушкин называет прощальной?

-А скажите, осень всегда бывает грустной?

-Ваши ответы сейчас и проверим, прослушав стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева (звук)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

- Какое настроение у вас возникает при прослушивании этого стихотворения?

- Какие картины осени вы представили?

- Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

Всё это мы уже сегодня слышали в музыке русских композиторов, в лирике поэтов.

-Путешествие наше продолжается и следующая станция - «Изобразительная», где мы рассмотрим отношение к природе художников.

- Как называется произведение живописи с изображением природы?

-А теперь давайте посмотрим на картину И.И. Левитана “ Золотая осень”

-Посмотрите на картину и обсудите в парах: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Не забывайте правила работы в парах)

-Ответы на данные вопросы необходимо написать на карточке №1 (Приложение 1)

-Время на выполнение 5-7 минут

-Давайте обсудим, в ходе обсуждения, проверяйте свои ответы и у кого схожи высказывания\ответы, отмечайте плюсом.

-что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть?

-У кого схожи ответы с нашим обсуждением, поднимите правую руку, а у кого немного отличаются-левую.

-Поэтому глядя на картину, что мы чувствуем?

Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

-Вот такую тишину осени, ясную радость отдыха передал русский художник – пейзажист Исаак Левитан в своей картине «Золотая осень».

-Давайте рассмотрим еще одну картину В.Д. Поленов «Золотая осень».

-Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?

-Попробуем понять: почему картина вызывает именно такие чувства. Какой день изобразил художник?

- Какие краски выбрал художник, чтобы показать «Золото осени»?

-И у нас осталась последняя станция. Как вы думаете какая? И последняя наша станция - «Творческая».

Творческое задание: я предлагаю побыть в роли художников и создать свою книгу об осени и назвать её «Краски осени». Я приготовила обложку для неё, а вы нарисуете иллюстрации осени, также вы можете написать свое стихотворение об осени.

-Постарайтесь передать красками или словами свои чувства, настроение. (Включаю музыку)

На это задание у вас есть 10 минут

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите друг другу свои работы: иллюстрации и стихотворения. (Кто хочет может зачитать свое стихотворение)

-Молодцы, ребята! Теперь у нас в классе будет своя книга «Краски осени».

-осень

-Чайковский

- Цикл «Времена года»

-это несколько произведений

-наступила осень, листья уже желтые и опадают

-слушают мелодию

-грусть и т.д.

- спокойствие, грусть

-осень, желтые деревья и как кружатся листочки по ветру.

-показывая унылое время года, все равно отражается красота, что-то прекрасное

-Александра Сергеевича Пушкина

-Дожди, сорванные листья, ветер

-Деревья, плачущие желтыми листьями; тропинки, порытые разноцветными листьями; широкий простор.

-Природа засыпает, чтобы проснуться весной

- нет

- ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.

- пейзаж

-Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.

-Радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше

-Глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом

- радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.)

-ясный, солнечный

-чистые, яркие, теплые: желтые, зеленые, красные, оранжевые, коричневые

и немного голубой

-ответы детей

Метод формирования сознания (беседа), метод формирования интереса (экскурсия), метод стимулирования деятельности (похвала), музыкотерапия, наглядный (презентация, изображения), самооценка (жесты), творческое задание (нарисовать иллюстрацию\ написать свое стихотворение об осени), игровой метод (роль художника).

Педагогическая беседа, музыкотерапия, экскурсия, разъяснение.

Интерактивная доска.

Ф,П,И

Заключительный (рефлексия)

-Подходит к концу наша экскурсия по красоте нашей природы.

- Про каких художников, композиторов и поэтов мы говорили?

-Как художники, поэты и композиторы передают красоту природу?

-Какой можем сделать вывод в конце нашей экскурсии?

Рефлексия.

- Продолжите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я почувствовал, что…

А мне на память о сегодняшнем занятии оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Приложение 2

-Оранжевый лист – прекрасное настроение,

-желтый лист — хорошее,

-зеленый лист — мне немного грустно.

Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

-Спасибо за занятие!

-ответы детей

-ответы детей

-композиторы, поэты и художник отражали красоту природы

Метод формирования сознания (беседа), метод контроля и оценки («Продолжи фразу», «Волшебное дерево»)

Педагогическая беседа, экскурсия.

Ф


Приложение 1


Приложение 2

;n=13 ;n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...