"Профилактика и коррекция дезадаптивного поведения "
статья (4 класс)

Статья "Профилактика и коррекция  дезадаптивного поведения "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_20223.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция дезадаптивного поведения у учащихся в работе учителя класса ТМНР.

Для любого ребенка его поведение — это форма коммуникации, ведь, зачастую, только благодаря ей он может привлечь к себе внимание или сообщить о своих нуждах.

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (в школе, в семье, в общественном месте).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то в школе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Ребенок с умственной отсталостью – это особенный ребенок, который в силу своих психических особенностей по-другому воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов – когнитивного развития, восприятия, эмоционально-волевой сферы, неустойчивость мышления, внимания, памяти, речи и психики могут привести к тому, что у такого ребенка нарушается формирование поведенческих актов. Дети этой категории сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими людьми, учителями, воспитателями, обычно развивающимися сверстниками, такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, что выступает защитной реакцией на новые трудности.

В моем классе учатся ребята, у которых прослеживается дезадаптивное поведение, у некоторых оно обострилось в связи с пубертатным периодом.

Виды дезадаптивного поведения :

#1043;иперактивное – ребенок импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, активный, много лишних, навязчивых движений.

Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится.

Коррекция поведения:

  1. Поддерживаю ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
  2. Избегаю упреков, угроз, стараюсь разговаривать спокойно, мягко;
  3. Пощеряю все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);

#1044;емонстративное – при помощи движений, действий ребенок показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, окружающих его сверстников.

Коррекция поведения:

  1. Оставляю ребенка без «зрителей»,
  2. Разрешаю демонстративный поступок перед другими учащимся (видя, что поведение его не осуждается ребенок прекращает действия).

#1055;ротестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.

Стараюсь разобраться в происхождении протестного поведения, ищу выход из создавшейся ситуации.

#1040;грессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба себе, другим ,оскорбления, нецензурные слова в адрес окружающих).

Коррекция поведения:

#1054;твлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);

#1051;ишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;

#1055;редоставить ответственное поручение;

#1044;авать положительную оценку его действиям.

#1048;нфантильное - такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)

Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

#1050;омфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности

Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.

#1057;имптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания.

(таким детям нужен постоянный контроль, внимание, похвала, одобрение, задания, которые надо проверить и оценить)

Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении.

Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.

Предупреждение и исправление поведения возможно, если взаимосвязано проходит работа классного руководителя, родителей, узких специалистов, воспитателей.

Игры, направленные на коррекцию

агрессивного поведения школьников

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

Коррекцинно-развивающие игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания;
  • Игры, направленные на отработку навыков общения;
  • Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

  • «Маленькое привидение» (Кряжева Н.Л.)

Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме.

Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

  • «Рубка дров»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Содержание. Педагог: «Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

  • «Стаканчик для криков»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: стаканчик.

Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.

  • «Листок гнева»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

  • «Два барана»

Цель: снижение невербальной агрессии, предоставление ребенку возможности «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.

Содержание. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-бе-бе». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

  • «Бумажные мячики». (Фопель К.)

Цель: предоставление детям возможности вернуть бодрость и активность после того, так они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение войти в новый жизненный ритм.

Содержание. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился ложный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на стороне противника. Услышав команду «Стоп»! вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

  • «Шалтай-болтай»

Цель: расслабление мышц рук, спины и груди.

Содержание. Педагог: «Давайте поставим ещё один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-болтай".

Шалтай-болтай

Сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз».

  • «Использование свойств воды, глины и песка»

Цель: создание условий для переключения ребёнка с внешних раздражителей на тактильные ощущения.

Когда ребёнок лепит фигурку обидчика из глины, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить (можно применять пластилин).

Игры с песком привлекательны для детей своей «обратимостью». Можно глубоко закопать фигурку, символизирующую обидчика или гнев самого ребенка, попрыгать сверху, полить водой, наложить камней, а когда гнев утихнет, ее снова можно откопать, почистить и использовать в других играх.

Также хорошо использовать воду для снятия напряженности и агрессивности детей. Кроме отлично действующего в этом случае плавания, можно применять игры с водой. Например, устроить гонки кораблей. Каждый участник должен подгонять свой корабль, дуя на него из трубочки и не дотрагиваясь руками. Можно придумать что-то вроде водного бильярда, сбивая плавающие пластмассовые или резиновые шарики с помощью других шаров. Также хороши варианты «водной войны», например обливания из брызгалок, сбивание плавающих кораблей противника струей воды и т. п. Словом, любые интересные занятия с водой годятся для снижения агрессивности, недаром «ушат холодной воды» издревле считался эффективным способом усмирения разбушевавшихся взрослых. Но при работе с детьми во все «водные процедуры» лучше внести элемент игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.

К статье добавлен  материал одного из классных часов, который  возможно  использовать  образовательными  учреждениями  в  своей  работе  по  проф...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Профилактика отклонений в поведении агрессивных детей

В статье даны различия понятий "агрессия" и "агрессивность". Выделены основные виды агрессии. Рассмотрены проявления агрессивного поведения в детском возрасте и их причины. Перечис...

Профилактика проявлений асоциального поведения в начальной школе.

Стаья посвящена организации работы классного руководителя при выявлении у обучающихся проявлений асоциального поведения....

УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобр...

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...